Пенсионный возраст, жилищные выплаты и льготы за работу во время ЧС: что изменится на II этапе реформы МВД

На втором этапе планируют внедрить модель сервисной полиции, увеличить количество участковых и срок предельного возраста пребывания на службе.

12 марта на правительственном часе в сенате рассмотрели вопрос внедрения сервисной модели полиции и освобождение МВД от непрофильных функций. Эти изменения необходимы в рамках второго этапа реформы органов внутренних дел. На первом этапе:

  • на 11% сокращена численность штата МВД;
  • повышена зарплата полицейских;
  • проведена реорганизация Комитета административной полиции;
  • полицейских освободили от таких несвойственных функций как охрана госорганов и обеспечение безопасности во время массовых мероприятий;
  • оптимизированы ведомственные вузы;
  • функции в сфере гражданской защиты переданы в созданное Министерство по чрезвычайным ситуациям;
  • функции по принятию экзаменов на получение прав переданы в ЦОНы.

Что войдёт во II этап реформы МВД и о чём ещё просят сотрудники правоохранительных органов – в материале Informburo.kz.

"Полицейский не карает, а помогает всем в трудной жизненной ситуации"

"Ряд резонансных событий, связанных с насилием в отношении детей, женщин, дерзкими преступлениями, повлёкшими смерть и иные тяжкие последствия, вызвавших широкие дискуссии в обществе, вскрыли накопившиеся проблемы в деятельности органов внутренних дел. Это не могло не вызвать у простых граждан недоверия к полиции. Поэтому на повестку дня была поставлена новая задача кардинального пересмотра деятельности органов внутренних дел, перестройки полиции в унисон ожиданиям и запросам граждан", – открыл правительственный час зампредседателя сената парламента Нурлан Абдиров.

В Казахстане планируют создать сервисно ориентированную модель полиции. Ещё в 2018 году была принята "Дорожная карта по модернизации органов внутренних дел на 2019-2021 годы". 

"Сервисная модель будет хорошо работать там, где люди сами активно участвуют в процессе выявления проблем безопасности. Полиция должна служить народу, и люди не должны её бояться. Полиции предстоит выстраивать свою работу с местным сообществом, получать от него обратную связь, быстро реагировать на запросы населения, правильно используя имеющийся потенциал. Иначе говоря, работать на упреждение правонарушений. Такое взаимодействие закономерно приведёт к закреплению в сознании граждан убеждения, что полицейский не карает, а помогает всем в трудной жизненной ситуации", – отметил вице-спикер.


Читайте также: "Его подвиг даёт право называть его героем". Полицейские, которыми гордятся казахстанцы


Кроме создания сервисной модели МВД планируют освободить от несвойственных функций. К ним относятся:

  • координация миграционной политики;
  • медицинское обеспечение осуждённых;
  • оказание социально-правовой помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы;
  • охрана госорганов;
  • обеспечение правопорядка и безопасности на массовых мероприятиях.

"Важными шагами в освобождении от несвойственных функций необходимо отметить передачу охранной деятельности в частную среду, выведение из ведомства МВД функций предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной и промышленной безопасности. Вместе с тем остаются ещё функции в сфере миграции, регистрации, передачу которые также необходимо ускорять. При этом необходимо заблаговременно обеспечить анализ необходимых законодательных изменений, чтобы такая передача функций была безболезненной для населения", – добавил сенатор Нурлан Бекназаров.

Уже сейчас:

  1. Сокращена практика массового привлечения подразделений ОВД к обеспечению безопасности спортивных и культурно-массовых мероприятий.
  2. Все функции и подразделения в сфере гражданской защиты переданы во вновь образованное Министерство по чрезвычайным ситуациям.
  3. В конкурентную среду переданы услуги охраны 72 объектов госорганов (городские акиматы, склады спецмедснабжения, хранения взрывчатых веществ и другие).

"Мы устанавливаем стационарные стеклянные посты по примеру развитых стран, где 24 часа в сутки дежурят полицейские"

Дорожную карту по модернизации органов внутренних дел приняли 27 декабря 2018 года. С начала 2019-го началась реформа, которая разделена на три этапа и продлится до конца 2022-го. О том, что уже сделано, на правчасе рассказал министр внутренних дел Казахстана Ерлан Тургумбаев.

