Прямой эфир Новости спорта

Нехорошие автомобили: Graf & Stift, в котором началась первая мировая

Что советуют друзья и знакомые автовладельцу, третий раз кряду не по своей вине попавшему в ДТП? Правильно – поменять автомобиль.

"Машина несчастливая. Срочно продавай. Она, однозначно, не твоя, а вот другой на ней ездить будет – годами в аварию не попадёт", – говорят они. И что интересно, именно так и выходит. Вот тебе и суеверие.

А ведь посмотрите на многих водителей: каждый, кто готов посмеяться над глупыми предрассудками, тем не менее вешает на зеркало заднего вида какой-нибудь тумар-оберег, приклеивает миниатюры православных икон на панель или суру из Корана на крышку перчаточного ящика.

Более ста лет автомобиль в нашем обиходе, а мы, от глубоко религиозных до выхолощенных атеистов, находясь за рулём, из поколения в поколение продолжаем обращать внимание на кучу всяческих добрых и недобрых примет, соблюдать какие-то обязательные, порой, самими придуманные, ритуалы, пусть даже совсем маленькие, почти незаметные… Что это? Неконтролируемая фобия, оставшаяся в нас со времён доисторического человека? Или подспудное стремление реально выправить вектор будущего?

А может, всё неспроста? Смех смехом, но в столетней автомобильной истории (ведь, с другой стороны, это так мало) набралось немало необъяснимого.

Есть такая наука, непризнанная в академических кругах, – демонология. Её адепты утверждают, что всякие там бесы, демоны и прочая нечистая сила могут вселяться в неодушевлённые предметы, механизмы и нести несчастья контактирующим с ними людям.

Верите вы в это? Нет? Я тоже. Однако…

Эта австрийская фирма, зародившись в начале прошлого столетия, просуществовала только лишь до конца 1914 года. Дальнейшему развитию предприятия, специализирующемуся исключительно на выпуске дорогостоящих автомобилей для высокопоставленных особ, помешала Первая мировая война.

Graf & Stift, выпускавшиеся в довоенные годы, были очень надёжными и в то же время комфортабельными изделиями, отделанными с особой роскошью. На "грэфах" ездили австрийский эрц-герцог Георг Вильгельм, кайзер Франц Йозеф I.



…Но ведь вы помните, с чего началась Первая мировая? Так вот, автомобиль этой марки стал непосредственным участником того кровавого события, ставшего поводом к возникновению большого военного конфликта.

За полгода до означенных событий богатый граф Франц Мария Альфред Харрах, родственник австрийской венценосной семьи, приобрёл в компании шикарный Graf & Stift-28/32РS с кузовом "фаэтон".

Когда эрцгерцог Франц Фердинанд д’Эсте решил посетить один из своих доминионов, а именно Боснию, в связи с празднованием 525-летия Косовской битвы (там турки разгромили сербов), граф, сопровождающий высокородную особу, предложил воспользоваться его автомобилем. Эрцгерцог с радостью принял предложение.



28 июня 1914 года, когда австрийский вельможа со своей супругой графиней Софией Хотек прибыл в Сараево, его ждала чрезвычайно "тёплая" встреча. Несмотря на охрану численностью в 120 военных, из толпы к машине Франца Фердинанда смог прорваться террорист и метнуть бомбу. Однако она, попав в складки сложенной крыши, упала под колёса, где и взорвалась, покалечив около 20 прохожих и не принеся вреда пассажирам.

Тут бы процессии свернуться и не испытывать больше судьбу. Так нет же! Кавалькада из нескольких машин, конных экипажей и всадников продолжила парадный въезд в город.

Граф Харрах с обнажённой саблей занял пост на подножке G&S…

В толпе зевак кортеж поджидали ещё несколько бомбистов, но все они не смогли воспользоваться подходящим моментом. А вот некто Гаврила Принцип смог. Во время очередной остановки ему удалось просочиться сквозь кордон и произвести ровно два выстрела из револьвера. Одна из пуль пробила сонную артерию Франца Фердинанда, вторая – брюшную аорту его жены, что сделало преступление необычайно кровавым. Франца Фердинанда на этой же машине доставили в правительственный дворец, где он и умер, не приходя в сознание. Его супруга скончалась ещё по дороге.



Это событие послужило поводом, который дал правительствам разных стран возможность обвинить друг друга в заговорах и начать Первую мировую войну. Поводом, а не причиной, коей было стремление крупных государств заняться небольшой перекройкой мировой карты.

Но политика и войны не наша тема. Мы говорим об автомобиле.

Меченный кровью высокородных особ Graf & Stift Харрах отказался держать в своём гараже и уступил его военному ведомству за сравнительно небольшую цену. Военным, как известно, разные там предрассудки "до фонаря", тем более когда война на дворе. Машина была передана в руки прославленного генерала Патевека. И с этого момента фортуна повернулась к нему, извините, задом.

Патевека просто преследовали военные неудачи, а его штабной автомобиль заработал репутацию "чёрного вестника". В битве при Вальеве командующий получил катастрофический разгром, вследствие чего срочно вышел в отставку, вернулся к себе на родину и… сошёл с ума.

После такой неблаговидной боевой репутации никто из командного состава австро-венгерской армии не захотел воспользоваться автомобилем. И в конце концов машину закрепили за штабным офицером. Ровно месяц было отведено вояке на наслаждение от пользования роскошным Graf & Stift. Затем на марше зазевавшийся водитель со всего маху вогнал машину в мощный бампер грузовика. Не выжил никто: ни офицер, ни водитель, ни два сопровождавших их солдата.

Австро-венгерские войска совместно с Германией, как известно, проиграли войну странам Антанты. Военное имущество перешло в руки победителей. В том числе им достался и пострадавший фаэтон. Поскольку двигатель и салон автомобиля оказались в хорошем состоянии, это чудо австрийской мысли было аккуратно восстановлено и вручено коменданту Югославии.

Из-за большого размера авто и немалой стоимости запчастей комендант крайне редко им пользовался. К тому же он был в курсе, что за ней тянется хвост не самых приятных историй. Но даже редкое использование не помешало чёрному провидению вмешаться в судьбу владельца машины. Мало того, что даже в редких поездках автомобиль всегда оказывался замешанным в неприятных инцидентах, в 1919 году он перевернулся на повороте, убив шофёра и лишив самого коменданта руки.

Новым властям больше не захотелось иметь дело с несчастливой техникой. Однако не выбрасывать же дорогую игрушку! G&S сняли с довольствия и продали с аукциона ничего не подозревающему врачу. Это был преуспевающий врач, имевший большую частную практику, но в то же время не забывавший оказывать неимущим слоям населения бесплатную медицинскую помощь. Для этого он специально выезжал в близлежащие деревни. В одной из таких поездок, аккурат через год после приобретения, на пустынной просёлочной дороге автомобиль снова перевернулся, отправив на тот свет своего владельца и, при этом, придавив двух крестьян, стоявших на обочине дороги.

Затем Graf & Stift поменял ещё около десятка хозяев, из которых только один не пострадал в аварии. Это был богатый ювелир. …Он покончил жизнь самоубийством.

Последним владельцем машины стал Тибор Хиршфилд. Буквально через несколько дней после покупки он отправился на свадьбу и, уже возвращаясь назад, столкнулся с автобусом. Вместе с ним покинули этот мир ещё четыре пассажира.

Имеется точное число жертв несчастливого автомобиля – 22 человека!



…Сегодня "грэф" пребывает в отличном техническом состоянии и в любой момент готов отправиться в путь. Однако сотрудники Венского военно-исторического музея, где он теперь является экспонатом, гарантируют, что автомобиль даже не сдвинется с подиума. Будем надеяться.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров