Из Национального научного медицинского центра в Нур-Султане выписали последних пациентов, поступивших с Covid-19. Со спадом заражения коронавирусом дополнительные койки оказались не нужны. Поэтому инфекционный стационар закрыли.
"Было сложно и страшно"
25 июня научный медцентр в Нур-Султане переквалифицировали в очередное инфекционное отделение по борьбе с коронавирусом – восемь отделений на 240 коек. За полтора месяца работы в больницу поступили 623 пациента. Врачи отказались сообщить количество летальных случаев, подчеркнув, что большую часть больных удалось спасти.
По словам исполняющей обязанности руководителя отделения коронавирусной инфекции №1 (терапия) Нины Тостановской, медперсонал клиники готовился к тому, что в центре откроется инфекционный госпиталь. Все отделения переквалифицировали. В центре, где когда-то выхаживали пациентов после трансплантации и сложных операций, открыли самое большое в Казахстане отделение реанимации на 26 коек.
"Наши врачи, несмотря на свои узкие специальности, стали инфекционистами. Было сложно, страшно, потому что это совершенно другой профиль работы, другое направление. Пришлось вспоминать, доставать из головы всё, чем мы давно не занимались. Помогая друг другу, мы преодолели этот барьер сложности, страха и постепенно вошли в колею", – рассказывает Нина Тостановская.
С учётом многопрофильности больницы в стационар поступали пациенты в тяжёлом состоянии, большинство из них с серьёзным поражением лёгких – более 75-80%.
Основная часть пациентов – пожилого возраста, поэтому течение болезни осложняли сахарный диабет, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, заболевания почек и другие.
Читайте также: Можно ли заразиться коронавирусом повторно? Всё об иммунитете к Covid-19
"Эмоционально очень сложно, многие не подготовлены к борьбе с этим заболеванием, опускают руки. Здесь работа не только врача, здесь мы параллельно и психологи. С такими пациентами разговариваешь, обсуждаешь, объясняешь, что нужно быть активным", – продолжает глава отделения.
По её словам, сейчас психологи нужны некоторым врачам.
"Каждый уход, каждое ухудшение пациента ты воспринимаешь как личную потерю. Каждый случай мы переживали со слезами", – признаётся Нина Тостановская.
"Одна пациентка поступила с площадью поражения лёгких 75% и системной склеродермией – это аутоиммунное заболевание, которое конкурировало с коронавирусной инфекцией. Активность основного заболевания и коронавирусная инфекция привели к утяжелению состояния, пришлось бороться по всем фронтам. 7 августа мы её выписали, она ушла домой в отличном состоянии", – вспоминает врач.
В последний день работы госпиталя из больницы выписали двух пациенток. Обе женщины поступили в тяжёлом состоянии.
"Одна из них – скрипачка, много лет занимается музыкой. Для неё сложно было оказаться на больничной койке, потому что сама по себе она очень активный человек. С учётом площади поражения лёгких в 75% плюс бронхиальной астмы было тяжело, но мы справились – выписываем её в отличном состоянии", – радуется Нина Тостановская.
"Первые четыре дня в реанимации были кошмары"
У второй пациентки площадь поражения лёгких составила 90%. Были осложнения – тромбоэмболия лёгочной артерии мелких ветвей.
По словам самой пациентки Алтын Джакипбековой, врачи случайно заметили у неё симптомы инфекции и сразу госпитализировали её.
"Я даже не чувствовала, что болею. Привезла мужа-инвалида в больницу, с ним возилась, а оказалось, что сама болею. Меня подключали к аппарату ИВЛ, потом постепенно маски сняли, кислород отключили. Страха не чувствовала, но в первые четыре дня в реанимации были кошмары. Всё время темнота, какие-то люди, вроде не сплю, но это вижу. Потом это всё исчезло, такие краски яркие стали. Когда я пришла в себя, мне сказали, что меня вовремя заметили, потому что я уже начала харкать кровью", – рассказывает женщина.
У супруга Алтын Джакипбековой также был подтверждён Covid-19. Мужчину выписали неделей ранее.
Читайте также: Казахстанская вакцина против Covid-19 готова к испытаниям на людях. Фоторепортаж из лаборатории
"В больницу никого не пускают, тут строго, дисциплина. С 18 июля не видела близких. За мужем тоже уход нужен, за него переживаю, он не дождётся, когда я вернусь. Почему-то он оказался крепче, чем я, его выписали раньше. Большое спасибо коллективу центра. Они сейчас опыта наберутся, и нашему Казахстану нечего бояться будет", – считает пациентка.
"Врачи без антител к коронавирусу только через семь дней вернутся в семьи"
После открытия инфекционного стационара каждое отделение разделили на "чистую" и "грязную" зоны.
"Выходя из "грязной" зоны, мы полностью снимаем с себя костюм, средства индивидуальной защиты, принимаем душ, переодеваемся и только потом выходим в ординаторскую. Перед уходом домой мы то же самое делаем: душ, смена одежды, белья и только потом мы отсюда выходим", – говорит Нина Тостановская.
По её словам, не было дефицита средств индивидуальной защиты, как и лекарств и аппаратов ИВЛ.
"Наша клиника оснащена полностью. У нас хватало и аппаратов ИВЛ, по лекарственному снабжению всё абсолютно есть, проблем с этим не было вообще", – заявила она.
Администрация медцентра предоставила своим сотрудникам условия для работы в режиме карантина. Для проживания медперсонала, работающих в "грязной" зоне, сняли гостиницу. В больнице им организовали горячее питание.
"Полностью сняли гостиницу для проживания наших сотрудников на 400 мест. Только те, кто живёт один, возвращались домой, а остальным были предоставлены номера", – говорит руководитель отделения коронавирусной инфекции №1 (соматика, терапия, нейрохирургия) Аида Шуманах.
Вопрос, чтобы сейчас вернуться в семьи, пока не обсуждается, потому что медики должны ещё побыть на карантине.
"Мы сдавали тест на антитела. У кого положительный анализ – они уже переболевшие, никаких преград видеться с семьёй нет. Кто работал в "красной" зоне и у кого антител нет, у них должен быть семидневный карантин. Поэтому они останутся на карантине и только потом могут вернуться в свои семьи", – объясняет она.
Но семидневное ожидание – это лишь малость по сравнению с тем, что врачам пришлось пережить в борьбе за жизнь пациентов.
"Пациенты поступали очень тяжёлые, с большой площадью поражения лёгких – до 90-95%, они не могли самостоятельно дышать, сатурация (насыщение крови кислородом. – Авт.) падала до 50. Переживала, сможем ли мы как-то помочь облегчить их состояние, были и слёзы, и страх. Но когда мы видели положительную динамику, эффект от лечения, были слёзы радости, гордость за то, что смогли повлиять на ситуацию и облегчить жизнь пациента", – признаётся Аида Шуманах.
"Мой сын знает, с чем связана моя работа. Этот вопрос был заранее обговорён. Ему шесть лет – возраст осознанный, он понимал всю ситуацию и то, что медики находятся в зоне риска. Мы договорились, что лучше он будет в условиях самоизоляции с моими родными в Семее", – рассказывает она.
Она с нетерпением ждёт окончания карантина, чтобы вновь увидеть своего ребёнка.
"Он скучает. Связываемся по видео, сейчас это единственный выход. Мы не виделись полтора месяца. Он всем говорит, что мама лечит коронавирус, – смеётся врач. – Мы ежедневно созваниваемся. Родственники тоже переживают, просят нормально питаться, соблюдать режим труда и отдыха и беречь свой психомоциональный фон, чтобы не снизился иммунитет".
Читайте также: Ингаляция с содой, чесночный настой и пары спирта. 10 вредных советов при Covid-19
Старшая медсестра отделения коронавирусной инфекции №1 (хирургия) Лидия Рябушева больше всего скучает по внуку. Ей также пришлось отказаться от встреч с ним из-за опасности заражения.
"Он у меня единственный, каждый вечер звонит, переживает, говорит, чтобы берегла себя. Ему 11 лет, но он прекрасно понимает, что люди на самом деле очень серьёзно болеют и что карантин надо соблюдать. Говорю ему: "Подожди немного, 17 августа всё закончится, и мы с тобой наконец встретимся", – говорит медсестра.
Лидия Рябушева не видела близких с 24 июня – с того времени, как в центре открыли стационар для пациентов с коронавирусом.
Старшая медсестра отделения коронавирусной инфекции №1 (аритмология) Алмагуль Рахимжанова решила уберечь маму от лишних волнений и не стала рассказывать ей, что работает в отделении, где лечат пациентов с Covid-19.
"Мама только сегодня узнала, что я работала в этом отделении. В таких случаях не говорят, чтобы не беспокоить родных. Я не видела родных 50 дней. Но мы – медики, обязаны работать. Сейчас мы завершаем, потом уйдём в отпуск и тогда увидимся с семьёй", – говорит медсестра.
После проведения заключительной дезинфекции вентиляционной системы во всех структурных подразделениях и административном корпусе медцентра начнётся подготовка стационаров к поэтапной госпитализации профильных пациентов.
Плановая госпитализация должна восстановиться в сентябре. Для пациентов со всего Казахстана откроются профильные отделения: терапия и клеточные технологии, урология, гинекология, кардиохирургия, аритмология, хирургия и интервенционная кардиология.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5659
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2524
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2601
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2336
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2220
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2206
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2274
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2326
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2253
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2243
- 0
- 6