"Мимино", "Кин-Дза-Дза", "Я шагаю по Москве". Вспоминаем культовые фильмы Георгия Данелии

Фото с сайта Вокруг ТВ
Фото с сайта Вокруг ТВ

От обманчиво простых комедий до антиутопии. Чем отличалось творчество Георгия Данелии?

Скончался советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист и публицист Георгий Данелия. Ему было 88 лет.

В последние годы из-за серьёзных проблем со здоровьем режиссёр практически перестал заниматься творчеством. В феврале он был госпитализирован и введён в состояние искусственной комы в одной из московских клиник.

Режиссёр является автором таких знаменитых советских фильмов, как "Я шагаю по Москве", "Джентльмены удачи", "Афоня" и многих других.

За свою продолжительную творческую деятельность режиссёр удостоился множества наград и упоминаний на самых крупных международных кинофестивалях.

Начало творческого пути

Георгий Данелия родился 25 августа 1930 года в городе Тбилиси.
Его отец работал инженером в “Метрострое”, а мать была ассистентом на киностудии "Мосфильм". Дядя Георгия, Михаил Чиаурели был режиссёром театра и кино, а тётя выбрала профессию актрисы. Это во многом повлияло на желание Георгия построить карьеру в кинематографе.

Закончив школу, Данелия поступил в Московский архитектурный институт. В 1954-1955 годах он работал по своей профессии в проектном институте "Гипрогор", но довольно быстро понял, что архитекторское ремесло не для него. Вскоре женился на адвокате Ирине Гинзбург, но развёлся всего спустя год. В первом браке у Георгия родилась дочь - Светлана Данелия.

В 1956 году он поступил на высшие режиссёрские курсы в мастерскую Михаила Калатозова. Тогда он снял две короткометражные картины, которые попали в поле зрения руководства “Мосфильма”. Киностудии удалось разглядеть талант в начинающем режиссере и после окончания курсов, в 1959 году, Георгия пригласили работать в “Мосфильм”.

Работа в большом кино

В 1960 году Данелия дебютировал на большом экране с картиной “Серёжа”.Фильм был снят вместе с Игорем Таланкиным по мотивам повести Веры Пановой. На международном кинофестивале в Карловых Варах фильм взял награду Гран-при.

Настоящую славу молодому режиссеру принесла лирическая комедия “Я шагаю по Москве” снятая в соавторстве с Геннадием Шпаликовым в 1964 году. Несмотря на неоднозначные отзывы критиков, картина стала значимым культурным событием в период “хрущёвской оттепели”.



Талант Данелия открывать новые имена в киноиндустрии в полной мере раскрылся во время съёмок фильма “Я шагаю по Москве”. В этой картине впервые сыграл 18-летний Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов и Инна Чурикова.

Оператор картины, Вадим Юсов удостоился главного приза на международном техническом конкурсе фильмов в рамках VI конгресса УНИАТЕК в Милане. Фильм также был представлен на семнадцатом Каннском кинофестивале, на котором Данелия удостоился почетного упоминания жюри.

После этого режиссёр решил попробовать свои силы в сатире. Первым проектом Георгия стала комедия “Тридцать Три” с Евгением Леоновым в главной роли. Фильм стал весьма успешным, и в скором времени Данелию пригласили занять режиссёрское кресло сатирического киножурнала “Фитиль”.

"Мимино" и "Кин-Дза-Дза"

В 1977 году Данелия снимает трагикомедию “Мимино”. Фильм был тепло принят критиками, собрал несколько наград и имел огромный успех у зрителей. Множество фраз из фильма впоследствии стали крылатыми.
Доброта и искренность главных героев всегда подкупали зрителя, пришедшего посмотреть новый фильм Данелии.



Но за обманчивой простотой главных героев непременно стояли более сложные вещи. В фильме “Мимино” Данелия рассуждает об извечных проблемах человеческого бытия, о взаимоотношениях людей разных национальностей, важности того места, где ты родился, вопросах карьеры и семьи.



Ещё одна из особенностей режиссёрского гения Георгия, это умение отражать настроения эпохи в которой жил автор. Вышедшая в 1986 году фантастическая антиутопия "Кин-Дза-Дза!", на примере двух разных планет обнажала пороки социалистического и капиталистического строя. Абсурдные законы, существующие на выдуманной автором планете Плюк, можно было легко перенести на те реалии, в которых существовало общество того времени.

Особенности стиля

Фильмография Георгия Данелии состоит из абсолютно разных фильмов, однако режиссёрский почерк грузинского маэстро отчётливо виден в любой из его работ.

Когда речь заходит об особенностях стиля Данелии, многие из кинокритиков подчеркивают его талант комедиографа. Умение поднимать серьёзные вопросы через призму юмора – весьма непростая задача. А быть на острие времени в советскую эпоху было ещё сложнее. Данелия всегда говорил открыто. Со слов автора, он никогда не снимал тех фильмов которые ему не хотелось снимать.Тонкость повествования, присущая режиссёру позволяла ему раздвигать границы дозволенного и говорить со зрителем простым языком о сложном.

На основе незамысловатых бытовых историй режиссёру удавалось поднимать глобальные проблемы, многие из которых остаются актуальными до сих пор.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также