В Алматы группа урбанистов предложила отказаться от арычной сети как ливневой канализации. Исследователи городской среды считают, что арыки:
- не справляются с водоотведением;
- большую часть года не используются;
- занимают значительную часть дорог, тротуаров, общественного пространства;
- создают угрозу безопасности пешеходов и транспорта;
- загрязняют стоками почву и водные ресурсы.
Они предлагают оставить арыки как часть истории Алматы, а для отвода дождевых вод построить закрытую ливневую канализацию. Какой должна быть современная "ливнёвка", и почему некоторые архитекторы против?
Как водопровод стал канализацией
Арыки в Алматы – это часть истории города, его визитная карточка, как яблоневые сады. Первые водные артерии появились ещё в 1899 году в городе Верном и использовались для:
- Снабжения населения питьевой водой.
- Полива растений.
- Увлажнения почвы и воздуха.
Исторически они никогда не выполняли функцию сбора дождевых вод (ливневой канализации), это произошло в конце XX века, когда в городе провели центральное водоснабжение. При этом в нижней части города не построили приёмник-распределитель, где должна скапливаться вся дождевая вода. В результате получилась ливневая канализация без канализации.
Именно поэтому нижнюю часть города часто топит во время ливней. В остальной части города арыки тоже не справляются со стоком поверхностных вод, потому что многие каналы из-за хаотичной застройки оказались тупиковыми.
При этом действующие арыки по-прежнему выполняют две невидимые глазу функции: дарят прохладу, увлажняя воздух, и питают влагой корни растений.
Почему арыки не могут быть ливневой канализацией
Эксперты Urban Forum Kazakhstan (группа независимых архитекторов, урбанистов и социологов, занимающихся исследованием городской среды) считают, что арычная система не может быть ливневой канализацией. Они приводят четыре аргумента:
- Неэффективное землепользование. Те арыки, что инженеры спроектировали как ливнёвку, большую часть дней в году стоят без дела. Современный город не может себе позволить держать мёртвым грузом десятки квадратных километров своей площади. По подсчётам специалистов, от 3 до 7% открытого пространства используется под арычную сеть.
- Загрязнение окружающей среды. Вместе с дождевой водой в арыки попадает множество вредных веществ – автомобильные масла, реагенты, осевшие частицы сажи от выхлопных газов и т.д. Всё это загрязняет подземные воды, реки и почву. Кроме того, открытые лотки задерживают мусор и могут накапливать патогенные организмы.
- Угроза безопасности. Арыки создают неудобства при переходе улицы и использовании парковки на обочине дороге. Достигая порой полутора метров в глубину, они травмоопасны. В 2017 году от падения в арык погибла девушка. Во время осадков становится незаметной граница между проезжей частью/парковкой и арыком, что чревато ДТП.
- Это не ливнёвка. Арычная сеть не справляется с ролью ливневой канализации. Без коллекторов и распределителей невозможно управлять дождевым стоком.
При этом урбанисты не считают, что существующие арыки нужно ликвидировать, признавая их историческую значимость.
"Мы убеждены, что арык – важная часть идентичности города. Арыки являются и должны остаться визитной карточкой Алматы, его уникальной исторической чертой, знаковым элементом уличного ландшафта. Они должны быть сохранены как декоративный архитектурный элемент в тех районах, где могут относительно постоянно запитываться из природных источников", – подчеркнули эксперты Urban Forum Kazakhstan в своём блоге.
Как должна работать современная ливневая канализация
Современная ливневая канализация должна:
- регулировать и транспортировать поток;
- собирать сточные воды в конечной точке;
- очищать сточные воды;
- сбрасывать очищенную воду для дальнейшего использования..
В идеале это сеть трубопроводов, ливнеотводов, подземных коллекторов, распределителей, очистных сооружений и технологий использования водосбора. Ливнёвка через специальные отверстия в дороге должна забирать с поверхности воду и уводить её от инфраструктуры – жилья, дорог, тротуаров. Подземные распределители в свою очередь должны использовать жидкость для полива тех же зелёных насаждений или транспортировать в приёмник-очиститель.
Строительство такой ливнёвки придётся начинать с нуля:
- технически менять инфраструктуру;
- законодательно утверждать правила пользования ливневой канализацией;
- закреплять ответственность органов управления ливнёвкой;
- привлекать в отрасль инвестиции и инновации;
- прорабатывать механизмы снижения расходов бюджета и самоокупаемости системы.
Владислав Филатов, архитектор, основатель группы "Градоблог Алматы" в Facebook, говорит, что такие подземные ливнёвки установлены даже в сейсмически активных городах, к которым относится и Алматы.
"Всё зависит от того, насколько качественно ливнёвка построена. При строительстве полноценной ливневой канализации делаются туннели, в некоторых из них можно пройти пешком. Пропускная способность такого туннеля намного выше, чем у арыка. В городе канализация выглядит как приёмные решётки разного размера. Где-то это трубы калибром потолще, по ним нельзя пройти, максимум проползти, где-то они объединяются в систему побольше, до тех пор, пока полностью не выводят воду из города. Это система комплексная: коллекторы проходного типа под землёй, бункеры. Да, это дорого, но это необходимо", – считает Владислав Филатов.
Почему Алматы не нужна полноценная ливневая канализация
Алмас Ордабаев, учёный и архитектор, поддерживает проект Urban Forum Kazakhstan, но говорит, что строительство обойдётся в копеечку бюджету и займёт около 10 лет. Тогда как старая арычная система до сих пор может вполне хорошо работать, если реконструировать некоторые участки.
"Сказать, что нам нужна новая ливнёвка, а эта устарела – это наглая отговорка. Люди просто не хотят заниматься. Да, арыки забиваются, особенно те, что проходят под тротуарами. Во многих современных городах эту проблему решают таким образом: там, где арыки забиваются, делают не сплошное асфальтовое или бетонное покрытие, а кладут металлические люки, которые можно легко поднять и вычистить мусор. Те арыки, что не справляются во время дождей, нужно ремонтировать. Часто уклоны делают неправильно. Когда нет правильного уклона, арыки забиваются водой и не работают. Если нет возможности сделать хороший уклон, то надо делать профилактические люки".
Ерканат Заитов, директор архитектурного бюро "Проспект", тоже считает, что городу не нужна полноценная ливневая канализация, так как Алматы находится под наклоном. Есть другие пути решения, которые не связаны с капитальным строительством и большими деньгами.
"Современные ливнёвки строят в плоских городах. Там нужно проводить канализацию с большими каналами, потому что у них нет наклона, его нужно придумать. У нас намного проще – есть каналы и арыки, но проблема в том, что они не соединены между собой. Если в 1950-1960 годах вода с проспекта Абая могла запросто попадать на улицу Толе би, то сейчас из-за масштабного строительства такого нет. Часто при строительстве дороги или развязки забывают проложить арыки. Они упираются в тупик и остаются бесхозными. Нужно помнить, что вода всегда будет искать самую нижнюю точку. В этом большой плюс Алматы. Просто надо включить логику и направлять воду", – говорит Ерканат Заитов.
Чтобы решить проблему, нужно провести инвентаризацию арыков, проанализировать полученные данные и только потом составить проект по восстановлению сети.
Читайте также: Арыки в Верном, Алма-Ате и АлматыВ нижней части города архитектор предлагает создать подземные резервуары для скапливания воды в парке или другой зоне, где нужен полив зелёных насаждений. Такую реконструкцию, по расчётам Ерканата Заитова, можно провести за 3-5 лет.
Какое решение приняли власти Алматы
В проекте нового Генплана Алматы (представленного в начале этого года, но пока не утверждённого) для разгрузки главного арыка предлагают построить сеть перехватывающих каналов от проспекта Аль-Фараби до проспекта Рыскулова.
Система будет собирать дождевые стоки и распределять воду по меньшим арыкам.
Перехватывающие каналы будут построены в трёх местах:
- На улице Толе би.
- На проспекте Райымбека.
- На проспекте Рыскулова.
Сейчас, по данным акимата Алматы, из 1500 км арычных сетей около 300 км не функционируют.
Читайте также: Аэропорт Алматы хотят перенести в Боралдай. Что ещё нового в проекте Генплана
"Арычная система используется для орошения и отвода дождевых вод. Основная причина, по которой сеть не справляется с нагрузками, это её неполное функционирование, как единой системы", – сообщили в управлении зелёной экономики Алматы на запрос Informburo.kz.
Внедрять проект Urban Forum Kazakhstan власти пока не планируют.
"Для создания системы отвода дождевых вод в первую очередь необходимо разработать технико-экономическое обоснование на строительство ливневой канализации, где нужно будет просчитать всю структуру проекта, а также экономические затраты", – пояснили в управлении.
Сейчас власти разрабатывают проектно-сметную документацию на строительство и реконструкцию арычных сетей и ливневой канализации общей протяжённостью 376 км. ПСД должна быть готова к концу 2020 года. Параллельно идёт инвентаризация арычных сетей. В 2021-2022 годах власти планируют приступить к реализации проекта.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5603
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2512
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2567
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2324
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2203
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2192
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2256
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2307
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2234
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2221
- 0
- 6