Прямой эфир Новости спорта

Киберадвокат и робот-судья: какими станут суды Казахстана

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Роботы в судах уже трудятся, но их работу проверяют и контролируют люди.

В 2019 году президент Касым-Жомарт Токаев поручил разработать атлас новых профессий и компетенций Казахстана.

Для этого Министерство труда и социальной защиты населения провело национальное исследование по девяти отраслям экономики: горное дело и металлургия, нефтедобыча и переработка, сельское хозяйство, IT-технологии, транспорт и логистика, машиностроение и металлургия, туризм, энергетика, строительство и стройматериалы. В ходе исследования учитывали ведущие тренды: распространение роботов и "умных" систем, истощение природных запасов сырья, усиление экологических норм и развитие ресайклинга, изменение потребительских предпочтений населения.


Читайте также: На заводе в Кентау роботы заменят 200 человек. Будут ли сокращения?


В 2021 году появился сборник, в котором эксперты определили исчезающие, трансформирующиеся и новые профессии. Из профессий, которые появятся в будущем, к 2030 году прогнозируют появление киберадвокатов. В атласе новых профессий дано такое определение:

"Киберадвокат осуществляет комплексную юридическую защиту клиента в цифровом пространстве, виртуальной и смешанной реальности. В случае нарушения прав клиента отстаивает его интересы. Располагая биометрическим портретом клиента, может фиксировать его контакты с любыми устройствами в целях обеспечения наличия постоянного алиби на случай возникновения подозрений со стороны правоохранительных органов в отношении клиента".

А есть роботы в судебной системе Казахстана сейчас и смогут ли они заменить людей?

Как роботы работают в судах

Заместитель руководителя судебной администрации Казахстана Нурсултан Байтилесов напомнил, что Верховный суд предложил создать качественный IT-инструмент по поиску и оценке исходов судебных дел с использованием элементов искусственного интеллекта и машинного обучения.

"Наличие у судебной системы большого массива оцифрованных судебных актов позволило начать проект по созданию информационной системы "Цифровая аналитика судебной практики". Система обучена определению категории дела, поиску аналогичных по ситуации и смыслу дел, отслеживанию "жизненного цикла" по всем судебным инстанциям, выявлению аномалий при вынесении судебных решений, а также прогнозированию исхода дела по исковым требованиям. Система функционирует в режиме опытной эксплуатации и доступна только для судей республики", – рассказал Нурсултан Байтилесов.

По его словам, именно она должна стать помощником в формировании единообразной судебной практики. Доступ к нужной информации и её анализ позволят каждому судье сориентироваться в судебной практике по любому находящемуся в производстве делу.

"И второй IT-продукт, используемый в казахстанских судах с этого года, – это робот, который на основе чётких алгоритмов принятия решений готовит проекты судебных актов по делам, где судейское усмотрение строго ограничено законом, – добавил он. – К примеру, дача санкции, запрещающая должнику покидать страну. – Мы интегрировали соответствующие базы данных, и сейчас робот готовит проект такой санкции за считанные минуты после поступления материала. При этом ответственность при подписании решения сохраняется за судьёй. Конституционные требования не нарушаются. Сейчас мы анализируем категории дел и материалов, имеющих потенциал для дальнейшей роботизации".

"Таким образом, сможем, с одной стороны, разгрузить суды от рутины, а с другой, минимизировать судебные ошибки", – резюмировал заместитель руководителя судебной администрации Казахстана.

Могут ли роботы вытеснить судей

Нурсултан Байтилесов отметил, что искусственный интеллект (ИИ) часто называют самой потрясающей технологией нынешней эпохи, обещающей преобразовать экономику, жизнь и возможности. Некоторые даже рассматривают ИИ как способ добиться быстрого прогресса в создании "интеллектуальных машин", которые вскоре превзойдут человека во многих сферах.

По словам Байтилесова, в последнее десятилетие развитие ИИ действительно было очень успешным, особенно в области разработки новых методов обработки статистической информации и машинного обучения, которые позволяют работать с огромными массивами неструктурированных данных.

"Вопросы внедрения искусственного интеллекта и роботизации судопроизводства изучаются не только у нас, – добавил он. – Этот тренд актуален для многих стран, поэтому этические аспекты не могли остаться без должного внимания со стороны профильных органов международных организаций".

Замруководителя судебной администрации напомнил, что в декабре 2018 года появился первый международно-правовой акт, посвящённый использованию искусственного интеллекта в правосудии. Это Европейская этическая хартия о применении искусственного интеллекта в судебных системах, утверждённая Европейской комиссией по эффективности правосудия (CEPEJ). Согласно хартии, использование искусственного интеллекта в судебных системах способствует повышению эффективности и качества правосудия и должно осуществляться добросовестно. В хартии сформулировано пять принципов применения искусственного интеллекта: соблюдения прав человека, запрета дискриминации, качества и безопасности, прозрачности и пользовательского контроля.
 
Исходя из пятого принципа, судья должен быть наделён правом выразить несогласие с решением, предложенным искусственным интеллектом и принять собственное решение по делу. При этом участнику спора должна быть предоставлена возможность прямого обращения к суду без применения искусственного интеллекта и право оспорить принятое при помощи искусственного интеллекта решение.

"Поэтому важно понимать, что внедряемые нами технологии не заменят судью-человека. Это лишь дополнительный инструмент помощи для обеспечения единообразия судебной практики и качественной защиты прав участников процесса. За счёт автоматизации отдельных процессов он может облегчить нагрузку судей и работников суда, ускорить судопроизводство, исключить ошибки, вызываемые человеческим фактором. То есть технические средства, разработанные для юриспруденции, должны повышать эффективность работы людей, а не вытеснять их из этой области", – резюмировал Нурсултан Байтилесов.

Он отметил, что опыт применения новых технологий в казахстанских судах получил положительную оценку не только внутри страны, но и за её пределами. В отчёте Европейской комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ) по эффективности применения судами современных информационно-коммуникационных технологий Казахстан расположился в первой пятёрке.

Юрист Ермек Койшинов отметил, что законы должны успевать за новыми технологиями. С развитием цифровизации начинают меняться и законы – появляются  законы, регулирующие деятельность в IT-сфере, как, например, нашумевший Закон "О кибербуллинге". 

"Законы робототехники, озвученные Айзеком Азимовым, гласят, что роботы должны помогать человеку, а не заменять его. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что с помощью искусственного интеллекта работа юриста облегчилась. Уже существуют роботы, которые могут консультировать, составлять простейшие иски, однако судебный процесс – это не электронное бездушие. Помимо хорошего знания законов и их применения, существуют и эмоциональные факторы, искусство убеждения, особенности личности человека. Я не думаю, что появится искусственный разум, который сможет полностью заменить живого человека", – считает Ермек Койшинов.

Адвокат Бауыржан Азанов полагает, что на территории постсоветских государств в защите прав и свобод граждан большую роль играет человеческий фактор. То есть робот не сможет учитывать всевозможные тонкости и нюансы человеческого общения, взаимопонимания, различать интонационные моменты, а также проводить качественный анализ ситуаций, которые происходят как в зале судебного заседания, так и во время предварительного следствия. 

"Осуществить автоматизацию этих процессов в условиях страны с такой судебной и следственной практикой будет крайне трудно. Я сильно сомневаюсь в том, что в нашей стране роботы смогут защищать человека полноценно и надлежащим образом, потому что это связано в первую очередь с институтом репутации, с опытом, знаниями, умениями и навыками самого адвоката. Судебные процессы требуют немедленного реагирования, а это может делать только человек", – пояснил Бауыржан Азанов.

Как автоматизация рынка повлияет на рынок труда

Вице-министр труда и социальной защиты населения Казахстана Олжас Ордабаев подчеркнул, что на рынок труда как Казахстана, так и всего мира большое влияние оказывают стремительное развитие технологий, демографические изменения и пандемия. Содержание профессий меняется, некоторые из них становятся неактуальными, наряду с этим появляются другие.

"В Казахстане в большей степени стоит вопрос необходимости повышения квалификации сотрудников, овладения новыми навыками в рамках своих профессий, нежели массового замещения человека роботизированными системами", – заметил Олжас Ордабаев.

Вместе с тем, по его словам, одним из трендов отечественного рынка труда является платформенная занятость. Платформы по вызову такси как внесли корректировку компетенций водителей такси (необходимость цифровых навыков), так и практически вывели с рынка труда диспетчеров автопарков. 

По экспертным оценкам, в Казахстане в ближайшие 5-10 лет ожидается появление 239 новых профессий в девяти отраслях экономики, а 95 профессий трансформируются. При этом 52% рабочих мест в стране подвержены высокому риску автоматизации. Каждый второй сотрудник будет вынужден пройти переквалификацию и овладеть новыми навыками и компетенциями. 

"Для большей востребованности на рынке труда возникает необходимость быть гибкими и "учиться в течение всей жизни". Необходимо отметить, что к 2030 году уже 37% рабочей силы в Казахстане будет представлять поколение Z, которое принципиально иначе трактует понятие карьеры и намного избирательнее подходит к выбору работы", – пояснил Олжас Ордабаев.

С учётом указанных вызовов Минтруда определило ряд новых инициатив по развитию рынка труда:

  •  повышение качества рабочей силы через обучение и переподготовку;
  •  либерализация рынка труда посредством законодательного регулирования и обеспечение социальной защиты работников гибкой занятости;
  •  развитие инфраструктуры рынка труда для повышения качества оказываемых услуг населению;
  •  масштабная цифровизация услуг посредством создания цифровой экосистемы рынка труда.

Читайте также:


Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров