Каждый пятый пункт общественного доступа из тех, что установлены в сельских акиматах для обслуживания граждан, находится в неисправном состоянии. Дорогостоящее железо давно уже всеми забыто, но при этом оно числится на балансе коммунальной собственности. За техническое обслуживание всех этих неработающих аппаратов бюджет регулярно платит подрядным организациям миллионы тенге. Informburo.kz рассказывает, сколько на это тратится и почему ПОДы не работают.

Одной из задач программы цифровизации является снижение бюрократической волокиты и облегчение доступа граждан к государственным услугам с помощью интернета. Чтобы люди не толпились в очередях за справками и не отвлекали чиновников от более важных дел, для них придумали пункты общественного доступа – инфокиоски с круглосуточным безлимитным подключением к интернету, сенсорным экраном, принтером и USB-панелью.

Предполагалось, что любой житель страны, имеющий электронную цифровую подпись, скопированную на электронный носитель (флешку), сможет через них получить разнообразные электронные услуги, распечатать справки, оплатить административные штрафы, госпошлины (за выдачу паспорта и удостоверения личности, за прописку), налоги на физических лиц и пеню за их неуплату, зайти на портал электронного правительства и подать обращение или жалобу на блоги руководителей государственных органов, посетить прочие электронные ресурсы государственных органов Республики Казахстан, а также получить доступ к своему личном электронному почтовому ящику. ПОД – вещь универсальная и весьма полезная, особенно для сельских районов, где нормальный компьютер в компании с хорошим интернетом и принтером до сих пор встречаются весьма редко.

В 2012-2013 годах в рамках госпрограммы "Информационный Казахстан 2020" ПОДы были установлены в 103 сельских округах Павлодарской области. Установлены они были по заказу аппарата акимата области и он же каждый год нанимает подрядные организации для их сервисного обслуживания и ремонта. Цель заключаемых контрактов – обеспечение постоянной готовности пунктов общественного доступа и использование их по назначению согласно техническим характеристикам.

В комплекс услуг входят техническая и консультационная поддержка, выезд специалиста для устранения проблем, ремонт и диагностика оборудования. Вполне обычный сервисный контракт и обычные требования. За всё это аппарат акима области платит деньги. В конце февраля этого года аппарат акима области заключил договор госзакупок с ТОО "Сильверстоун продакшн" по сервисному и техническому обслуживанию сети пунктов общественного доступа в 103 сельских округах.


Скриншот с сайта goszakup.gov.kz


Скриншот с сайта goszakup.gov.kz

Сумма контракта (со сроком завершения 31 декабря 2018 года) составила 16 464 000 тенге, а сам госзакуп был произведен из одного источника (по причине несостоявшегося конкурса).

В соответствии с требованиями договора все пункты общественного доступа должны находиться в рабочем состоянии и соответствовать заявленным характеристикам. Однако по факту это не так.

На сайте акимата области в разделе "инфоцентр" указаны адреса дислокаций всех 103 ПОДов с телефонами сотрудников сельских акиматов, ответственных за их работу. За несколько дней журналист Informburo.kz обзвонил примерно три десятка сёл. Во многих ПОДы простаивают без дела из-за неисправного состояния. В том числе не работают указанные аппараты в селах Башмачное и Березовка Железинского района, селе Ямышево Лебяжинского района, сёлах Тортуй и Шикылдак Экибастузского района, в Евгеньевке и Калкамане Аксуского района, в сёлах Шакат и Чернорецк Павлодарского района. В пригородном селе Павлодарское ПОД тоже не работает. Всего мы узнали про не менее, чем два десятка неисправных ПОДов – это каждый пятый из имеющихся в сельских округах. Эта цифра неокончательная, и о том, сколько всего инфокиосков пребывает в нерабочем состоянии, можно только догадываться.

Из разговоров с сотрудниками сельских акиматов следует, что многие ПОДы не работают уже больше года. Например, в селах Достык и Новоямышево, а в Таволжане он не работает с момента своей установки. То есть более пяти лет. Что произошло с дорогостоящим оборудованием, кто за ним должен следить и когда их починят – сельские чиновники объяснить затруднились, предложив навести соответствующие справки в областном акимате. В сёлах давно уже махнули рукой на эти терминалы, несмотря на что они числятся на балансе коммунальной собственности и их "работа" ежегодно финансируется из бюджета.

На сайте областного акимата по всем вопросам касающимся работы ПОДов предлагается звонить в call-центр. Но по указанному номеру телефона (8 7172 72-84-21) попадаешь не в офис ТОО "Сильверстоун продакшн", а в астанинскую фирму "ТК Прогресс", которая обслуживала павлодарские ПОДы в прошлом году. Менеджеры столичной фирмы удивились звонку и, сославшись на то, что у них более нет договорных обязательств перед нашей областью, общаться отказались. К слову, многие аппараты не работали и в прошлом году, когда за них отвечало ТОО "ТК Прогресс". Розыск в интернете контактов "Сильверстоун продакшн" ничего не даёт – на соответствующий запрос в поисковике всплывает мёртвая ссылка на неработающий корпоративный сайт. Ни телефонов, ни адресов офисов нигде не просматривается. В подрядном же договоре с аппаратом акима области юрадресом фирмы указан расположенный на далекой городской окраине в районе Радиозавода проезд Б, дом № 38.

Стоимость услуг по техническому обслуживанию пунктов общественного доступа по сравнению с прошлым годом выросла в два с лишним раза.


Скриншот с сайта goszakup.gov.kz

В 2017 году аппарат акима области за эти работы заплатил фирме "ТК Прогресс" 7 492 800 тенге, а в этом "Сильверстоун продакшн" получила уже более 16 млн тенге. Но удорожание сервиса его качества не изменило – ПОДы до сих пор находятся в неисправном состоянии.

В аппарате акима области журналисту не удалось получить разъяснений по поводу регулярного расходования бюджетных средств на хронически неработающие ПОДы. Руководитель отдела развития информационных технологий и информационной безопасности аппарата акима Бектас Даутеков сначала пытался уверить журналиста Informburo.kz в том, что он обратился не по адресу, но после пояснений (договоры на техобслуживание ПОДов заключает аппарат акима области, он же подписывает акты выполненных работ и производит их оплату) пообещал перезвонить, но так на связь и не вышел.

Помимо пунктов общественного доступа в сельских округах, эти же фирмы получали контракты на техническое обслуживание, редактирование и контентное наполнение официального интернет-ресурса акимата Павлодарской области, включая блог-платформу. В прошлом году соответствующий подряд стоимостью 5 566 400 тенге был заключен аппаратом акима области с ТОО "ТК Прогресс", а в этом – с ТОО "Сильверстоун продакшн". Только за работу ему уже заплатили 12 622 400 тенге. Получается, что расходы на поддержку официального акиматовского сайта выросли в два раза, но на нём размещена несоответствующая действительности информация по работающим ПОДам и указаны контакты прежнего подрядчика.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter