С 1 января 2019 года в Казахстане заявили о полном переходе больниц на безбумажный документооборот. По данным Минздрава, сейчас оцифрованы данные 17,3 млн человек или 93,4% всего населения страны.

Сведения о пациентах вносят в так называемый электронный паспорт здоровья. Он интегрирован в единую базу Платформы интероперабельности здравоохранения, а она в свою очередь – в мобильные приложения, которых в Казахстане около 38. Но лидером по разным причинам стало приложение DamuMed, которое захватило 80% рынка (685 медучреждений). (Опрос о работе приложения DamuMed в конце статьи).

Оцифровка данных позволяет отказаться от амбулаторных карт, которые нередко терялись в регистратуре. Теперь на приём к врачу не нужно нести бумаги. Все визиты, заключения врачей, направления и результаты анализов вносят в единую базу данных.

Насколько это удобно и все ли поликлиники принимают пациентов по онлайн-заявке – в материале Informburo.kz.

Что даёт электронный паспорт здоровья? Личный опыт

Первый этап оформления электронного паспорта здоровья – регистрация в информационной системе. Рассмотрим его на примере городской поликлиники №27 города Алматы. Здесь большинство форм медицинской документации уже перевели в электронный формат, который поддерживает приложение DamuMed.

"В поликлинике внедрена комплексная медицинская информационная система, в которой ведутся электронные амбулаторные карты. Электронные паспорта здоровья заведены на 100% прикреплённого к поликлинике населения", – рассказывает главный врач ГКП №27 Жанна Иманбекова

Прикреплённые к поликлинике граждане могут, находясь на работе в другом конце города или дома, записаться на приём к специалисту, а также вызвать врача на дом. Для этого нужно скачать мобильное приложение DamuMed через Play Маркет либо Apple Store и зарегистрироваться, добавив свой номер телефона, ИИН и город проживания. На телефон придёт SMS-сообщение с четырёхзначным кодом, который нужно ввести в соответствующую графу.


Пациенты могут попросить помощи у специалистов

Пациенты могут попросить помощи у специалистов / Фото Алмаза Толеке

В ответ придёт сообщение с приветствием. В нём будет указана поликлиника, к которой вы прикреплены и номер участка.

В меню есть возможность записаться на приём к участковому или узкому специалисту, вызвать врача на дом. В приложении указан график их работы. В личном кабинете собрана вся информация о пациенте: направления, рецепты, записи на приём, результаты анализов.


Читайте также: Прикрепиться к поликлинике – миссия выполнима


Если у вас нет смартфона, то зарегистрироваться можно в личном кабинете на компьютере.

Как записаться на приём онлайн?

К примеру, вам нужно попасть к узкому специалисту. Для этого выбираем функцию "Запись на приём к врачу". Приложение выдаёт варианты: записаться на бесплатную услугу, платную услугу или на услугу по направлению. Останется выбрать специалиста, больницу и дату.

"Это даёт нам возможность экономить время и самим выбирать нужные даты и время для записи на приём к врачу, без необходимости звонить или приходить в регистратуру для получения талона. Вы записались сейчас на приём, можно с уверенностью подтвердить, что врач примет вас в указанное время. При этом вам не надо подтверждать запись, так как вся информация уже доступна врачу в электронной базе данных", – объясняет главврач поликлиники.


У врачей есть свой личный кабинет, где они видят запись на сегодня

У врачей есть свой личный кабинет, где они видят запись на сегодня / Фото Алмаза Толеке

Мобильное приложение посылает уведомления о необходимости прохождения медицинского осмотра, флюорографии, предстоящей записи на приём к врачу.

В личном кабинете можно зарегистрировать данные своих детей до 14 лет, а также престарелых родителей, которые не могут пользоваться смартфонами.


Минздрав собирает данные о пациентах в единую базу

Минздрав собирает данные о пациентах в единую базу / Фото Алмаза Толеке

"Одной из основных информационных систем, используемых в поликлиниках, является "регистр прикреплённого населения". Это один из ключевых порталов, который предназначен для формирования данных. Также активно используются "Электронный регистр диспансерных больных" и "Информационная система лекарственного обеспечения", которые предназначены для учёта диспансерных больных и обеспечения их бесплатными лекарствами. Через портал "Бюро госпитализации" пациентов направляют на плановую госпитализацию в стационар", – рассказала собеседница.

Конкурентов DamuMed на рынке пока нет

Во многих казахстанских поликлиниках работает одно приложение – DamuMed, хотя на рынке разработчиков медицинских информсистем около 38 игроков, среди которых:

  • Dariger Pro;
  • HealthBook;
  • "103 Контроль";
  • "ФМС: Народный контроль";
  • HCity;
  • "Моя беременность";
  • мобильное приложение Egov;
  • "Онкоскрин";
  • "Посоветуй врача.kz";
  • "Заболевания: справочник врача";
  • мобильное приложение SOS по оказанию первой помощи;
  • "Комек 103";
  • 103apteka.kz – по поиску лекарств;
  • "Достармед А";
  • "Патронажная медсестра";
  • "Уход за детьми раннего возраста" и другие.

В интервью Informburo.kz вице-министр здравоохранения РК Олжас Абишев подчеркнул, что тут важную роль играет стоимость проекта.

"Приходят в больницу несколько разработчиков: я продам вам за столько-то тенге. Но вы понимаете, что больница находится в ведении акимата, Министерства здравоохранения, это не частная организация. Никакая поликлиника не согласится выбрать себе дорогостоящее приложение. Если компания готова к конкуренции, она эту конкуренцию выдержит. А если компания не готова меняться и пересматривать свою ценовую политику, то это обратный вопрос рынка. Мы здесь никак не принимаем участия. Но мы диктуем правила интеграции форматами, техническими документами", – рассказал Олжас Абишев.


Читайте также: IT-компании обвинили Минздрав в создании монополиста. На самом деле им не нравятся новые правила


Для безопасности персональных данных Минздрав предъявляет IT-компаниям ряд требований и стандартов, которые должны выполняться.

"3-4 года назад, когда я начал работать в Минздраве, одна компания приходила и работала в больнице. Потом начала поднимать цены. Больница, возможно, не смогла потянуть это, и компания закрыла систему, забрала данные с собой. А данные-то пациентов! И компания этим шантажировала, оказывала давление на больницу, чтобы они соглашались на условия. Но сейчас правила поменялись. Теперь мы говорим: ребята, вот единый шлюз, единое ведение интеграционной платформы. Мы хотим сделать интеграцию, чтобы данные синхронизировать. Если завтра больница откажется от вашего продукта, и придёт новый поставщик, то мы синхронизацию сделаем, все данные поднимем, и они точно никуда не потеряются", – говорит вице-министр.


Бумажные карты всё ещё используются наряду с электронными

Бумажные карты всё ещё используются наряду с электронными / Фото Алмаза Толеке

Вице-министр не исключает, что предоставлять услуги по оформлению электронных паспортов здоровья могут и иностранные компании. Но пока в Казахстане перечень таких компаний не так велик.

Очередей в поликлиниках с цифровизацией меньше не стало

Несмотря на оцифровку данных и возможность записаться на приём к врачу онлайн, пользователи самого распространённого приложения DamuМed сталкиваются с проблемами.

Informburo.kz опросил посетителей первой попавшейся поликлиники Алматы. Отзывы о работе приложения оказались нелестными. Во-первых, в нём не всё отражается корректно.


Читайте также: Как бесплатно сдать анализы и в каких случаях выделяют квоту на лечение за рубежом?


"DamuМed было заявлено как приложение для самостоятельной записи к врачу. Однако на самом деле это не так. Ты не можешь записаться к своему участковому, из-за того что приложение не отображает график врача. Но если самому прийти в поликлинику, то у врача есть график, и он принимает пациентов, но через приложение к нему не попасть. Аналогичная ситуация была и с вызовом врача. Проще дозвониться по горячей линии", – пожаловалась жительница Алматы Шолпан Махмудова.

Во-вторых, запись на приём не гарантирует, что именно в это время пациент беспрепятственно сможет зайти на приём. Живые очереди в поликлиниках никуда не делись.

"Мы записались на приём в среду в 14.00. Приходим с ребёнком в больницу, а там очередь из семи человек, и все к одному специалисту. При этом кто-то пришёл к врачу повторно. Люди нервничают, время визита рассчитать даже приблизительно невозможно. Если ты записался на 15.00, то гарантии, что тебя примут хотя бы в течение часа, нет никакой", – добавляет алматинка Елена Ковалёва.

Генеральный директор Центра информационных технологий "Даму" (автор медицинской информационной системы DamuMed) Наталья Киль прокомментировала распространённые жалобы.

"По правилам оказания амбулаторной помощи пациент может записаться напрямую только к участковому врачу. Далее участковый направляет человека к другим специалистам. Это проблема известная, давно обсуждаемая. Минздрав уже задумался над тем, чтобы как-то разрешить пациентам доступ к узким специалистам. Но мы поступили гибко, не стали ставить каких-то запретов и сделали так: если поликлиника считает нужным выставить график для самозаписи, то он отражается у пациентов. Но, к сожалению, далеко не все поликлиники этой функцией пользуются", – объяснила Наталья Киль.

Проблему очередей спикер отнесла к заботам администрации поликлиники.

"Это работа самой поликлиники. Важно чётко организовать приём по графику, он не должен отклоняться. Бывает, конечно же, когда пришёл сложный пациент, но срыв графика на час и более не должен возникать. Вместе с пациентами, записанными на конкретное время через приложение, приходят и другие люди, встают в живую очередь. Мы боремся с этим, даём разъяснения, разговариваем с главными врачами, но они аргументируют тем, что не могут отказать пациентам. Здесь должно быть желание самих людей соблюдать правила и жёсткость врачей, чтобы они отдавали приоритет тем, кто пришёл на приём по записи", – подчеркнула собеседница.

Записаться на приём к врачу можно не только через приложение DamuMed, но и по городскому телефону. Эту услугу не будут исключать, так как ею пользуются пенсионеры, а также не имеющие смартфонов пациенты.

Главный врач городской поликлиники №27 Жанна Иманбекова утверждает, что срывов графика приёмов и двойных записей на одно и то же время можно избежать.

"Эта система очень удобна. Сейчас у нас в поликлинике малолюдно, так как пациенты приходят только в строго назначенное время. Без результатов анализов и обследований система не даст пациенту записаться на повторный приём к врачу. Ранее, на стадии внедрения системы, проблема с живой очередью и двойными записями была, но сейчас вопрос закрыт", – заключила она.

Оставьте своё мнение о работе приложения DamuMed:

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter