Прямой эфир Новости спорта

От проверок и произвола чиновников особенно страдает малый бизнес. Как ему помочь

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Что такое презумпция добросовестности?..

Риски уголовного и административного преследования мешают развиваться казахстанскому бизнесу. Об этом говорят много лет, с начала 2020 года в стране действует мораторий на проверки бизнеса. Но по-прежнему количество административных барьеров для бизнеса измеряется в сотнях, количество нарушений – в тысячах.

Уплата налогов, подача отчётности, выделение земельных участков, влияние на окружающую среду, конкуренция на рынке, цены и тарифы – любой интерес к бизнесу со стороны контролирующих органов может стать причиной парализации деятельности компании, начала административного, а то и уголовного преследования собственника или первых руководителей, наконец – закрытия бизнеса.

"Весь последний год мы занимаемся трансформацией "Атамекена". И упор делается на защиту интересов малого и микробизнеса. Именно они чуть ли не ежедневно сталкиваются с неправомерными действиями госорганов, в том числе по созданию административных барьеров и инициированию уголовных преследований", – сообщил о приоритетах палаты управляющий директор департамента по защите прав предпринимателей НПП "Атамекен" Азамат Кусаинов.

В 2022 году было зафиксировано 4000 обращений предпринимателей в НПП. Из них 10% связаны с административными барьерами, 15% – с законодательными инициативами, 6% – жалобы на действия госорганов по уголовным нарушениям.

Такая статистика, по мнению эксперта, должна заставить всерьёз задуматься контролирующие госорганы о пересмотре взаимоотношений с бизнесом, который является основой экономики любого государства. И определённые шаги в этом направлении предпринимаются.

Презумпция добросовестности

1 июля 2021 года был введён в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК). Новый документ кардинально изменил подход во взаимодействии государственных органов и частных лиц, включая бизнес-сообщество.

По словам Азамата Кусаинова, после вступления в силу АППК законы "Об административных процедурах", "О порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц", а также ряд норм Гражданского процессуального кодекса утратили свою силу.

"Кодекс по сути создал административную юстицию, его принятие стало принципиальным шагом на пути реформирования института оспаривания действий, бездействий государственных органов. Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства явилось усиление активности суда в процессе сбора доказательств. Прежде всего, предусмотрены презумпция добросовестности предпринимателей и взаимная ответственность государства и субъектов предпринимательства", – подчеркнул Кусаинов.

Эксперт пояснил, что теперь в Казахстане закреплено положение о том, что все недочёты и неувязки казахстанских законов толкуются в пользу бизнеса. Кроме того, убытки, причинённые административным актом, который не соответствует законодательству, а также действиями либо бездействием должностных лиц, подлежат возмещению.

Так называемая презумпция добросовестности означает, что в судебных спорах бремя доказывания нарушения берёт на себя государственный орган. Это существенно повышает эффективность рассмотрения обращений, восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан страны и представителей бизнеса.

Помимо этого благодаря АППК введены такие эффективные институты как процедура заслушивания, досудебный порядок рассмотрения споров.


Читайте также: В Казахстане могут исчезнуть магазинчики "у дома"


По итогам полутора лет действия АППК бизнесмены на себе почувствовали положительные сдвиги проведённой административной реформы. В первую очередь, административная юстиция изменила практиковавшуюся прежде аксиому о том, что государственный орган всегда прав. Население и представители бизнеса почувствовали уверенность, поскольку приоритетным стал принцип справедливости.

Как результат, в судах государственные органы проигрывают в более чем половине административных дел (прежде этот показатель не превышал 15%).

Согласно сведениям информационной системы "Төрелік", за прошлый год в суды республики поступило 28 тысяч административных исков. Из них от представителей бизнеса – 8733 исков, по которым в судах первой инстанции рассмотрено с вынесением решения 3220 дел (37%), из них в пользу предпринимателей – 1766 (55%).

"Это фантастические показатели! И об этом инструменте всем нужно рассказывать и всем пользоваться", – считает эксперт.

Главный помощник бизнеса

В настоящее время проблем с незаконными проверками почти нет, всё отработано за последние 10 лет, а вот с уголовными преследованиями проблемы имеются, утверждает собеседник. Попасть в орбиту уголовного преследования – это всегда большой стресс, ему можно и нужно противостоять.

Генеральную прокуратуру в Национальной палате предпринимателей называют главным помощником в делах защиты интересов бизнеса. Только с начала 2023 года мобильные группы по защите бизнеса, имеющие в своём составе прокуроров, оперативно обработали 635 сигналов предпринимателей. По данным Генпрокуратуры, в 15% случаев (98) факты нарушений подтвердились.

Опять-таки, по данным главного надзорного органа, с 2021 года в Казахстане прекратили около 1,5 тысячи незаконно начатых уголовных дел. При этом в офисах провели две тысячи обысков и выемок, арестовали имущество 60 предпринимателей.


Читайте также: Генпрокуратура опротестовала обвинительный приговор бизнесмену Алмасу Абдыгаппарову


"Очень большую поддержку мы почувствовали после сентябрьского указания генерального прокурора. Там очень подробно расписан порядок регистрации досудебных расследований в отношении бизнеса", – сказал Кусаинов.

Принципиально новым требованием стал запрет на регистрацию досудебного расследования в отношении бизнеса в период действия сроков для обжалования актов проверки, ревизии или аудита.

Также был закреплён запрет на расследование фактов, связанных с получением предпринимателем прибыли в результате экономии средств, если это отрицательно не повлияло на качество выполненной работы. В первую очередь это касается работ по госзакупкам и тендерам квазигосударственных компаний.

Наконец, органам уголовного преследования поручили не использовать как основание для начала следствия формальные заключения штатных специалистов-криминалистов.

"Это очень сильный механизм, который дали предпринимателям. По нашим данным, прекращено не менее 400 уголовных дел", – сообщил Кусаинов.

В палате намерены замерить эффект от внедрения нового инструмента по итогам последнего квартала 2022 и первого квартала 2023 годов. 

"Времени прошло не так много, но промежуточные результаты посмотреть можно. Если будут какие-то шероховатости, то можно будет подправить", – сказал спикер.

Индекс как контроль за самочувствием

В 2023 году эксперты выступили с предложением разработать в пилотном режиме Индекс уголовного давления на бизнес. Документ будет разрабатываться в сотрудничестве с заинтересованными госорганами, к концу года новый инструмент анализа будет представлен экспертному сообществу.

"С 1 января при поддержке Генпрокуратуры в Казахстане внедрён учёт уголовного преследования в отношении предпринимателей. Теперь достаточно нажать кнопку и посмотреть по базе, сколько дел возбуждено, сколько прекращено, сколько предпринимателей осудили. И делать соответствующие выводы", – отметил Азамат Кусаинов.

1 февраля 2023 года Антикор запустил проект "Дорогу бизнесу". Цель проекта – помогать предпринимателям в преодолении различных адмбарьеров, волокиты при оформлении документов, обеспечить соблюдение сроков и прозрачности принимаемых госслужащими решений.

Антикор тоже решил заниматься решением проблем, с которыми сталкивается бизнес: при оформлении земли, подключении коммуникаций, получении разрешений от контролирующих структур, а также получении различных мер господдержки (кредитов, грантов, субсидий).

Руководители территориальных департаментов Антикора принимают сообщения от бизнеса на страницах в Facebook. Также предприниматели могут обращаться в сall-центр по номеру 1424.

Новости партнеров