Прямой эфир Новости спорта

"Такая у меня судьба": как казахстанцы с инвалидностью меняют мир вокруг себя

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Спорт, бизнес, общественная деятельность – люди с инвалидностью покоряют вершины.

Зачастую жизнь людей с инвалидностью в Казахстане – непрестанная борьба. С депрессией, страхами и бюрократией. Герои нашего материала рассказали, как меняют мир вокруг для себя и для других людей с ограниченными возможностями.

Голбол, тоғызқұмалақ и велоспорт

Алматинец Мусрят Еликбаев – глава Казахстанской федерации голбола. Играют в голбол слабовидящие и лишённые зрения люди. В игре используется озвученный мяч.

Мусрят и его супруга Назира Курмашева учредили также общественное объединение "Мейірімді ел" – "Милосердный народ". И приступили к работе в социальном бизнесе: вместе с растущей командой запустили производство тактильных шахмат и шашек для незрячих.

Так "Мейірімді ел" стал единственным производством в Казахстане, где могут работать незрячие люди. Здесь также производят адаптированную для незрячих национальную игру тогызкумалак. Сам Мусрят – многократный чемпион Казахстана по этой игре. Назире, юристу по образованию, достались обязанности ведения документации, переговоров. Супруги, имея II группу инвалидности по зрению, успешно занимаются социально значимым бизнесом. 

Мусрят Еликбаев и Назира Курмашева / Фото из личного архива

"Такая у меня судьба. Человек ко всему привыкает. Я почти лишился зрения в результате несчастного случая. Видимо, Всевышний определил мне именно эту линию жизни", – сказал Мусрят.

Впрочем, он не сразу безропотно принял свою участь. Получив в юности ожог известью, из-за которого почти потерял зрение (сохранилось лишь 7% зрения одного глаза), алматинец пережил сильную депрессию. Мусрят заперся дома, отказывался общаться с людьми, остро переживал комплекс неполноценности. Но брату удалось достучаться до Мусрята, и он устроил его в Талгарское общество слепых. С этого момента Мусрят начал заниматься разными видами спорта для незрячих.

"У меня такая цель – чтобы люди, которые потеряли зрение, не сидели дома", – подчеркнул он.

Мусрят Еликбаев начал развиваться в новых для себя обстоятельствах: приступил к работе в Обществе слепых, в отделе снабжения. Занялся реализацией продукции, производимой незрячими людьми, ездил в командировки в Туркменистан, Узбекистан. И когда стало неплохо получаться, Мусрят понял, что нашёл своё место.

"Надо бороться, не сидеть, не обвинять судьбу, а с молитвами к Создателю двигаться вперед. И хотя нас называют людьми с ограниченными возможностями, мы доказали, что наши возможности безграничны. Представьте команду незрячих ребят, промчавшуюся на велосипедах от Астаны до Парижа. Это случилось в 2018 году: группа таких, как я, людей во главе с Бахтияром Базарбековым совершила четыре крупных веломарафона. А благодаря игре тогызкумалак я трижды посетил Европу. Жизнь у нас идёт полным ходом", – отметил алматинец.

Среда всё-таки меняется

В Алматы при общей численности жителей свыше 2 млн человек сегодня проживает более 55 тысяч лиц с инвалидностью. Для интеграции их в общество необходимо формировать доступную среду.

По словам заместителя акима города Асем Нусуповой, в мегаполисе реализовано немало проектов, которые способствуют улучшению качества жизни людей с инвалидностью и тех, кто относится к категории социально уязвимых слоёв населения. 

В планах акимата Алматы – создание в городе инклюзивной и безбарьерной среды. Один из воплощённых проектов – Дом социальных услуг.

Дом социальных услуг / Фото акимата Алматы

Пилотный проект предоставляет алматинцам спектр услуг государственного и социального характера по принципу "одного окна" – в целом более 750 позиций. Горожане по запросу могут воспользоваться кабинетом психолога, получить юридическую помощь.

В 2022 году акимат Алматы открыл многопрофильный реабилитационный центр дневного пребывания "Шапагат", что стало большой подмогой родителям, воспитывающим детей с аутизмом, а также лицам с инвалидностью.

Мнением о процессе создания инклюзивной среды в Алматы поделилась горожанка Татьяна, передвигающаяся только с помощью инвалидной коляски. Вопреки физическим ограничениям она активно развивается, занимается любимыми хобби – рисует, вышивает и вяжет. Татьяна постоянно находится в контакте с людьми, также использующими коляски.

"Когда мы собираемся вместе, то не чувствуем какой-то ущербности. Да и город заметно обустраивается для нас, людей с проблемами в передвижении. И мы сами приобретаем всё больше скиллов, как говорит мой сын. Я пытаюсь работать в соцсетях, что даёт не только заработок, но и полезное общение. Конечно, хотелось бы большей обустроенности пандусами всех объектов города. Но мы видим, что работа ведётся. Алматы обустроен пандусами во многих местах, необходимых для жизни. Меня радует, что в Вознесенском соборе есть подъёмник. Не чувствую себя оставленной ни людьми, ни Богом", – сказала алматинка.

Астана – арена борьбы

Алматы стал площадкой, на которой внедряются всевозможные инновации в сфере социальной помощи. И в этом южная столица выгодно отличается от Астаны: там отнюдь не радужная картина для колясочников.

Жаслан Сулейменов в соцсетях известен как Жаслан Керей, он старается привлечь внимание общественности, управленцев Астаны контентом на своих страничках.

Жаслан Сулейменов / Фото из личного архива

У Жаслана приобретённая инвалидность I группы. Устанавливая антенну, он поскользнулся и упал с крыши пятиэтажного дома, получив перелом позвоночника. Это случилось, когда ему было 20 лет. Больше двадцати лет Жаслан ведёт жизнь колясочника. По его мнению, в Астане нет доступной среды для людей его категории.

"Наш дом старой постройки – 1989 года. В КСК мне говорят, что у них нет денег на оборудование подъёмника в подъезде, на установку пандусов. Акимат тоже ссылается на отсутствие денег – якобы на эти нужды не заложен бюджет. Предложили жильцам самим собирать деньги для обустройства среды для инвалидов-колясочников", – рассказал житель столицы.

Жаслан писал заявления в Министерство труда и социальной защиты населения РК и даже уполномоченному по правам человек при президенте РК. Жаслан получил "шедевральный", по его словам, ответ, в котором ему пояснили, что помогут, если найдут спонсоров для обустройства подъезда дома, ближайших дворов и улиц. Это было ещё в 2018 году.

"Но с тех пор ни спонсоров, ни бизнесменов не нашлось. Я живу на втором этаже. Спускаюсь по доскам, чтобы попасть на улицу. Доски разъезжаются, много раз падал, срывался, врезаясь в старый мусоропровод. Далеко не во всех дворах есть низкопольные спортивные площадки для детей, где мог бы я и другие люди с ограничениями тренироваться", – рассказал Жаслан.

"И хотя я человек на коляске, но руки у меня рабочие, и мне бы хотелось иметь рядом турник по росту, кольца, чтобы подтянуться. В нашем дворе площадка абсолютно для меня недоступна. Мне приходится ехать в чужой двор, где дома современные, построенные большими строительными компаниями. Там низкопольные площадки без бордюров, куда можно сразу заехать на коляске на ковролан и заниматься", – поделился проблемами астанчанин.

Жаслан Сулейменов / Фото из личного архива

Жаслан не намерен мириться с ситуацией. Он с адвокатами выиграл пять судов с автобусными парками, чтобы водители на остановках выдвигали пандусы. 

"Были случаи, когда водители меня так и оставляли на остановке, не желая выдвигать пандус. Мы добились, чтобы водители принимали колясочников в салон, теперь выдвигают пандусы. Но и то делают это нехотя, по требованию", – отметил Жаслан.

В 2019 году Жаслан написал жалобу в департамент Комитета труда на столичный акимат, здание которого не было оборудовано пандусом. А ведь туда часто обращаются колясочники. Был отклик – акимат оштрафовали на миллион тенге. 

"После жалобы установили нормальный пандус на центральном входе, раньше там был скользкий алюминиевый швеллер, где я чуть шею не свернул", – рассказал астанчанин.

В своих запросах, письмах Жаслан Сулейменов всегда подчеркивает: если в столице Казахстана в центральных места, до сих не создана среда, благоприятная для инвалидов-колясочников, то как людям с ограничениями приходится жить в аулах, на периферии? Увы, внятных ответов на этот вопрос пока нет.

Новости партнеров