Усиление маслихатов. Станут ли депутаты независимы от акимов

Фото с сайта Nv.kz
Фото с сайта Nv.kz

Как сделать, чтобы депутаты маслихатов прислушивались к избирателям, а не к чиновникам.

Маслихаты (органы представительной власти в районах, городах и областных центрах) являются по сути региональными парламентами, от решений которых зависят такие важные для населения вопросы как формирование и распределение бюджета.

Но среди казахстанцев сформировался устойчивый стереотип, что депутаты маслихата (работа которых, кстати не оплачивается) полностью подконтрольны акимам на местах и ведут в основном соглашательскую в акиматами деятельность. Это пусть отчасти, но правда. Первый шаг к изменению этой ситуации казахстанцы могут сделать 5 июня, поддержав предложенные президентом Касым-Жомартом Токаевым поправки в Конституцию.

Секретарь столичного маслихата (слева) во время приёма граждан / Фото maslihat01.kz

Одна из целей предложенных реформ – вдохнуть в маслихаты новую жизнь, при которой они получают реальные инструменты влияния на исполнительную власть. Об этом президент Токаев говорил ещё в 2021 в Послании народу Казахстана.

"Сильные маслихаты способствуют решению актуальных проблем и росту качества жизни в регионах. Кроме того, в целях системного усиления влияния маслихатов считаю необходимым изменить текущий порядок назначения акимов регионов. Сейчас депутаты маслихатов согласовывают или не согласовывают единственную кандидатуру, предложенную главой государства. Нужно внести соответствующие поправки в законодательство, регламентирующие право президента вносить на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должности акимов областей и городов республиканского значения. Таким образом, президент будет назначать акимов областей и городов республиканского значения с учётом результатов рассмотрения в маслихатах", – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Таким образом, депутаты маслихатов смогут не просто согласовывать предложенные президентом кандидатуры, а фактически выбирать акимов. Это значительно повысит роль и влияние членов маслихатов на политику в регионах.

В то же время за главой государства сохраняется право освобождения от должностей руководителей регионов без консультаций с маслихатами.


Читайте также: Что такое Вторая республика


Становится ясно, как депутаты маслихатов смогут влиять на акимов. А как рядовым избирателям, в свою очередь, влиять на депутатов? Для этого предлагаются изменения в систему выборов: вместо ныне действующей пропорциональной системы президент предложил ввести пропорционально-мажоритарную. То есть избиратели смогут голосовать не только за партии, но и за конкретных кандидатов, что повышает доступ населения к управлению страной. 

"Предлагаю перейти к более гармоничной – смешанной избирательной системе, которая в полной мере учтёт права всех граждан. Пропорционально-мажоритарная модель будет лучше отражать интересы избирателей как на национальном, так и на региональном уровнях. Модель будет внедрена на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения", – сказал президент.

"В нынешнем виде маслихаты не оправдывают надежд"

Профессор, директор экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов отметил пассивную роль нынешних маслихатов, добавив, что предлагаемые реформы направлены на изменение общественного сознания.

"Маслихаты сейчас ходят под акимами. Депутатами являются директора школ и руководители организаций, которые зависимы от акимов. Нужно отходить от старых методов. Как ни крути, вся политическая система в стране зависит от системы выборов. Нужны выборы самих депутатов маслихатов, на которых будут избираться достойные личности. Сейчас маслихаты в нынешнем виде, однозначно, не оправдывают возложенных на них населением и президентом надежд", – уверен Марат Башимов.

Самая важная роль маслихатов для общества, по словам эксперта, – это справедливое распределение местных бюджетов.    

"При утверждении бюджетов, где уже изначально пролоббированы чьи-то интересы, депутатам маслихатов нужно занимать принципиальную позицию и честно стоять на стороне народа и общества. А сейчас депутаты тупо голосуют за такие бюджеты, а потом мы удивляемся, почему в том месте, где должна быть построена школа, её нет. А какой-нибудь никому даром не нужный объект стоит за миллиарды тенге налогоплательщиков в угоду интересам каких-то коррумпированных лиц", – сказал он.

Такая ситуация наблюдается, по словам Башимова, во всех регионах, городах и районах.

"Практически везде царит одно и тоже. Система, когда депутаты маслихата и акимы из одной партии, уже не работает. Сейчас есть акимы, которых в регионах знают как коррупционеров. И снять такого руководителя не могут, хотя маслихатовцы (если бы были более независимыми. – Ред.) могли бы топнуть ногой и сказать: "Ребята, давайте освобождать кресла, мы уже позорищем становимся", мол, слова с делами расходятся", – пояснил Башимов.

По его словам, если депутаты будут избираться по предлагаемой сейчас пропорционально-мажоритарной системе, то и спрос с них со стороны населения будет более жёстким.

"Я считаю, что нынешние реформы органично укладываются в стратегию построения Нового Казахстана с сильной парламентской культурой и влиятельными народными избранниками", – резюмировал директор экспертного института.

"В маслихат попадают люди, не имеющие ни опыта, ни практики"

Председатель постоянной комиссии Акмолинского областного маслихата и глава депутатской фракции партии Amanat Галым Бекмагамбетов считает, что зависимость депутатов от акимов на местах присутствует, но не повсеместно, как принято считать.   

"Нельзя сказать, что маслихаты стопроцентно зависят от воли акимов. В каждом конкретном случае всё зависит от качественного состава маслихата, а именно – кто и как туда попал. Мы провозглашаем демократические принципы, но какие-то авторитарные моменты в виде рекомендаций имеют место быть. Соответственно в маслихат попадают люди, не имеющие ни опыта, ни практики работы. Или, например, депутатами приходят люди, которые имеют положительные качества и достоинства, но не умеют вести общественную работу. В районных и городских маслихатах проблема с кадрами сегодня", – отметил Галым Бекмагамбетов.

Депутат уверен, что введение мажоритарной избирательной системы депутатов – правильное и эффективное решение, которое позволит обновить качественный состав маслихатов.

"В маслихаты придут люди, которые вопреки мнению акима могут говорить то, что они думают, и порой добиваются результатов. Сейчас депутат маслихата – это не кабинетный работник, а мост между исполнительной властью и населением, человек, хорошо разбирающийся в вопросах планирования бюджета и в целом экономики и вырабатывающий стратегию для решения различных вопросов. Депутат должен транслировать политику президента, повышать доверие народа, говоря правду на встречах с населением, что сегодня возможно, а что будет в перспективе. Далее он должен контролировать, давать объективную оценку и призывать к ответственности в случае неисполнения", – считает Галым Бекмагамбетов.


Читайте также:


Новости партнеров