Прямой эфир Новости спорта

"Казахтелеком" объявил тендер на разработку стратегии за 700 млн тенге. Что не так?

Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
Некоторые казахстанские пользователи соцсетей решили, что техническая спецификация лота была заточена под конкретных поставщиков.

Одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском сегменте социальных медиа последней недели стал открытый тендер на понижение, объявленный нацкомпанией "Казахтелеком" на услуги консультантов для разработки своей стратегии. И понятно почему – стоимость этих услуг составляет 700 млн тенге.

После появления информации об этом в соцсетях началось активное обсуждение и самой суммы, и даже возможности того, что документация тендера могла быть специально составлена таким образом, чтобы победил конкретный поставщик. Возможно, проблема лежит глубже: о необходимости более жёсткого регулирования закупок в нацкомпаниях говорят давно, широко распространено мнение, что многие тендеры проводятся для галочки.

Informburo.kz попытался разобраться в ситуации, развернувшейся вокруг закупок "Казахтелекома".

Стратегия на миллион

Первым на лот обратил внимание пользователь Facebook Кирилл Павлов. 9 января он разместил на своей странице скриншот с сайта закупок группы компаний фонда "Самрук-Казына", в которую входит и казахстанский телекоммуникационный оператор. В документе видно, что "Казахтелеком" планирует закупить работы по разработке политики/стратегии компании за 700 млн тенге. Потенциальный поставщик должен оказать все услуги за 150 дней.


Скриншот с сайта закупок

Скриншот с сайта закупок / Фото со страницы Кирилла Павлова в Facebook


К обсуждению присоединилась член специальной мониторинговой группы при Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции Аида Джексенова. 13 января она опубликовала часть требований лота "Казахтелекома" к потенциальным поставщикам.

В посте она отметила, что документация могла быть специально написана для российского офиса компании Boston Consulting Group (BCG). Это международная компания из США, которая специализируется на управленческом консалтинге. Среди крупных проектов BCG в Казахстане можно отметить сотрудничество с Министерством информации и коммуникаций по программе "Цифровой Казахстан".


Скриншот документа по техническому заданию

Скриншот документа по техническому заданию / Фото со страницы Аиды Джексеновой в Facebook


Блогер и член СМГ указывает, к примеру, на то, что среди требований прописано наличие офисов в Казахстане и России с не менее чем 12 работающими там партнёрами. В Москве у BCG их 20.

На следующий день, 14 января, мониторинговая группа при АДГСПК отправила письмо на имя председателя правления "Самрук-Казына" Ахметжана Есимова. В обращении общественники указывали на то, что требования лота не соответствуют правилам закупок фонда. На момент подготовки материала ответа на это письмо СМГ не получила.

Тем временем сам "Казахтелеком" комментариев по этой теме не даёт. Редакция Informburo.kz направила в компанию официальный запрос, но на момент подготовки материала ответа получено не было. Также мы связались с офисами Boston Consulting Group в Астане и Москве. В компании от комментариев воздержались и рекомендовали обратиться к компании-организатору торгов.

Условиям тендера могут соответствовать и другие консалтинговые организации. Например, у McKinsey – другой крупной консалтинговой компании – в астанинском офисе работают шесть партнёров, а в Москве – более 40.

В ожидании интеграции и 5G

В техническом задании (оно имеется в распоряжении Informburo.kz) описаны ожидания от работы поставщиков-консультантов. Весь процесс поделён на пять этапов.

Диагностика текущего состояния и формулирование первоначальных гипотез для дальнейшей проработки. Сюда входят анализ компании и ситуации на рынке, конкурентов и регуляторной среды.

Разработка стратегических опций и моделирование сценариев. Здесь, по задумке разработчиков техзадания, консультанты определят стратегические цели компании, займутся формированием её миссии, анализом стратегических опций и сценариев развития. Итогом должен стать выбор приоритетного варианта развития.

Детализация основного сценария. На этом этапе консультанты займутся разработкой и детальным описанием стратегических направлений развития с учётом направлений развития "Казахтелекома". Последние предоставит сам заказчик, и, отталкиваясь от них, поставщики будут корректировать стратегию.

Читайте также: С какими сложностями столкнётся "Казахтелеком" после покупки Kcell

В этот же этап входят вопросы интеграции активов. Из-за покупки доли в мобильном операторе Kcell и предстоящего выкупа доли Tele2 в совместном предприятии с Altel "Казахтелекому" нужно разработать сценарии развития бизнес-модели объединённой компании и определить самый эффективный вариант интеграции инфраструктуры, сетей продаж, персонала и услуг. Также требуется определить сценарии управления мобильными активами с учётом требований Антимонопольного комитета по сделке с Kcell. Одно из ключевых – развёртывание сетей 5G в Казахстане.

Кроме того, нужно разработать программу развития финтех-направления в компании на основе лучших практик.

Дополнительные инициативы. Самое важное здесь – формирование программы цифровой трансформации "Казахтелекома", рекомендаций по устойчивому развитию компании и предложений по изменению системы управления корпоративными финансами.

Согласование с менеджментом и акционерами. На этом, последнем, этапе описаны требования к структуре итоговых документов: из каких разделов должна состоять стратегия, что в ней должно быть описано, горизонт планирования. После завершения работ поставщик в течение полугода должен предоставлять постпроектную поддержку – консультации и уточнение информации.

При этом многие интернет-пользователи обратили внимание, что на сайте "Казахтелекома" можно найти стратегию компании, которая является документом концептуального характера, определяющим миссию и видение, стратегические направления, цели и задачи группы компаний АО "Казахтелеком" на период до 2028 года. В частности, там говорится о смене векторов развития компании в соответствии с требованиями госпрограммы "Цифровой Казахстан" и планами по более активному участию в мобильном бизнесе.


Фото informburo.kz


"Они ("Казахтелеком". – Авт.), мягко говоря, занимают доминирующее положение на телекоммуникационном рынке, фактически тут у них нет конкурентов. И поэтому надо вносить изменения в стратегию. Но, на мой взгляд, 700 млн тенге – это многовато на переделку. Вот если бы это была изначально новая стратегия, тогда, может, столько бы и стоила", – считает председатель попечительского совета Transparency Kazakhstan Марат Шибутов.

По его словам, стоимость тендера может быть связана с высокой стоимостью услуг зарубежных консультантов.

"Казахтелеком" – это публичная компания, а публичные компании любят, чтобы им делали стратегии "звёздные" консультанты. Такие консультанты берут большие гонорары", – добавил собеседник Informburo.kz.

Может ли быть казахстанский консультант?

Старший партнёр казахстанской консалтинговой компании CSI Олжас Худайбергенов выразил своё мнение на своей странице в Facebook . По его словам, цена в 1,7 млн долларов – примерно такая сумма по тендеру остаётся после вычета НДС – является средней для проектов по разработке стратегий.

"Смотрится как достаточно крупная сумма, но на самом деле это средняя цена для таких проектов. На разработку стратегических документов зарубежные консультанты ставят цены в пределах 1,5-3 млн долларов. Это дорого, но куда дешевле услуг иностранных юристов при решении международных вопросов или инвестиционных банков, которые сопровождают IPO", – написал Худайбергенов.

По мнению старшего партнёра CSI, руководство "Казахтелекома", по всей видимости, сделало ставку на привлечение иностранных консультантов. Требования, отметил Худайбергенов, отсекают местных консультантов, но на них претендуют минимум пять иностранных компаний – это "Большая тройка" (McKinsey, Bain и BCG) и две компании из "Большой четвёрки".

Марат Шибутов обращает внимание, что в Казахстане компании стремятся привлекать именно зарубежных консультантов.

"У нас складывается нехорошая ситуация, когда нанимают именно иностранные консалтинговые структуры, которые берут огромные деньги. Но есть подозрение, что они берут такие деньги, чтобы платить огромные откаты. Потому что, допустим, если это была бы отечественная компания, у проверяющих органов сразу бы возникли вопросы по стоимости. У нас так любят: прийти в офис, провести проверку, попросить обосновать и так далее", – говорит представитель Transparency Kazakhstan.


Центр обработки данных "Казахтелеком" в Павлодаре

Центр обработки данных "Казахтелеком" в Павлодаре / Фото @Djenalinov с сайта wikipedia.org


По мнению собеседника Informburo.kz, казахстанским консультантам уже при ценах за работу в 10-20 млн тенге начинают говорить о дороговизне. Иностранным компаниям с расценками в сотни миллионов вопросов обычно не задают.

"Такое вот отсутствие интеллектуального суверенитета. Потому что часто эти же иностранные консультанты берут в партнёры наших консультантов и делают вместе. Хотя местные могли бы сделать как минимум в несколько раз дешевле", – добавил Марат Шибутов.

Старший партнёр CSI Олжас Худайбергенов считает, что для развития местного консалтинга нужно стимулировать совместные заявки казахстанских и иностранных компаний. В таких консорциумах местная фирма может быть лидером, а иностранная – закрывать недостающие компетенции, даже если доходы делятся пополам.

"Либо возможен вариант, когда всё делает местная компания, а недостающие компетенции закрываются через привлечение внешних иностранных экспертов. Такая конструкция может даже удешевить проект. По крайней мере, мы как CSI пытаемся продвигать такие конструкции, чтобы соблюсти возможности клиента в части финансов, а с другой стороны, обеспечить нужное качество работы", – написал Худайбергенов.

На особых условиях

Ещё один важный вопрос, которым задались интернет-пользователи: а была ли "заточка"? Так называется ситуация, когда техническую спецификацию на торгах составляют так, чтобы гарантировать победу "нужной" компании.

"Есть такие нехорошие вещи на нашем рынке, что есть "заточенные" тендеры под конкретного поставщика. Да, случается. Но я не стал бы так обвинять без доказательств. Доказательств-то нет", – подчеркнул Марат Шибутов.

Собеседник Informburo.kz напомнил, что квазигосударственный сектор не подчиняется тем же правилам закупок, что и государственный.

"Столько уже лет было споров, что надо привести к единому знаменателю или ужесточить, потому что там большинство закупок из одного источника. Но получится ли?" – добавил Шибутов.

В Казахстане закупки госорганов и нацкомпаний регулируются сразу несколькими законами, например, в их числе "О государственных закупках", "О государственном имуществе" и даже Кодекс об административных правонарушениях, где предусмотрены штрафы за нарушения правил закупок.

По последним поправкам в законодательство единые правила для закупок квазигосударственного сектора утверждает Министерство финансов. Однако это не относится к фонду "Самрук-Казына" и компаниям, в которых он прямо или косвенно владеет 50 или более процентами голосующих акций. "Казахтелеком" как раз относится к их числу: у "Самрук-Казына" более 52% акций оператора.



Особое положение фонда в плане закупок прописано в Законе "О Фонде национального благосостояния", а именно в статье 19. Все правила утверждает совет директоров "Самрук-Казына", хотя, судя по последним поправкам, и согласовывает их с Минфином.

Директор департамента законодательства госзакупок Министерства финансов Сабит Ахметов отмечает, что такой подход обеспечит гармонизацию общих правил для нацкомпаний и правил "Самрук-Казына".

"Было принято решение оставить правила закупок "Самрук-Казына", чтобы они так же утверждались советом директоров. (…) Они будут согласовываться с уполномоченным органом – это будет департамент законодательства государственных закупок Министерства финансов. То есть, учитывая, что мы делаем правила для нацкомпаний, которые не входят в "Самрук-Казына", (…) и в рамках обязательного согласования (правил "Самрук-Казына". – Авт.) с Минфином это обеспечит максимальную гармонизацию (правил. – Авт.) между собой", – сказал представитель министерства.

По словам Сабита Ахметова, в законах уже заложены меры по борьбе с "заточками" на торгах – это, в частности, статья 22 Закона "О государственных закупках". Она предусматривает предварительное обсуждение конкурсной документации с потенциальными поставщиками.

"Сперва обсуждают документацию с потенциальными поставщиками, а уже после этого утверждают её. В принципе, этот институт показал положительный опыт. Многие замечания учитываются заказчиками, и вносятся изменения. И это сыграло роль не только в плане борьбы с "заточками", но и в качестве качественной подготовки технической документации", – сказал Ахметов.

Между тем приём заявок на открытый тендер на понижение "Казахтелекома" закрывается 18 января в 17.00. После прохождения всех процедур станет ясно, кто же поможет "Казахтелекому" разработать для себя новую стратегию.

Закупка "открытым тендером на понижение" означает, что после завершения подачи заявок будет составлен протокол вскрытия, и организатор торгов будет проверять их на соответствие требованиям, после чего определит, кого допустят к торгам. Допущенные поставщики будут участвовать в торгах на понижение: кто даст цену ниже, тот и победит. Тогда и станет известен победитель.

UPDATE. После закрытия приёма заявок на участие в тендере на сайте появился документ об отмене электронных закупок. Причина – нарушения в содержании тендерной документации.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров