Прямой эфир Новости спорта

Заденет ли Казахстан конфликт "Россия – США – Украина"

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Как конфликтная ситуация между Россией и США повлияет на нашу республику.

Растущее напряжение между Россией, США и странами Евросоюза в связи с ситуацией вокруг границ Украины добавляет тревожности и тем государствам, кто "официально" в конфликте не задействован. Появившиеся слухи о якобы готовящемся в феврале вторжении России на территорию Украины обострили отношения РФ и НАТО. Североатлантический альянс не даёт гарантий, что не будет расширяться на Восток. Официальная Москва слухи о планах по вторжению категорически опровергает и в свою очередь высказывает опасения о возможной провокации, в которой в последующем обвинят Россию. Тем временем США, Австралия, Франция и Великобритания уже объявили об эвакуации части сотрудников посольств в Киеве.

Как скажется новый виток обострения отношений на Казахстане? Ответить на этот вопрос Informburo.kz попросил политологов.  

"На мой взгляд, начало полномасштабной войны с применением важных видов вооружения и на большой территории в свете последних событий маловероятно, – уверен политолог Эдуард Полетаев. – На самом деле сейчас все адекватные люди и политики воевать не хотят. Проблема в том, что российско-украинский конфликт долгоиграющий и источник конфликта никуда не исчезает, он, на мой взгляд, исторический. <…> Самая большая проблема в том, что может случиться провокация, и тогда уже очень сложно будет как-то решить вопрос. Главное, чтобы из-за всех этих провокаций обычные люди, не причастные ни к какой войне, не пострадали. Хотя позиционная война продолжается до сих пор, информационная война идёт уже 8 лет. Поэтому элементы конфликта присутствуют, но если мы ведем речь о серьёзном вооружённом конфликте, он всё-таки пока маловероятен".

Нарастающее напряжение так или иначе отражается на всех сферах взаимоотношений государств и их партнёрах. В том числе и на Казахстане. У республики выстроены партнёрские взаимоотношения со всеми странами, так или иначе задействованными в конфликте. Не придётся ли в какой-то период пожертвовать традиционной для Казахстана многовекторной политикой и занимать чью-либо сторону? И как в дальнейшем возможная эскалация конфликта повлияет на нашу страну?

"Казахстан, конечно, плохо будет себя чувствовать (в случае ухудшения ситуации), потому что под угрозой окажется многовекторная политика. Всё чаще и политические силы, и представители общественности, и эксперты будут требовать определиться, с кем мы наконец – с Европой или с Россией. Поэтому здесь будет непросто.

Если крупномасштабный конфликт случится, никому хорошо от этого не будет – и всему постсоветскому пространству, и всей Европе. Казахстан находится в экономических и военно-политических союзах с Россией. Но я думаю, вряд ли Казахстан будет участвовать в чьих-то вооруженных конфликтах, тем более что у нас есть и уголовное наказание: граждане, участвующие в иностранных вооружённых конфликтах, получают довольно большой срок, и уже несколько человек были осуждены. Чтобы наши войска принимали участие, они должны быть в составе войск ОДКБ, и для этого Украина должна напасть на Россию, а Россия – призвать на помощь силы организации. Не думаю, что такой вариант реален. Что касается экономических отношений, непосредственно торгово-экономические отношения с Украиной у нас в последние годы слабеют, товарооборот снижается, что тревожит многих экспертов и политиков. Экспортные поставки наших основных товаров идут в основном через российские трубопроводы. Конечно, любое серьёзное вооружённое действие на такой большой территории между Европой и Евразией может вызвать самые разные последствия", – считает политолог. 


Читайте также: Обострение конфликта вокруг Украины: как развивается ситуация


По его мнению, усугубление конфликта может сказаться на внутренней обстановке в казахстанском обществе, в том числе благодаря информационной политике всех задействованных в ситуации сторон. Поэтому эксперт обращает внимание на важность именно этого аспекта. 

"Мы живём в эпоху гибридных конфликтов, и мне кажется, что сложности перед Казахстаном возникнут ещё и внутри страны, потому что будет неоднозначное отношение к этому конфликту, если он случится. И так уже наше общество иногда делят на "ватников" и "укропов", хотя мы не имеем никакого отношения к происходящему на востоке Украины. Не хотелось бы ссориться из-за чужих разборок. И в связи с этим, наверное, власти нашей придётся чётко обозначить свою позицию не только перед зарубежными партнёрами, но и перед своим населением", – подчеркнул Полетаев. 

Политолог Максим Казначеев считает, что влияние на Казахстан будет в первую очередь экономическим – через девальвацию национальной валюты. Тем более что воздействие колебаний рубля казахстанский тенге ощущает острее, чем влияние доллара и нефти. 

"Никаких особых ограничений на экспорт и импорт из Казахстана вводиться не будет. Только макроэкономические риски и угрозы, но они у нас и так ожидаемы в свете внутриполитических событий. Фактор Украины к ухудшению ситуации в Казахстане отдаёт лишь незначительное повышение рисков. Если ситуация на востоке Украины дойдёт до военного сценария, я думаю, что особой помощи Российской Федерации от Казахстана не потребуется. Если эскалация конфликта после этого пойдёт на другие границы стран ОДКБ – в таком случае Белоруссия и Российская Федерация могут обратиться за помощью к Акорде. Но я думаю, что Казахстан в военном плане Российской Федерации не помощник. Поэтому 

все риски, с которыми мы можем объективно можем столкнуться, – это только ухудшение макроэкономической ситуации", – сказал он. 

Политолог Замир Каражанов также полагает, что основные риски для Казахстана в данной ситуации лежат в первую очередь в экономической плоскости. Но всё зависит от дальнейшего развития событий. 

"По сути, происходит кризис, связанный с региональной безопасностью. Остановить эскалацию насилия сейчас практически невозможно, обстановка нагнетается с обеих сторон, а это признаки кризиса региональной безопасности. Казахстан – пока наблюдатель, а не участник этого противостояния. Несмотря на то что мы входим в ЕАЭС, в ОДКБ, у нас многовекторная политика, и все стороны конфликта для нас – партнёры. Мы не участвуем, но мы становимся заложниками этой ситуации. Все возникающие риски связаны с ухудшением ситуации в экономике, в торговле, и естественно, это тоже будет сказываться на позициях Казахстана, в первую очередь на экономике. Вопрос в том, насколько далеко этот процесс может зайти и есть ли возможность дипломатического решения, или он дойдёт до крайности, когда начнётся эскалация конфликта", – сказал собеседник. 


Читайте также:


Новости партнеров