Красные нити для привлечения в жизнь добра и радости: как работают инфоцыгане в Казахстане

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com

Кто такие инфоцыгане и как они обманывают доверчивых людей в интернете.

Инфоцыгане – это люди, которые продают различные курсы, тренинги, гайды, чек-листы, вебинары и другие обучающие материалы, которые в реальности не имеют никакой ценности. Они обычно поверхностно владеют темой, а их суждения часто основаны на общеизвестных истинах и фактах. В результате прохождения курсов покупатель должен обрести "суперспособности" и стать самым счастливым, богатым или удачливым человеком на свете.

Иногда инфоцыгане пытаются выдать себя за экспертов: финансистов, врачей-диетологов, психологов, педагогов. А порой могут просто продавать "успешный успех": амулеты, заряженные на привлечение удачи (например, нашумевшие красные нити от известной казахстанской блогерши), марафоны желаний.

Бывают случаи, когда блогеры переходят тонкую грань между, казалось бы, безобидной продажей курсов и амулетов, до настоящего мошенничества. Уже несколько месяцев находятся под стражей известные казахстанские вайнеры Мейржан Туребаев и Меирхан Шерниязов. Их подозревают в создании финансовой пирамиды. При этом Туребаев заявил, что сам стал жертвой обмана.

Внешние атрибуты 

Онлайн-коучи с низкокачественным продуктом привлекают внимание красивой жизнью, дорогими вещами и авто, круизами. Однако при детальном рассмотрении может выясниться, что это либо подделка, постановка либо искусство фотошопа.

Знание актуальных трендов 

Они хорошо ориентируются в трендах и создают иллюзию активной деловой жизни. Их социальные сети пестрят фотографиями в деловых костюмах и цитатами великих людей, а рядом с ними такие же "деловые" инфобизнесмены. Как только у аудитории появляется интерес к новой насущной теме, они тут же берут её в оборот.

Решение извечных проблем и личная харизма 

Основной посыл, который они несут в массы, – помощь в достижении благополучия и богатства. Они рассказывают собственную историю успеха, умело манипулируя чувствами людей. Чаще всего продукты продаются за счёт их невероятной самоуверенности, и уже становится неважно, о чём они говорят. Ораторские приёмы и актёрские навыки помогают создать иллюзию профессионализма.

Как привлекают людей

Социальные сети позволили создать красивую обёртку, благодаря которой люди готовы покупать что угодно из рук успешных и высокооплачиваемых специалистов. Как же это им удаётся?

Очень часто коучи выдают себя за психологов, хотя не имеют соответствующих знаний и опыта. Клинический психолог Жанна Сафиуллина объяснила, почему и как люди попадаются в сети лже-психологов. 

Во-первых, многие рассматривают психологию как незатейливое мастерство, не требующее особых усилий в области образования: достаточно прочитать соответствующую литературу и обладать развитыми коммуникативными навыками. На уловки блогеров часто ведутся люди, уставшие от нынешней работы или потерявшие бизнес, женщины, которые выходят из отпуска по уходу за ребёнком или имеют трудности в браке, а также молодые люди без жизненного опыта.

"То есть люди в уязвимом состоянии легко могут стать добычей инфомошенников. Человек попадает в ловушку мнимого счастья, успеха, которого может не случиться", – пояснила психолог Жанна Сафиуллина.

Во-вторых, срабатывает так называемое магическое мышление – потому что людям хочется верить в волшебство, в чудесные техники с мгновенным результатом и с минимальными усилиями со своей стороны.

Если рассматривать это с финансовой точки зрения, то человек может посчитать, что если к психологу он будет ходить несколько месяцев, а то и больше, и сумма при этом получится внушительной, то ему гораздо легче и менее затратно вложиться в проект с обещаниями результата в более короткие сроки. "Продавцы счастья и успеха" это понимают и нажимают на эти болевые точки, используя грамотные тексты, красивые картинки и динамичные видео. 

"Но ведь в нашей жизни случаются трудности, решение которых требует времени, сил и более качественной проработки. Поэтому квалифицированные специалисты быстрого результата не обещают", – отметила психолог.

В-третьих, не всегда квалифицированные психологи владеют навыками маркетинга, им бывает трудно найти "золотую середину" между рекламой, формами продаж и, например, этическими нормами психотерапии. В психотерапии один из важных моментов – желание самого человека что-то изменить в своей жизни, когда человек действительно этого хочет и на самом деле готов.

Психолог вспомнила интересный эксперимент, который в 1970 годах проводила группа учёных, чтобы узнать, от чего зависит восприятие преподавателей студентами. Для этого учёные Дональд Нафтулин, Джон Уэр и Фрэнк Доннелли провели небольшой эксперимент с участием студентов Медицинского университета Южной Калифорнии: две группы обучающихся разместили в двух соседних аудиториях, в каждую аудиторию поставили по приглашённому лектору. Студенты – психологи и психиатры – должны были прослушать короткую лекцию о математической теории игр, а затем оценить выступающего с помощью короткой анкеты. Вот только один из этих учёных был действительно профессором, прекрасно разбирающимся в теории игр, а второй – приглашённым актером, у которого была задача провести лекцию максимально убедительно, при этом с самой темой он был знаком по одной короткой статье. После лекций учёные сравнили ответы студентов, и, к их удивлению, самозванца студенты оценили гораздо выше, чем настоящего профессора. Студентам понравилась манера общения доктора Фокса, большое количество невербальных сигналов, которые порой скрадывали бессмыслицу в речи. Так зародился эффект доктора Фокса.

"Пожалуй, вот этот приём и используется инфоцыганами – они умеют красиво донести информацию. А вот насколько она полезна людям, уже неважно: выхватывается несколько ярких фраз из контекста, которые воздействуют на людей определённым образом и попадают в их болевые точки, увлекая приобрести очередной курс. Большую роль играют визуальные картинки – красивая жизнь, дорогие вещи и авто, круизы – внешние атрибуты социального успеха. Также инфоцыгане могут активно использовать приёмы из психологических практик, чтобы незаметно воздействовать на неискушённую аудиторию: сопровождают свою речь определёнными жестами, посылают нужные невербальные сигналы", – заключила психолог. 

Какие методы они применяют

Применяются следующие методы запуска того или иного курса:

1. Прогрев

Прогрев – это первое, что делают перед запуском продаж. Обычно в ход идут истории про то, как всё было плохо, нечем было заплатить по счетам, а после всё вдруг резко изменилось. К герою пришло озарение, после которого в его жизни всё стало понятным и доступным.

2. Приманка аудитории

Блогер помогает одному из своих подписчиков исполнить его мечту: покупает ему машину, дом, смартфон или же путёвку в жаркие страны. Сопровождается это всё лиричной музыкой и мелодраматичными нотками: блогер со слезами на глазах рассказывает подписчику свою историю успеха "из грязи в князи", вселяя в него уверенность, что он тоже так сможет (если, конечно, купит курс блогера). 

3. Формирование отношений учителя и ученика 

"Учитель" полностью берёт под контроль жизнь ученика, сопровождая его на всех этапах: начиная с постоянного совместного обсуждения дальнейших действий до момента внушительных переводов на карту. Демонстрируются постоянная поддержка друг друга и отличные отношения между собой.

4. Ну и, конечно, выгодные условия только сегодня и в рассрочку – "специалист" расскажет, что он неожиданно получил огромный отклик от аудитории (чего он совершенно не ожидал), и все места уже заняты, поэтому тут же анонсируется второй, третий и четвёртый потоки с предложением скидки для первых ста-двухсот человек. А чтобы ещё больше увеличить шансы на высокую прибыль, людям предлагают рассрочку.

Альбина Бунеску, внештатный маркетинг-директор, основатель профессионального сообщества Astana Marketing Club, обратила внимание на то, что для создания своего продукта "эксперты" нанимают целую команду по продюсированию инфопродукта. Появились новые профессии, такие как специалист по прогревам в историях, методолог инфопродуктов, продюсер экспертов.

Как обезопасить себя и отличить инфоцыгана от настоящего коуча

Альбина Бунеску считает важным всё-таки отделять зёрна от плевел: действительно успешный человек, обладающий экспертностью в своей деятельности, имеющий достаточное количество практических часов, высшее образование по своей специальности, который обучает людей с пользой, – не инфоцыган.

"Некачественные инфопродукты от псевдоэкспертов негативно повлияли на сферу онлайн-образования в целом. Настоящие практики испытывают давление и тщательнее следят за своей репутацией, а ученикам сложно отличить действительно эксперта от классического инфоцыгана", – отметила Альбина Бунеску.

Психолог Лаула Хасенова полагает, что обществу в первую очередь следует работать над развитием зрелости, чтобы отличить пустослова от профессионала. Человеку сейчас легче обратиться к инфлюенсеру, завязать на руку нить, чем идти на длительную терапию с профессиональным психологом. 

"Мы стали такими образованными, начитанными, говорим на нескольких языках. Мы буквально нафаршированы знаниями, но вместе с тем есть ощущение, что из виду упускается что-то очень важное – зрелость, взросление.

Во взрослой позиции человек встречается с ограничениями, и он не испытывает при этом невротических терзаний. Он не фрустрирует, когда понимает, что не имеет квартиры, спутника жизни, сумку от Birkin. И не вступает в сомнительную финансовую пирамиду, думая, что через полгода манна небесная упадёт ему на голову. Научиться распознавать  фальшь и обман – ответственность человека", – пояснила Лаула Хасенова.

"Например, чтобы стать психологом, а тем более психотерапевтом, нужно иметь много профессиональных и личностных навыков, – добавила она. – Во-первых, профессиональный психолог должен иметь высшее образование по психологии или социологии. В обучении есть целый список дисциплин, которые обязан знать психолог.

Во-вторых, желательно чтобы он вступил в сообщество одной из школ (психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая школа). В школе психолог приобретает практические навыки. Это своя собственная терапия (каждый психолог обязан пройти как минимум один-два года психотерапии), работа с супервизором, участие в терапевтической группе. Это помогает психологу выстраивать свою работу максимально экологично.

Если у самого психолога вагон нерешённых травм и вопросов, то на первой же кочке он провалится вместе с клиентом. Если у клиента будет ретравматизация, а терапевт этот момент упустит, то это может привести к соматическим симптомам, таким как тревога, напряжение в теле, раздражительность, головные боли".

А Жанна Сафиуллина поделилась следующими рекомендациями:

  1. Собрать информацию о человеке, который предлагает приобрести те или иные материалы. Если он действительно профессионал, то информация о нём находится, как правило, в открытом доступе. Изучить его биографию, документы о высшем образовании, прохождение им соответствующих курсов. Если количество часов в сертификате – 15, 20 или 30, то это всего лишь одиночный семинар, тогда как в области психотерапии, например, насчитывается сотни, тысячи часов обучения. 
  2. Не идти на поводу эмоций. Люди хотят быть счастливыми, иметь достаточно средств для жизни, быть свободными, а для этого рецепт один – прилагать собственные усилия. Формулировать цели, пополнять свои знания, улучшать навыки и работать над отношениями – профессиональными и личными. Сделать деньги из воздуха не получится.
  3. Развивать критическое мышление – фильтровать и проверять потоки информации, анализировать, задавать вопросы и не бояться сомневаться. Если вас торопят – повод насторожиться. Хорошим признаком является продуманная структура, содержательные модули, домашние задания и обратная связь.

Почему инфоцыган не наказывают

Юрист Ермек Койшинов отметил, что развитие инфоцыганства – общемировая проблема. И зачастую привлечь таких блогеров к ответственности невозможно.

"Допустим, если инфоцыган заключает договор с клиентом, то он может избежать уголовной ответственности, так как при наличии договорных отношений наши правоохранительные органы избегают заводить уголовные дела, ссылаясь на приказ генерального прокурора РК "Об утверждении правил приёма и регистрации заявлений в ЕРДР", в котором чёрным по белому написано, что регистрации не подлежат заявления, которые основаны на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершённых в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными.

Соответственно, привлечение таких людей к уголовной ответственности возможно только при наличии массовых заявлений, шумихи в прессе или в случае изменения законодательства: допустим, появления дополнительной квалификации по ст. 190 УК РК, такой как обман в соцсетях или незаконная предпринимательская деятельность, так как многие из инфоцыган не являются субъектами предпринимательства", – пояснил Ермек Койшинов.

"Но даже отсутствие договоров не гарантируют возбуждение уголовного дела. – добавил он. – Говорить о том, что эти люди избегут ответственности, тоже не буду, так как каждый случай индивидуален. При появлении такой проблемы лучше обратиться за юридической помощью к профессионалам, которые могут подсказать, в какой плоскости права лучше действовать".


Читайте также:


Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров