Трагедия не должна повториться. Кому позволят управлять автобусами в Казахстане

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz

В Казахстане ощущается острый дефицит водителей автобусов. Как привлечь профессионалов и сделать вождение безопасным?

8 ноября в самом центре Алматы столкнулись два пассажирских автобуса. Сейчас в больницах находятся девять человек, пострадавших в результате ДТП, в том числе один ребёнок. Водитель одного из автобусов потерял память. Один человек погиб до приезда скорой помощи.

Крупнейшее за последнее время ДТП с участием городских автобусов вновь породило в обществе дискуссию о профессионализме водителей общественного транспорта.

Тем временем палата предпринимателей "Атамекен" призвала власти упростить получение прав на вождение автобусов. Объединение предлагает выдавать права категории D с 22 лет и снизить требования по общему водительскому стажу до трёх лет, а по категории D1 – до года.

Сейчас, чтобы получить права категории D в Казахстане, нужно достичь 25-летнего возраста и иметь водительский стаж не менее пяти лет, в том числе не менее трёх лет по категории D1. Права категории D1, позволяющие водить автобусы на 8-16 человек, выдаются только с 21 года.

При этом в Казахстане на сегодня недостаёт около 3000 водителей автобусов, а большинство водителей общественного транспорта – предпенсионного возраста.

Пассажиры заходят в автобус в Астане / Фото Informburo.kz

Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков к такой инициативе "Атамекена" относится с осторожностью.

"Ситуация с водителями автобусов в стране далеко не простая. Несмотря на то что акиматы ежегодно закупают новые современные автобусы (они сейчас не чадят, не дымят, работают на природном газе или на электричестве), безопасность на дорогах по-прежнему зависит от профессионального уровня водителей, которые управляют этими автобусами", – считает Эдуард Эдоков.

В первую очередь, по словам эксперта, нужно обратить внимание на организацию труда водителей. Эдуард Эдоков считает, что если бы зарплата и условия труда у водителей были достойными, работать водителями шло больше желающих и дефицита было бы меньше. 

"Хорошо оплачиваемую работу сейчас не просто найти, и всё же существует нехватка водителей. Возможно, оплата и условия труда не так хороши, раз не идут работать. Работа водителя автобуса довольно тяжёлая. Если рейс по городу начинается в шесть утра, значит, ему нужно быть в автопарке в пять, пройти проверки, провести техосмотр автомобиля и так далее. Плюс из-за нехватки денег они могут работать две смены подряд. Это усталость, снижение внимания, которые могут привести к ужасным последствиям, как это произошло на днях в Алматы", – прокомментировал ситуацию эксперт.

Существующие ныне правила Эдоков связывает с требованиями безопасности и считает, что если сейчас начать сажать за руль автобусов 20-летних молодых людей, это вызовет ещё больше спорных моментов.

"Я бы не хотел, чтобы молодые ребята без хорошего водительского стажа управляли транспортным средством, перевозящим десятки людей. Всё-таки мы должны думать об улучшении условий труда, чтобы эта профессия была более привлекательной и усилить контроль в этой сфере, чтобы не допускать переработок. И тогда не понадобится менять законодательство и снижать требования безопасности", – резюмировал эксперт.

Пассажиры в общественном транспорте Астаны / Фото Informburo.kz

Глава Ассоциации автобусных перевозчиков и автовокзалов Жетысуской области и директор автовокзала Талдыкоргана Серик Калимолдин поддерживает инициативу выдавать права категории D с 22 лет и снизить требования по общему водительскому стажу до трёх лет, а по категории D1 – до года.

"Конечно, я поддерживаю эту инициативу. Пока за пять лет водителя выучишь, он в другую сферу может уйти. С 22 лет было бы нормально. В 25 лет у человека уже устоявшееся мировоззрение, и он идёт в другие сферы, где можно побольше заработать. Раньше в советские времена вообще с 20 лет можно было. И если у тебя есть категория С, то нужно было проучиться три года, чтобы получить категорию D. После этого на предприятии пассажирских перевозок водитель ещё три месяца доучивался и только потом допускался на маршрут", – напомнил глава ассоциации.  

По его словам, сейчас не идут в водители автобусов потому, что престиж самой профессии упал, а молодёжь настроена зарабатывать сразу и много.

"Ситуацию с низкой оплатой усугубляют нелегальные перевозчики, таксисты, работающие по мобильным приложениям. Перевозчику бывает невыгодно работать, отсюда и зарплаты относительно низкие. Например, в Алматы водитель, отработав 16 дней, получает около 350 тысяч тенге. В регионах – меньше", – сообщил Серик Калимолдин.

"Я лично поддерживаю. Пять лет – слишком много. Постоянно говорят, что водителей автобусов не хватает, например в столице, но если трудно, как сейчас, получать категорию D, то кто придёт работать? Хотя зарплата меня устраивает. Встаю обычно в четыре утра. День работаю, день отдыхаю. В месяц пятнадцать дней получается рабочих. Любая работа по-своему тяжела. Лёгкого заработка не бывает", – прокомментировал инициативу водитель автобуса одного из столичных маршрутов с 11-летним водительским стажем Азамат Сарсен.

Председатель Ассоциации пассажирских перевозчиков автомобильного транспорта Казахстана Ирина Жайсанова уверена, всё зависит только от качества обучения и подготовки водителей.

"Ключевым звеном при обеспечении  безопасности на дорогах являются учебные центры по подготовке водителей. Перед получением прав категории D водители должны пройти необходимый практикум и наездить определённые часы. Если в школах теория и вождение будут на высоком профессиональном уровне, то и безопасность на дорогах будет обеспечиваться. Без хороших учебных центров папа сына никогда не научит правильно ездить, нужна практика", – считает Жайсанова.

По словам специалиста по транспорту общественного фонда Urban Forum Kazakhstan Диаса Маратулы, проблема нехватки водителей не в малых зарплатах, а в том, что водителей, которые соответствовали бы современным требованиям, физически не хватает.

"Мне кажется, эта инициатива, наоборот, положительно повлияет на уровень безопасности на дорогах. Сейчас существует огромная проблема нехватки водителей общественного транспорта. Хотя оплата на самом деле рыночная. Предъявляемые на сегодня требования являются жёсткими, и из-за этого нынешние водители вынуждены перерабатывать, у них смены очень длинные. Водители сильно устают, поэтому безопасность на дорогах подвергается очень большому риску", – прокомментировал Диас Маратулы.

После трагического случая в Алматы фонд сделал публичное заявление в соцсетях, в котором просит МВД и Минюст сделать возможным получение прав нужной категории после 6-7 месяцев обучения, создать адекватные условия труда и инфраструктуру для водителей, а также развивать магистральные виды общественного транспорта.


Читайте также:


Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

 Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров