Прямой эфир Новости спорта

Почему казахстанцы собирают деньги на лечение за рубежом. Есть ли в стране хорошие врачи

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Что пугает пациентов в отечественной медицине? Расследование Нургали Карабаева в проекте "Честно говоря".

Жительница Тараза Аида Накисбекова полтора года борется с тяжёлой болезнью. Ей диагностировали рак. О тяжёлом недуге женщина узнала, когда была беременна восьмым ребенком.

Перед родами врачи обнаружили опухоль. Роды решили провести путём кесарева сечения. После выписки Аиду направили в онкологическую больницу, где медики подтвердили рак. Со слов пациентки, ей дали надежду, что стадия первая и операцией можно всё вылечить. Но позднее были обнаружены метастазы.

"В онкологическом центре мне сделали операцию, и там выяснилось, что опухоль распространилась дальше. Появились метастазы, – сообщила Аида Накисбекова. – Примерно четыре месяца после операции я чувствовала себя хорошо, потом начались резкие боли. Когда сделали МРТ, снимки показали, что метастазы появились в печени, в поджелудочной железе и в селезёнке. Я писала в несколько клиник, они говорят, что у меня много метастаз, поэтому не могут помочь".

С тех пор каждые три недели Аида проходит химиотерапию. Позади девять таких курсов. Но пользы от такого лечения она не чувствует. Последствия излучения сказываются на её здоровье. У женщины выпали волосы, исчезают брови и ресницы. Больнее всего для Аиды то, что она не всегда может находиться рядом со своими детьми. Во время лечения приходится разговаривать по видеосвязи.

Самому младшему из детей полтора года, старшей 16 лет. Аида сказала, что они не знают, что с ней. Но старшая чувствует, что с мамой что-то не так. Ведь не могла здоровая женщина в короткие сроки так сильно измениться. Если пять месяцев назад она весила 90 килограммов, то сегодня – 50.

"Маленькие ещё не понимают, что происходит. Только самая старшая подозревает, что со мной что-то не так. Плачет, а что ещё ей делать... Сильно скучаю по детям, хочется плакать от этого, – пожаловалась Аида. – Надеюсь, что Аллах не оставит нас. Из-за того что не могу есть, похудела сильно. Сейчас вешу 53 килограмма, пять месяцев назад была примерно 90 кило. Организм не принимает еду, тошнит всё время. После химиотерапии становится очень сложно. Не могу есть, всё время тошнит".

Во время отсутствия Аиды за детьми присматривает её свекровь. Но и она полноценно не может ухаживать за внуками, инвалидность не позволяет. Передвигается Гульбакыт Аубакирова с помощью костылей. Ей больно видеть сноху в таком состоянии. Из-за того что лечение в Казахстане пока не даёт результатов, семья обратилась за консультацией в клиники Турции. Зарубежные врачи дали надежду, но собрать нужно 35 млн тенге. У семьи таких денег нет. Пособие Аиды, пенсия Гульбакыт апай и деньги от частного извоза мужа – вот весь семейный доход. Поэтому они просят помощи у каазахстанцев.

К сожалению, таких историй, когда казахстанцы собирают деньги на лечение за границей своим детям или себе, много. Причины у всех разные, кто-то не хочет терять время и проходить долгие процедуры в Казахстане, кто-то просто не доверяет отечественной медицине. Известный невропатолог Каиргали Конеев считает, что за годы независимости имидж врача в Казахстане упал. И эта тень до сих пор отпугивает казахстанцев, хотя в стране есть сильные специалисты.

"На самом деле у нас внутри страны хватает своих специалистов. Международно признанные врачи в области хирургии, нейрохирургии, например, которые, наоборот, сами ездят и делают сложные операции по миру, – сообщил Каиргали Конеев. – Но, к большому сожалению, доверие населения к врачам на низком уровне. Я бы даже сказал, на нулевом уровне. Это связано с тем, что были громкие, резонансные дела, когда люди пострадали по вине врачей – естественно, общество потеряло доверие к своим специалистам. Мы видим, что даже депутаты внутри Казахстана не лечатся. Они даже прививки своим внукам ставят в Европе".

C проблемами отечественной медицины столкнулся и известный политик Айдар Алибаев. Больше десяти лет назад у него были проблемы со здоровьем. Но множество анализов и походов по врачам не дали положительного результата. Надежду на исцеление он нашёл за границей.

"Я здесь обошёл всё, что можно и нельзя. И побывал буквально во всех клиниках, которые есть в этом направлении. В конце концов мне удалось найти положительный результат в Китае", – рассказал он.

Волонтёр Анна Токишева много лет занимается сбором денег для нуждающихся в заграничном лечении детям. По её словам, казахстанцы очень отзывчивы и готовы всегда помочь. В неделю к ней обращаются по 2-3 человека. Причину, почему некоторые родители выбирают клинику за границей, объясняет так:

"У нас часто, по словам родителей, бывают проблемы с постановкой диагноза. Это первое. А второе, разговаривают сухо, не объясняют или в лоб говорят диагноз сразу, а человек не готов, а потом через какое-то время выясняется, что у ребёнка что-то другое либо вообще ничего нет. У нас нет этики и дионтологии, – считает Анна Токишева. – Плюс очень долго. Ожидание постановки на портал или обследования".

Анна поделилась личным опытом. Бесплатный скрининг для её матери закончился тем, что врач сказал пожилой женщине, что у нее онкология. При этом подготовить её к тяжёлому сообщению никто не потрудился. Анна отправила снимки мамы за границу, где специалисты, посмотрев, сообщили, что рака нет.

"Мне сказали, что у вашей мамы нет метастаз вообще. Это хроническое – на лёгких узелочки, то есть это не онкология вообще. И по практике Турции, Америки это заболевание лечится просто", – рассказала Анна.

Две недели пожилой женщине пришлось ждать КТ с контрастированием, чтобы снять онкологический диагноз. Время ожидания стало для неё сильным стрессом.

По мнению Каиргали Конеева, страна должна повышать имидж врача и возвращать доверие граждан. Начинать нужно по примеру Турции с переобучения кадров за границей. Только отправлять туда следует не топ-менеджеров здравоохранения, а практикующих докторов, говорит медик.

"У нас отправляют за границу в основном менеджеров, организаторов здравоохранения – тех, кто осуществляет реформы. А обычных клиницистов, которые руками делают операции, руками лечат, –  таких очень мало отправляют. Нужно прекратить отправлять менеджеров от здравоохранения, это как туризм за счёт государства, – подчеркнул Каиргали Конеев. – При этом они новых знаний не получают. Врачи, которые отучились за границей, должны 10-15 лет отработать в системе здравоохранения. А то иногда бывает, что они ездят и учатся за счёт государства, а на следующий день увольняются и медицину забрасывают".

Айдар Алибаев считает, что Казахстан может позволить себе бесплатно отправлять своих граждан за границу на лечение без какой-либо бюрократии. Тем более что недра и богатства страны принадлежат народу, поэтому народ должен в критические моменты чувствовать эту поддержку.

Эксперты уверены: если провести серьёзные реформы в системе здравоохранения, Казахстан может выйти на уровень восточно-европейских стран. И тогда желающих лечиться и доверять своим врачам станет во много раз больше.


Читайте также:


Новости партнеров