Прямой эфир Новости спорта

"Убить проще, чем прокормить?" Почему в Казахстане всё чаще находят брошенных младенцев

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Матери выбрасывают ненужных им новорождённых, обрекая их на смерть.

Тело младенца нашли в мусорном баке в Талдыкоргане, и это далеко не первый подобный случай. Почему так происходит и как с этим бороться?  

"Капкан ложной безысходности"

Ляззат Рамазанова, депутат мажилиса парламента и заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте, пытается понять, что может заставить мать избавиться от новорождённого. 

"Причин может быть очень много. Послеродовая депрессия, перерастающая в психоз. Низкий социальный статус, когда мать считает, что не сможет прокормить ребёнка и поставить на ноги. Страх общественного осуждения, особенно если речь идёт о совсем молодых девушках или внебрачной связи. Как правило, для женщины это отчаянный шаг. Поэтому решать проблему нужно комплексно. Государственный аппарат должен выстроить такую профилактическую систему, которая позволит исключить попадание женщины в этот капкан ложной безысходности", – сказала Ляззат Рамазанова.

По её словам, депутаты давно говорят о том, что в Казахстане нужно наладить действенный механизм укрепления института семьи для превентивного реагирования на кризисные явления: это и детоубийство, и семейно-бытовое насилие, и подростковый суицид, и социальная адаптации малообеспеченных семей. Причём в этой профилактической работе должны быть задействованы абсолютно все профильные ведомства.  

"Если женщина решает, что убить ребёнка проще, чем прокормить, то где в таком случае служба социальной защиты, которая в связке с Минздравом должна ставить беременную на контроль, а в дальнейшем помогать с трудоустройством и временным размещением ребёнка? Будущая мать в принципе должна быть уверена, что государство обеспечит её необходимой поддержкой: и в части пособий, и в части возможностей для самореализации", – заявила заместитель главы Нацкомиссии.   

Решать проблему так называемых социальных установок, по словам депутата, можно и нужно через повышение информированности и правовой грамотности.

"Любая женщина должна иметь возможность прийти в кризисный центр, чтобы получить комплексную помощь по любым вопросам. Но такие центры должны работать повсеместно, их двери должны быть открыты абсолютно для каждой семьи", – резюмировала Ляззат Рамазанова.

"Нельзя прятать голову в песок"

Директор общественного объединения "Казахстанская ассоциация по половому и репродуктивному здоровью" (КМПА) Галина Гребенникова уверена, что Казахстану необходима Национальная программа по половому просвещению подростков.

"Программа должна быть адаптирована к возрасту и должна быть частью школьной программы, с помощью которой подросток бы понимал, какие физиологические изменения происходят и как взрослеет человек. А также какие последствия могут быть от сексуальных отношений", – сообщила Галина Гребенникова.

По её словам, такая инициатива встречает много оппонентов, которые считают, что это может привести к растлению.

"К сожалению, они думают, что такого рода программы будут развращать, растлевать, повышать нездоровый интерес среди подростков. Но мы видим, что при отсутствии программ у нас вот таких печальных случаев меньше не становится. Значит, нельзя прятать голову в песок и говорить, что проблемы нет", – считает эксперт.

Второй ключевой момент, который отмечает Гребенникова, с учётом возраста согласия (в Казахстане это 16 лет) дать возможность девушкам в этом возрасте нести ответственность за своё здоровье самостоятельно.

"У нас по закону подросток с 16 лет сам решает, вступать в половые отношения или нет, а вот если девочка забеременела в этом возрасте, то к врачу может идти только с родителями. Это и приводит к таким случаям. Подросток боится сказать родителям, а врач без родителей не может медпомощь оказать, потому что он может в этом возрасте только оказать консультативную помощь. Инвазивную помощь, в том числе прерывание беременности или роды – только с разрешения родителей. А если подросток находится далеко от родителей? Как быть в этой ситуации?" – задалась вопросами Галина Гребенникова, по словам которой нужно разрешить по закону получать качественные медуслуги с 16 лет, чтобы избежать трагических ситуаций.    

"Родители не знают, как работать с детьми"

Генеральный директор Института семейного воспитания Софья Евдокимова, считает, что подобные случаи берут начало в самих семьях.  

"Я всегда говорила, говорю и буду говорить, что учить и воспитывать надо не только детей. В первую очередь нужно воспитывать родителей, чтобы они знали, как надо воспитывать детей. Ведь с этой матерью младенца никто наверняка не работал. Мама не научила её, как правильно предохраняться", – отметила Софья Евдокимова глава института.

Софья Евдокимова видит выход в создании специальных программ и обучающих курсов. Ещё одна ключевая проблема, по её словам, – это отсутствие взаимопонимания между семьёй и школой.  

"Родители не знают, как работать с детьми. Учителя не знают, как работать с родителями. Ко мне часто обращаются по таким вопросам. Дедушки с бабушками удивляются: "Мы такими раньше не были! Что происходит?"  Но время идёт, всё меняется – и школа, и молодёжь. Я убеждена, что нашу молодёжь надо готовить к семейной жизни по специальным программам в школах, колледжах и вузах. Чтобы молодой человек, получив образование, уже знал, как строить модель семьи, как относиться к детям. Вот тогда мы будем иметь меньше таких проблем, у нас будет меньше разводов и будут совсем другие отношения между молодыми людьми и родителями", – подчеркнула директор "Института семейного воспитания".

"Службы поддержки семьи должны быть в каждом районе"  

Основатель проекта "Казахстан без насилия в семье" Салтанат Турсынбекова, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте, считает, что в первую очередь нужно выяснить обстоятельства и причины происшедшего.

"Необходимо понять, совершила ли это женщина, которая рожала впервые, как на её беременность отреагировали родители, как вёл себя отец ребёнка, как на это действие повлияло общественное мнение, каково экономическое положение и психологическое состояние матери, уровень её образования, просвещённости", – отметила Салтанат Турсынбекова.

По словам эксперта, даже при худших сценариях всегда существует выход из подобных ситуаций.

"Есть у нас Дома мам почти в каждом регионе. Можно было бы до родов найти выход из ситуации, обратившись в специализированные учреждения. Такие случаи, зачастую происходят из-за неинформированности и отсутствия в близкой доступности институтов и служб, которые могут прийти на помощь, куда можно, например, анонимно позвонить, получить юридическую и социальную помощь. К большому сожалению, в большинстве службы дислоцированы в областных центрах. Люди в районах и аулах не знают о них, не в курсе о правовых нормах и своих правах в такой ситуации", – подчеркнула общественный деятель.

В СМИ, по её словам, начинают говорить об этой проблеме только тогда, когда факты становятся публичными. Хотя анализировать, обсуждать и искать выходы в информационном пространстве нужно систематически с привлечением грамотных экспертов.  

"Мы с 2017 года в рамках проекта "Казахстан без насилия в семье" продвигаем идею повсеместного создания на районном уровне служб по поддержке семьи, куда могли бы обращаться все – будь то женщина, мужчина, пожилые или дети. И чтобы эта правовая, социальная, психологическая помощь в плане образования, трудоустройства была доступной. На последнем совещании с правоохранительными органами к 30-летию МВД президент дал поручение правительству, чтобы такие службы были открыты. Акиматы сегодня могут найти возможности для этого, но, к сожалению, пока не делают этого. А оставляют вопрос до 2025 года", – сообщила Салтанат Турсынбекова.

Для этого, по словам общественного деятеля, можно было бы переформатировать существующие при акиматах Молодёжные ресурсные центры.    

"На районном уровне не проводятся оценка потребностей населения и профилактика. Такие центры надо открывать как коммунальное государственное управление (КГУ), а не на гранты или по госсоцзаказу. Акиматы должны нести правовую ответственность за них. У нас часто кризисные центры открываются, а потом по различным причинам быстро закрываются. То ли аким поменялся, то ли при конкурсе что-то не так пошло. Теряется институциональная преемственность наработок", – акцентировала Турсынбекова.

Резюмируя сказанное, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте, заявила, что нужно чётко разделять при таких случаях, где ответственность государства, гражданского общества, каждой семьи и каждого человека.    

"Если у тебя нет сил и возможности воспитывать ребёнка, ты должна взять на себя ответственность и передать его на воспитание соответствующим органам. Это беспомощный ребёнок, которого 9 месяцев вынашивают, а потом лишают жизни. Без профилактики таких случаев они будут продолжаться", – уверена эксперт.


Читайте также:


Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров