Теневой оборот на рынке воды в Казахстане доходит до 24%, то есть почти четверть товаров на нём не регулируется. Эти данные приведены в исследовании Центра развития цифровой экономики по методологии, согласованной с Министерством сельского хозяйства РК.
Как устроен рынок бутилированной воды? Почему производители контрафакта берутся за подделку такого недорогого продукта? Возможно ли отличить оригинальный продукт от некачественного? Давайте разберёмся.
Теневой рынок и контрафакт
Рынок контрафакта процветает в мире и в Казахстане. По данным Министерства торговли и интеграции РК, представленным на международном форуме "Антиконтрафакт-2021", контрафактная продукция в мировом товарообороте, по оценкам ВТО, составляет 500 млрд долларов. По оценкам ОЭСР и того больше – 650 млрд долларов.
Позже, в ноябре 2021 года вице-министр торговли и интеграции Ержан Казанбаев заявил, что доля теневой экономики в Казахстане находится на уровне 23,5% и что правительство намерено снизить этот показатель до 15-17%.
Если говорить о производстве воды, то теневой оборот на этом рынке, включая контрафакт, доходит до 24%. При этом в Казахстане обнаруживаются нарушения при изготовлении воды и махинации с документами.
В 2019 году пресс-служба столичного департамента охраны общественного здоровья города рассказала, что в воде известного бренда нашли следы паразитов – цисты лямблий. Зафиксированы случаи, когда производители на этикетке указывают одного поставщика, а по документам проходит другой производитель воды. При этом у последних отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение.
Некачественная вода и её контрафакт – проблемы не только казахстанские. Казахстан является одним из крупнейших импортёров воды из России, где доля контрафакта ещё выше.
По данным Высшей школы экономики РФ, минеральная вода – один из самых часто подделываемых продовольственных товаров наряду с чаем и кофе.
Как подделывают воду и почему это выгодно
Дмитрий Болотов, руководитель казахстанской инициативы Report Kontrafakt, которая уже более шести лет борется с контрафактом, рассказал, почему подделка воды может быть несложным и выгодным делом.
Специалист объяснил: чем более популярен бренд, тем больше вероятность, что его станут подделывать. Мировые и казахстанские производители воды вкладывают большие деньги в маркетинг и продвижение своих продуктов. Мошенники пользуются этими наработками, подделывая продукт полностью или делая его максимально похожим – изменяя, к примеру, лишь одну букву в названии или деталь в логотипе.
"Я неоднократно слышал, что в странах СНГ промышляют вторичным разливом. Конкретно про воду я не в курсе, но метод используется в других видах напитков. На каждой свалке есть те, кто собирает бутылки. Мошенники организовывают незаконную скупку именно тех бутылок, которые им интересны, и потом перезаполняют их. Бутылки с крышечкой – дороже, на бутылки без крышки, но с этикеткой уже другая цена. Такие манипуляции можно проделывать и с пластиковой, и со стеклянной тарой", – рассказал он.
Также различаются методы подделки в зависимости от сложности технологии. С этой точки зрения вода относится к категории товаров, которые легко подделать.
1. Доступное сырьё
"Вода доступна практически в любой квартире. Её стоимость также незначительна. Производство пластиковых бутылок и этикеток – также не самое сложное, установить такую производственную линию относительно недорого", – отметил специалист.
2. Сложность в определении подделки потребителем
"Другая особенность заключается в том, что в отличие от других напитков определить на вкус, пьёте вы подделку или оригинал, крайне сложно. Нужно знать точный вкус конкретной марки воды. Если добавить даже в водопроводную воду простейшие усилители вкуса и наполнить её газом, продукт уже становится неотличим от оригинала", – пояснил Болотов.
3. Вторичный разлив
На вопрос, как контрафактная продукция попадает в магазины, эксперт ответил, что незаконные производители пользуются теми же маркетинговыми ходами, что и официальные бренды.
"Их торговые представители объезжают небольшие магазинчики и предлагают, к примеру, акции с тридцатипроцентной скидкой, либо каждую третью бутылку бесплатно. Конечно, это выгодно. Продавцы небольших магазинов, которые зачастую и принимают товар, могут даже не вникать, что за компания привозит товары", – рассказал Болотов.
Методы борьбы с контрафактом
С контрафактом и фальсификатом в Казахстане борются на государственном уровне. Часто контрафакт обнаруживают таможенники при пересечении грузов через границу. В ходе оперативных мероприятий подделки обнаруживают и силовые органы – полиция и спецслужбы. Большинство же новостей с громкими заголовками о выявлении контрафакта обеспечивает Агентство по финансовому мониторингу. Такая работа эффективна в отношении большего и среднего бизнеса.
При этом в случае с маленькими магазинами, где легче всего наткнуться на некачественную воду, этот метод помогает слабо. С 1 января 2020 года до 1 января 2023 года наложен мораторий на проверки, профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства.
Бороться с контрафактом, в особенности с такими продуктами как вода, лучше не после производства, а до – действовать превентивно.
Представитель одного из крупнейших в Казахстане производителей воды ТОО "Юникс", которое выпускает воду популярной марки Tassay, рассказал, как специалисты защищают свой товар от подделок.
"Во-первых, это дизайнерская бутылка определённой формы и размера. Второе – это качественная двухслойная этикетка. Подделать именно нашу продукцию с сохранением товарного вида, сделать его идентичным – дорого. Чтобы выгодно подделывать нашу воду и окупить издержки, надо выпускать товар в больших объёмах. Если говорить о премиальной воде – в наших фирменных синих бутылках, то там используется особенное стекло, которое мы экспортируем из других стран, такого производства в Казахстане нет. Ещё один распространённый в мире метод защиты от подделок – маркировка. Наша компания не так давно начала маркировку – с прошлого года мы как раз участвуем в пилотном проекте", – рассказал Ибрагим Абдуллин, руководитель проекта маркировки предприятия.
Однако нанесение маркировки – не всегда популярная мера среди предпринимателей, так требует установки оборудования, программного обеспечения и других затрат.
Топ-менеджмент ТОО "Юникс" принял решение маркировать товар ещё и потому, что компания является экспортёром воды в Россию.
"Спрос на казахстанскую воду растёт всё больше с каждым годом. Сейчас в связи с санкциями крупные международные игроки уходят с российского рынка, мы используем освободившуюся нишу. В сфере HoReCa уже виден дефицит премиальной воды. Мы, конечно, используем эти возможности. По требованию российского законодательства мы начали маркировать воду, иначе экспорт был бы невозможен. Также, конечно, мы хотим быть готовы к моменту обязательной маркировки в Казахстане – быть на шаг впереди конкурентов", – сообщил Ибрагим Абдуллин.
Сейчас компания прорабатывает различные возможности нанесения маркировки, в том числе обсуждая с госорганами, как можно удешевить процесс. К примеру, внедряя технологически упрощённый вариант, не требующий установки на линию производства.
При расхожих мнениях на маркировку представителей разных сторон для рядовых пользователей, по мнению экспертов, другой более системной защиты пока нет. Производители вкладываются в защиту своей продукции – особый дизайн, гравировки, многослойные этикетки, однако сами покупатели не всегда могут отличить подделку, особенно если фейк сделан качественно. Поэтому тут нужны дополнительные меры.
Как распознать подделку воды
Стоит отметить, что сама по себе вода из-под крана не является опасной для жизни. Её качество тщательно отслеживается госорганами. Однако опасными могут быть её дальнейшее смешение с другими препаратами, условия хранения, перевозки, несоблюдение сроков возможного использования.
В поддельной минеральной воде могут отсутствовать полезные микроэлементы, которые указывают на упаковке и в рекламе. Особую обеспокоенность у потребителя обычно вызывает вода, которую дают детям.
Пресс-служба департамента охраны общественного здоровья столицы отмечает, что выявить контрафакт очень сложно, однако для подстраховки можно:
1) внимательно читать этикетки, где должна быть информация:
- о категории воды (питьевая, столовая, лечебно-столовая, лечебная);
- об источнике (водопровод, номер скважины);
- производителе с указанием адреса;
- химическом составе и регистрационных данных;
- срок годности воды;
2) покупать воду только в крупных торговых центрах или у проверенного производителя.
Важно понимать, что любые методы, которые помогают бороться с некачественной продукцией, уже хороши. Одно является непреложным – контрафакт важно контролировать и не допускать его распространения, когда он становится опасен для здоровья и жизни людей. Это ответственность как государства и бизнеса, так и самих потребителей.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5696
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2532
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2628
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2345
- 2
- 28
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2226
- 2
- 10
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2214
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2281
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2333
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2262
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2252
- 0
- 6