Прямой эфир Новости спорта

"Мы не знаем, что будет завтра": жители Сирии – о пережитом землетрясении и помощи от Казахстана

Напуганные тем, что новые подземные толчки могут разрушить их дома, многие сирийцы живут на улице / Фото Reuters 
Напуганные тем, что новые подземные толчки могут разрушить их дома, многие сирийцы живут на улице / Фото Reuters 
По подсчётам ООН, в стране погибли более 5800 человек, а без крова остались до 5,3 млн сирийцев.

Informburo.kz удалось поговорить с жителями Сирии и узнать из первых уст, как они пережили землетрясение и теперь справляются с последствиями. 

"Эта беда затронула всех"

Когда 6 февраля в четыре утра началось землетрясение, Фархад находился в Тартусе – сирийском городе на берегу Средиземного моря. Он переехал сюда три года назад из Казахстана по работе. Будучи уроженцем Талдыкорганской области, он сразу же понял, что мощные толчки и тряска – не что иное, как землетрясение. 

"Многие сирийцы даже не осознавали, что происходит. Они не знали, что в их городе возможно землетрясение и каким оно бывает. Я же по опыту сразу оценил его на четыре-пять баллов. Наш город Тартус считается наименее пострадавшим из всех районов, задетых стихией. У нас не разрушились здания, но на многих пошли трещины. В них можно жить, но люди боятся. Особенно те, кто живёт выше третьего этажа. Поэтому они стараются переезжать к своим родственникам, соседям или друзьям", – рассказал Фархад.

Только позавчера мужчина вернулся из Алеппо – одного из наиболее пострадавших городов. Там он сопровождал казахстанскую делегацию, которая прилетела вместе с гуманитарным грузом. По поручению Касым-Жомарта Токаева в Сирию несколькими авиарейсами отправили помощь объёмом 50 тонн. Груз уже доставлен в Алеппо.

"Я пробыл с делегацией всего день. За это время мы объездили пять-шесть районов Алеппо. Очень жаль людей. Они нуждаются сейчас во всём – от продуктов до одежды. Люди сидят перед разрушенными домами на улице, держа на руках младенцев, своей одеждой прикрывая малышей. Мы задавали им вопрос, почему вы не идёте куда-нибудь в укрытие. На что они отвечали: "Идти некуда. Мы не знаем, что нас ждёт завтра. Мы даже не знаем, где будем ночевать сегодня со своими детьми". На это очень больно и грустно смотреть", – рассказал Фархад. 

Ребёнок спит в школе Алеппо, где размещают семьи, оставшиеся без крова из-за землетрясения / Фото UNHCR

По словам Фархада, он единственный гражданин Казахстана, который работает в Сирии по контракту, поэтому не смог остаться в стороне от этих событий и вызвался сопровождать делегацию. Она состояла из посла и консула Казахстана в Ливане, консула Казахстана в Сирии, руководителя благотворительного фонда Акмарал Баталовой и других сопровождающих лиц. 

Фархад объяснил Informburo.kz, что в Сирии нет казахстанского консульства, вопросы Сирии курирует посольство Казахстана в Ливане. Все граждане, которые прибывают в Сирию, становятся на консульский учёт в Бейруте. Поэтому-то в делегации были дипломаты из Ливана. 

"Мы побывали в школе в Алеппо, которую переоборудовали под склад. Сейчас там хранится вся гуманитарная помощь, которую привозят в город. Люди стоят в очередях, и, несмотря на голод и холод, относятся друг к другу с уважением. Так что помощь раздаётся, есть какие-то списки и ведётся учёт. Я видел в школе волонтёров, кажется, из арабских стран и UNICEF", – продолжил свой рассказ Фархад. 

По его словам, разрушена только часть Алеппо. В центре города картина не такая грустная. Больше завалов видно на окраинах, где дома более старые. 

"В центре спасательные работы идут интенсивно, но ощущается нехватка техники, особенно той, которая нужна для разбора завалов. Я даже не представляю, что творится на окраинах", – отметил казахстанец. 

Спасатели выносят тело жертвы из разрушенного здания после землетрясения в Алеппо / Фото AP 

Он добавил, что помощь, помимо Алеппо, требуется также в Латакии и Джабле. В этих городах значительные разрушения, и у его друзей там погибли родственники и товарищи. По сведениям Фархада, последующий груз, который будет везти Казахстан в Сирию, будет направлен именно в Латакию. 

"За три года жизни здесь у меня появился большой круг общения. И у многих моих знакомых есть пострадавшие и погибшие. Сирия схожа с Казахстаном по количеству людей и своими традициями. Здесь тоже у каждого много родственников и друзей. Поэтому эта беда затронула всех", – подчеркнул Фархад. 

"Здания обрушились за какие-то 30 секунд" 

Во время землетрясения в Тартусе также находился Айман. Сначала от мощных толчков проснулась его жена, потом он сам. Не понимая, что происходит, они сразу стали спускаться с четвёртого этажа, где жили. Лестница в это время тряслась. На улице супруги укрылись в машине, где затем провели несколько часов. 

Айман – сириец, родился и вырос в Тартусе, но никогда не думал, что в его родном городе возможно землетрясение. По его словам, оно длилось всего пару минут, затем были повторные толчки, но не такие страшные. 

"Только на третий день мы вернулись в свою квартиру на четвёртом этаже. До этого поселились на первом. Всю неделю продолжались толчки с разной периодичностью. В первые дни они повторялись каждые семь минут, потом пауза была полчаса, час, затем полтора часа. Мы поставили на стол стеклянную бутылку с водой и теперь по ней определяем их мощность. Но хорошо, что с выходных уже ничего не ощущаем", – рассказал Айман. 

Из-за землетрясения многие жители Тартуса переехали в деревни поблизости. Сейчас в их городе работает комиссия от муниципалитета, её члены ходят по районам и оценивают здания – какие пригодны для эксплуатации, а в каких жить уже нельзя. 

"В пригород Тартуса также переехали мои родственники, которые до этого жили в Алеппо. Их квартира находится на первом этаже, поэтому они смогли быстро выбежать на улицу. Здания там обрушились за какие-то 30 секунд. Родственники рассказывали, что поначалу не могли понять, авария это или скрип арматуры, но увидели, как люстра в квартире шаталась во все стороны – вверх, вниз, вправо, влево, и от испуга побежали. Больше в дом они уже не заходили", – добавил Айман. 

Люди собрались перед зданием, которое рухнуло в Алеппо через несколько часов после землетрясения / Фото ICRC

Дом родственника Аймана из Алеппо уцелел, но пошёл трещинами. Спасатели сказали, что он больше нежилой и может в любой момент разрушиться. Теперь родные и друзья будут собирать деньги, чтобы помочь пострадавшей семье. 

"Многие мои знакомые погибли, кто-то попал в больницу с переломами или психологическими травмами. Они сидят – боятся стоять на земле, боятся ходить, заходить под навесы, если над ними есть крыша, они начинают кричать, начинается истерика", – привёл Айман пример того состояния, в котором находятся местные жители. 

По подсчётам ООН, в стране погибли более 5800 человек, без крова остались до 5,3 млн сирийцев. Около 900 тысяч человек нуждаются в горячем питании в Турции и Сирии.

В каждом сирийском городе инициативные граждане собирают вещи и нескоропортящиеся продукты и везут их в Алеппо, Латакию, Африн и Азаз. В стране закрыли школы и университеты до 18 февраля, теперь в зданиях учебных заведений собирают всю гумпомощь и размещают людей. 

Новости партнеров