"Уважаемые депутаты! Вами поддержан законопроект по переводу сотрудников органов внутренних дел на механизм компенсационных жилищных выплат по аналогии с военнослужащими. Это позволит сотрудникам использовать указанные выплаты не на аренду съёмного жилья, а на приобретение собственного через банковскую ипотеку. Более того, вами инициирована норма по сохранению жилищных выплат семьям сотрудников, погибших и получивших травмы при исполнении служебных обязанностей", – начал со слов благодарности Ерлан Тургумбаев.

Начато постепенное повышение заработной платы.

"С 2021 по 2023 год сотрудникам полиции и Нацгвардии заработная плата будет постепенно повышаться. С 2021 года зарплата сержантов, кинологов, участковых и других повысится с 15 до 55% за три года. Заработная плата остальных сотрудников за этот период повысится на 30%", – сказал министр.

Справочно:

За счёт сэкономленных при оптимизации штатов средств и дополнительно выделенных из бюджета 20 млрд тенге проведено дифференцированное повышение зарплаты сотрудникам:

    • патрульной полиции – на 65%;
    • оперативно-следственных подразделений – на 55%;
    • инспекторам по делам несовершеннолетних и преподавателям – на 25%;
    • остальных служб полиции и уголовно-исполнительной системы – на 20%.

С начала 2021 года повышена оплата труда рядовому и младшему начальствующему составу (сержанты) и сотрудникам наружных служб (помощники УИП, ИДН, сотрудники ИВС, кинологической службы, природоохранной полиции, конвойной службы, специализированных охранных подразделений, батальона по сопровождению поездов, учреждений УИС и т.д.), а также инспекторам городских и районных подразделений. Это наиболее уязвимая категория, численность которых составляет 48 326. Их денежное довольствие повысится от 17 до 55% в зависимости от категории должностей. 

Расширяется перечень должностей, имеющих право на получение компенсации за аренду жилья. С этого года в список дополнительно включены сотрудники дежурных частей, подразделений конвойной и кинологической службы, патрульной полиции ДП на транспорте, и медработников уголовно-исполнительной системы.

Глава МВД перечислил, чего удалось добиться в сфере противодействия коррупции.

"Пересмотрена работа по противодействию коррупции в собственных рядах. На основе анализа коррупционных рисков упразднены регистрационно-экзаменационные отделы и 30 стационарных постов "Рубеж" (сохранено 6 приграничных постов). Функции регистрации транспорта, выдачи водительских удостоверений, а также приёма экзаменов передали в ЦОНы. Это была самая коррумпированная часть МВД. Вы сами знаете, что раньше просто получить госномерной знак было невозможно. Поэтому эти коррупционные риски просчитали и передали эти функции госкорпорации "Правительство для граждан", – рассказал Тургумбаев.

Также введён запрет на остановку авто пешими патрулями. Теперь их останавливают только автопатрули. Кроме того, усилена ответственность руководителей за совершение правонарушений сотрудниками вверенных подразделений. В 2020 году за действия подчинённых освобождены 156 начальников (106 – за коррупционные деяния подчинённых) и уволен 51 человек. 


Читайте также: В 2019 году должна начаться самая масштабная реформа МВД за 20 лет. Что хотят изменить?


Отдельное направление реформы – модернизация уголовно-исполнительной системы. В 2019 году ликвидированы четыре ветхие колонии, в прошлом – ещё две, которые ремонту не подлежали. Для прямой подачи обращений осуждённых в другие инстанции установлен 121 терминал. Дополнительно планируется установка ещё 487. У осуждённых появилась возможность покупать продукты питания, одежду, книги посредством электронных магазинов с оплатой банковскими карточками. Увеличен вес посылок с 14 до 20 кг, а также нормы питания с 686 до 1018 тенге в сутки.

По третьему направлению – отбор и подготовка кадров, модернизация ведомственного образования оптимизированы ведомственные вузы, оставлены 6 учебных заведений из 12:

  • Карагандинская академия МВД, где по программам бакалавриата готовят следователей и криминалистов;
  • Алматинская академия МВД, где готовят оперативных и технических сотрудников;
  • Костанайская академия МВД, где готовят сотрудников административной полиции и Комитета уголовно-исполнительной системы;
  • Актюбинский юридический институт, где готовят сотрудников административной полиции;
  • Шымкентский учебный центр, где готовят сотрудников управления специализированной службы охраны;
  • Павлодарский учебный центр.
I этап реформы МВД / Страница из презентации МВД 

Перевод местной полицейской службы на сервисную модель работы, где ключевая роль отведена участковым инспекторам, предполагается проводить поэтапно.

"На первом этапе мы провели реорганизацию Комитета административной полиции. Комитет освобождён от функций охраны, а система управления нацелена на выполнение задач по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению дорожной безопасности. Ведётся работа по обеспечению эффекта постоянного присутствия полиции в общественных местах. В наиболее криминогенных участках городов по опыту развитых стран (Япония, Корея, Сингапур) устанавливаются современные модульные посты полиции. Там созданы необходимые условия для несения службы и приёма граждан в круглосуточном режиме. На сегодняшний день в регионах функционирует 50 таких постов в криминогенных участках, планируется установить ещё 170", – рассказал министр внутренних дел.

В планах – повысить статус участковых инспекторов. Планируется расширить их полномочия в сфере административного производства и профилактики правонарушений.

"Нередко для того чтобы участковый вынес защитное предписание, он вынужден ехать за 100 километров к своему начальнику, чтобы подписать это постановление, а потом надо вернуться в свой населённый пункт, чтобы вручить нарушителю протокол. Поэтому мы планируем расширить полномочия участкового, чтобы он мгновенно мог принимать меры по пресечению правонарушений, а также выносить административные взыскания", – сказал Ерлан Тургумбаев.

 Планируется за счёт внутренних резервов увеличить штатную численность участковых. Если сейчас 6473 участковых, не хватает 3404. В городах будет восстановлен институт старших участковых инспекторов. Учитывая, что сейчас на селе участковый – это практически единственный представитель власти, предполагается каждому из них предоставить помощника. Совместно с акиматами принимаются меры по строительству участковых пунктов. Сегодня имеется 2,8 тысячи участковых пунктов полиции, требуется – 390, в том числе совмещённых с жильём. Ещё один вопрос, который предстоит решить – это введение норм по выделению помещений для участковых пунктов в строящихся жилых комплексах.

II этап реформы МВД / Страница из презентации МВД 

На втором этапе предусмотрено апробирование модели сервисной полиции в регионах. С января 2021 года пилотный проект запустили в Карагандинской области. 

"Сервисная модель состоит из двух частей. Первая – доступность полиции. Вторая – взаимодействие с общественностью. Что касается доступности, то мы устанавливаем стационарные стеклянные посты по примеру развитых стран, где 24 часа в сутки дежурят полицейские. Они могут сразу отреагировать на преступление. Второе, у нас в стране около 50 миллионов владельцев сотовых телефонов. Буквально месяц назад мы запустили мобильное приложение "Police 102", посредством которого граждане могут связаться с дежурной частью, передать аудио- или видео-сообщение, обратиться с жалобой, снять любое правонарушение, и в течение 3-4 минут полицейский наряд прибудет. Сейчас мы внедряем специальные тревожные кнопки для детей. Если ребёнку угрожает опасность, то ребёнок может нажать на эту кнопку, о чём сообщается родителям и полиции", – пояснил Ерлан Тургумбаев. 

III этап реформы МВД / Фрагмент из презентации МВД 

"На заключительном этапе предусмотрена разработка Концепции перехода казахстанской полиции на сервисную модель – первый квартал 2022 года. При этом главными приоритетами будут конструктивный общественный диалог, открытость, прозрачность и оперативное реагирование на обращения граждан. Для этого предполагается внедрение качественно новых подходов в сфере профилактики правонарушений, установлении обратной связи с населением", – уточнил глава МВД. 

"25 полицейских умерли от коронавируса, 6500 – переболели"

"Во время пандемии шесть с половиной тысяч сотрудников полиции переболели коронавирусом. К сожалению, 25 человек умерли. Если военнослужащим предусмотрена компенсация в результате полученной контузии либо какого-то другого заболевания, то сотрудникам полиции – нет. Семьи 25 умерших сотрудников оказались без этих денежных выплат. Мы хотим привести в соответствие, чтобы эти льготы, как у военнослужащих и сотрудников специальных госорганов, были и у сотрудников полиции", – подчеркнул Ерлан Тургумбаев.

Поэтому МВД предлагает внести изменения в статью 66 Закона "О правоохранительной службе" и обеспечить выплату единовременной компенсации семьям сотрудников, умерших от заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей. Сейчас семьи, потерявшие кормильца, получают 60 окладов погибшего при исполнении служебных обязанностей либо умершего в течение года после увольнения со службы из-за травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей. Хотя наследники военнослужащих и сотрудников спецгосорганов получают такую выплату в случае смерти кормильца в результате заболевания, полученного во время службы.

В МВД приводят в пример международный опыт:

в Беларуси в случае гибели сотрудника от заболевания выплачивается страховая сумма – 250 базовых величин наследникам, в России выплачивается семьям единовременное пособие в размере трёх миллионов рублей в равных долях, в Кыргызстане выплачивается страховая сумма в размере 20-летнего денежного содержания по последней занимаемой должности.

Второе – внести изменения в законы "Об органах внутренних дел РК", "О жилищных отношениях" и обеспечить сотрудников органов внутренних дел жилищными выплатами, независимо от занимаемой должности, с исключением практики разделения их по категориям.

"Когда у полицейских низкая зарплата, нет соцпакета, нет жилья, многие увольняются. У нас каждый год текучесть кадров – 12 тысяч человек. По итогам 2020 года отток приостановился и составил всего лишь восемь тысяч. Это заслуга повышения социальных гарантий и зарплаты. Сегодня 72% сотрудников получают компенсацию по жилью. Нельзя делить сотрудников полиции. Те, кто несёт службу на улице, получают жилищные выплаты, а те же IT-специалисты остались в стороне. Все службы должны получать жилищные выплаты, потому что они – полицейские", – пояснил Ерлан Тургумбаев.

Если быть точнее, то 23 тысячи из 30 тысяч нуждающихся в жилье полицейских получают жилищные выплаты. Согласно статье 22 Закона "Об органах внутренних дел РК" перечень отдельных категорий сотрудников на получение жилищных выплат определяется постановлением правительства. Выплату получают:

  • с 19 ноября 2014 года – сотрудники оперативно-следственных подразделений и некоторых служб КУИС;
  • с 1 июля 2019 года – сотрудники патрульной полиции местной полицейской службы, участковые инспекторы полиции, в том числе по делам несовершеннолетних;
  • с 1 января 2021 года – сотрудники дежурных частей и ЦОУ; специальных учреждений и конвойной службы; специализированных охранных подразделений; медицинских подразделений, подразделений организации труда осуждённых УИС; кинологических подразделений и помощникам участковых инспекторов полиции.

"Военнослужащим Минобороны, Нацгвардии, сотрудникам службы госохраны независимо от занимаемой должности выплачиваются жилищные выплаты. Учитывая, что сотрудники различных подразделений органов внутренних дел несут службу в равных условиях, в том числе при локализации кризисных ситуаций, такой подход обеспечения жильём только отдельных категорий сотрудников негативно отражается на моральном климате в коллективах. Это приводит к перетоку сотрудников из одних подразделений в другие, размыванию профессионального ядра, неформальному делению на элитные и неэлитные службы", – отметили в МВД.


Читайте также: 393 полицейских на 100 тысяч казахстанцев. Как МВД проводит самую масштабную реформу


Третье – исключить из статьи 17 Закона "Об органах внутренних дел РК" ("Прохождение службы в ОВД") фразу "в отрыве от пункта постоянной дислокации" и выплачивать независимо от место дислокации и выполнения возложенных функций денежное содержание в трёхкратном размере и исчислять срок службы из расчёта один день за три во время:

  • действия военного или чрезвычайного положения;
  • проведения антитеррористической операции;
  • в условиях вооружённого конфликта;
  • при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 

"У нас есть диспропорция в социальных гарантиях для военнослужащих, которые принимают участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и для сотрудников органов внутренних дел. Если сотрудник ОВД участвует в ликвидации ЧС, но проживает в этой местности, то он не получает право на льготное исчисление выслуги лет и льготное получение зарплаты. В законе прописано, что эти льготы действуют только в случае, если сотрудник ОВД переезжает с места постоянной дислокации. Мы хотим устранить эту диспропорцию", – пояснил заместитель министра внутренних дел Алексей Калайчиди.

Четвёртое – внести изменения в указ Президента РК от 16 марта 2016 года №211 "О некоторых вопросах реализации кадровой политики в правоохранительных органах РК" и исключить ограничения по срокам снятия ранее наложенных дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников, задержавших правонарушителя, сопряжённого с риском для жизни и здоровья сотрудников, спасших жизнь человека, раскрывших и расследовавших особо тяжкие преступления, имевших общественный резонанс, а также несущих службу в особых условиях (связанных с ЧС социального, природного, техногенного и иного характера).  

"Сейчас есть препятствия по премированию значительной части полицейских, имеющих дисциплинарные взыскания. Согласно указу главы государства, с сотрудников правоохранительных органов дисциплинарное взыскание не снимается досрочно ранее трёх месяцев со дня наложения. Даже при совершении полицейскими, имеющими обычные взыскания, героических поступков, государство лишено возможности соразмерно поощрить их", – пояснили необходимость поправки в МВД.

Пятое внести изменения в статью 82 Закона "О правоохранительной службе" и увеличить предельный возраст пребывания на службе:

  • майорам, младшим советникам включительно – на 4 года, до 52 лет (сейчас они выходят на пенсию в 48 лет);
  • подполковникам, советникам – на 5 лет, до 55 лет (сейчас они выходят на пенсию в 50 лет);
  • полковникам, старшим советникам – на 3 года, до 58 лет (сейчас они выходят на пенсию в 55 лет);
  • лицам высшего начальствующего состава – на 3 года, до 63 лет (сейчас они выходят на пенсию в 60 лет);
  • сотрудникам организаций образования правоохранительных органов, имеющих степень доктора наук (полковник) – до 63 лет.

Сегодня законом предусмотрена возможность продления срока службы от одного до пяти лет дважды, а отдельным сотрудникам, имеющим учёные степени или звания, – до 10 лет сразу.

Шестое – устранить имеющийся дисбаланс в оплате труда между службами органов внутренних дел и в 2022 году провести дифференцированное повышение должностных окладов с 7 до 30%, в 2023 году – с 10 до 33%. 

Седьмое – освободить МВД от несвойственных функций:

  • передать в конкурентную среду охрану 581 объекта (здания судов, прокуратуры и других госорганов);
  • в Министерство труда и социальной защиты населения предлагается передать функции в сфере миграционной политики с созданием профильного Комитета;
  • вывести функций медицинского обеспечения осуждённых в ведение Минздрава;
  • вывести пенитенциарную систему из структуры ОВД;
  • передать функции по оказанию содействия в получении социально-правовой помощи лицам, состоящим на учёте службы пробации местным исполнительным органам.

Эти предложения на ближайшую перспективу.

Предложения по освобождению МВД от несвойственных функций на дальнюю перспективу / Фрагмент из презентации МВД

"Государство и общество должны позаботиться о социальных гарантиях полицейских"

"Построение полноценной сервисной модели полиции невозможно без кардинального пересмотра действующей системы отбора и подготовки кадров для этой работы. Здесь необходима настоящая перезагрузка. Вместе с тем государство и общество, демонстрирующие высокие требования к профессии полицейского, должны позаботиться о высоких гарантиях в отношении социального обеспечения самих полицейских. Когда обустроен быт, есть достойная зарплата, чувствуется забота государства о полицейском и его семье, больше шансов, что такой сотрудник будет добросовестно служить своему народу и стране, честно и по закону выполнять свои обязанности", – выступил с заключительным словом зампредседателя сената парламента Нурлан Абдиров.


Читайте также: Модернизация уголовной системы: что изменит трёхзвенная модель правосудия?


Сенаторы рекомендовали правительству:

  • обеспечить единовременной компенсацией семей сотрудников, умерших от заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей;
  • обеспечить жилищными выплатами независимо от занимаемой должности;
  • обеспечить выплату денежного содержания в трёхкратном размере и исчисление срока службы из расчёта один день за три независимо от места дислокации и выполнения возложенных функций в период действия военного или чрезвычайного положения, проведения антитеррористической операции, в условиях вооружённого конфликта, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • исключить ограничения по срокам снятия ранее наложенных дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников, проявивших мужество и героизм, раскрывших, расследовавших особо тяжкие преступления, имевшие общественный резонанс, а также несущих службу в особых условиях (связанных с ЧС социального, природного, техногенного и иного характера);  
  • увеличить предельный возраст пребывания на службе.

Министерству внутренних дел посоветовали выработать предложения по внесению изменений в законодательство, а именно:

  • передача непрофильных функций органов внутренних дел;
  • определение оптимальной сервисной модели казахстанской полиции и укреплению материально-технической обеспеченности местной полицейской службы;
  • повышение статуса участкового инспектора полиции;
  • определение оптимальной дислокации модульных постов и участковых пунктов полиции 
    с учётом состояния криминогенной ситуации и обеспечению принципа "полиция шаговой доступности"; 
  • обучение сотрудников местной полицейской службы новым методам работы с населением;
  •  снижение семейно-бытовых правонарушений, педофилии и случаев суицида среди несовершеннолетних;
  • улучшение имиджа полиции и формирование нового образа полицейского.

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров