Прямой эфир Новости спорта

С какими сложностями столкнётся "Казахтелеком" после покупки Kcell

Фото Алмаза Толеке
Фото Алмаза Толеке
Сделку по покупке Kcell антимонопольный комитет одобрил, потому что законодательно "Казахтелеком" не оператор связи, несмотря на долю в Tele2/Altel.

Антимонопольный комитет одобрил ходатайство АО "Казахтелеком" о приобретении 75% голосующих акций Kcell. По мнению ведомства, Казахтелеком не участник рынка мобильной связи, а сделка не повлияет на стоимость услуг. Но на организацию накладываются жёсткие требования и ещё разработано некое предписание, с помощью которого министерство информации и коммуникации предотвратит преобладание одной из сторон на рынке. Заявление министерства должно было поставить точку в дискуссии правомерности сделки, но получилось так, что вопросов стало только больше. Informburo.kz обратилось к основным участникам рынка и сделки, чтобы разобраться, почему Казахтелеком не оператор связи и как изменится регулирование рынка государством из-за сделки.

Засекреченное предписание и регулирование рынка

В июле 2018 года Министерство национальной экономики РК отправило в адрес Министерства информации и коммуникаций некое предписание. Его исполнение обязательно при свершении сделки о продаже 75% голосующих акций АО "Kcell" в пользу АО "Казахтелеком". По данным министерства, реализация этого предписания должна улучшить механизмы регулирования рынка услуг сотовой связи с помощью создания условий для сохранения и развития конкуренции. Каким образом будет достигнуто равновесие и как это отразится на рынке и абонентах, можно только предполагать. Текст предписания засекречен.

Informburo.kz отправлял 3 запроса в МНЭ и ещё 2 в МИК РК, чтобы получить информацию о секретном документе. Полную копию предписания МНЭ не может предоставить из-за того, что в нём есть конфиденциальная информация участников рынка сотовой связи. В то же время юристы АО Kcell и Beeline заявляют, что предписания не видели, а в АО "Казахтелеком" на вопрос о нём не отвечают.

На следующий день после разрешения сделки 12 июля 2017 АО "Казахтелеком" обратилось с письмом №27-11/6107 к комитету по регулированию естественных монополий МНЭ РК, в котором содержалась просьба не разглашать отдельные пункты предписания. Предоставить текст предписания, исключив из него конфиденциальную информацию, министерство отказывается, ссылаясь на то же письмо. По словам представителей министерства, они не могут разглашать информацию квазигосударственной телекомунникационной компании из-за того, что таким образом нарушат статью 28 Предпринимательского кодекса РК (Охрана информации, составляющей коммерческую тайну).

В министерство информации и коммуникации предписание поступило с грифом "Для служебного пользования", а согласно правилам копирование документов, полученных от других организаций, возможно только после согласования с последними, то есть с разрешения МНЭ. На исполнение предписания ведомству отведено 6 месяцев с момента заключения сделки по приобретению АО "Казахтелеком" 75% голосующих акций АО Kcell.

Из разных источников удалось выяснить, что предписание состоит всего из трёх пунктов, два из которых описывают покупку 75% "Казахтелекомом" акций АО "Kcell". В третьем говорится об обеспечении контроля исполнения пунктов 1-1 и 1-10 из приказа №170 об удовлетворении ходатайства о экономической концентрации.

Неизвестно, каким образом 2 подпункта из приказа об удовлетворении ходатайства могут упростить законодательство в области совместного использования станций передачи данных, а также внести что-то новое в работу операторов с частотным спектром, который является основным ресурсом в развёрстке новых сетей. По заявлению МНЭ, проведение сделки не изменит текущее распределение частот, так как на рынке останутся 3 сотовых оператора, как и до сделки. Но в итоге к АО "Казахтелеком" косвенно будет относиться около 75% частотного спектра.

Толковать полученную информацию можно по-разному. Возможно, министерство готовит площадку для создания единого структурного оператора, на базе которого будут действовать все остальные. Схожий пример – кабельная канализация, которая практически полностью подконтрольна АО "Казахтелеком". Конкурирующим организациям приходится самостоятельно прокладывать кабель либо арендовать канализацию на тех условиях, которые ставит национальной оператор.

По грубым расчётам рынок мобильной связи распределен на три доли: 37,5% – Kcell; 35% – Beeline; 26% – объединённая компания Tele2/Altel, часть которой принадлежит АО "Казахтелеком". При этом частотный спектр распределён не по количеству занимаемого рынка – по 25% есть у Kcell и Beeline, и 50% у Tele2/Altel. Еще небольшую долю спектра в апреле 2018 года получило ТОО "Востоктелеком" (100% владеет АО «Казахтелеком»), но его в расчёт не принимают, потому что компания не является мобильным оператором.

Радиочастотный спектр – национальный ресурс в области связи, он всегда принадлежит только государству, которое перераспределяет ресурс между операторами. По словам Антона Бадикова, юриста с опытом работы в сфере телекоммуникаций, с недавнего времени в законе о связи начали появляться изменения.

"Изменения были внесены в конце декабря прошлого года и вступили в силу в январе текущего года. Появилось такое исключение: если ранее радиочастотный спектр, выделенный операторам связи, не мог ими передаваться в безвозмездное пользование, то сейчас есть исключение, согласно которому радиочастотный спектр, выданный операторам сотовой связи, может использоваться ими совместно и оформляется это обычным договором", – говорит Антон Бадиков.

В августе 2011 года Казахтелеком получил 20 МГц в диапазоне 1800 МГц и эксклюзивное право внедрения 4G, но передал эти частоты АО "Алтел", которое в декабре 2012 г. на этих частотах запустило 4G. После слияния Altel и Tele2 частоты использует ТОО "Мобайл-телеком-сервис". При этом с 10.05.2012 г. согласно п.5-1 ст.12 Закона РК "О связи" передача права во временное или постоянное использование присвоенных им полос частот запрещено. В 2017 году появилась норма, согласно которой частотный спектр можно использовать совместно, но в данном случае подразумевается совместная работа участников рынка мобильной связи, а по мнению МНЭ, АО "Казахтелеком" таковым не является.



Казахтелеком не участник рынка мобильной связи

АО "Казахтелеком" уже владеет 49% совместного предприятия Altel/Tele2 с правом выкупа оставшейся части в будущем. По данным на 31 декабря 2016 года, доля холдинга составляет: в широкополосном доступе в интернет – 72%, в фиксированной телефонии – 93%, в передаче данных – 73%. В случае совершения сделки доля компании в мобильном сегменте достигнет почти 65% и станет лидером во всех основных сегментах телекоммуникационной отрасли Казахстана, но по мнению МНЭ, Казахтелеком не участник рынка мобильной связи, а преобладание на смежных рынках не берется в расчёт. Антимонопольный комитет не учитывает и дочерние компании монополиста, которые предоставляют услуги беспроводного интернета, спутниковой телефонии, так как это позволяет законодательство.

"Казахтелеком" не будет оператором сотовой связи в том числе после приобретения акций АО Kcell. Он станет участником рынка и будет входить в группу лиц, которые будут оказывать услуги сотовой связи", –рассказывает юрист Антон Бадиков

Участники рынка заявляют, что по потреблению мобильный интернет преобладает над основной услугой связи, но МНЭ причисляет интернет к дополнительным услугам мобильной связи и соответственно не берет в основной расчёт. Таким методом легко объясняется, что частотный спектр, который Казахтелеком и ТОО "Мобайл-телеком-сервис" должны использовать совместно, не причисляет акционерное общество к числу участников рынка, так как эти частоты могут применять только для мобильного интернета.

Кроме того, на сайте Казахтелекома рекламируется мобильная связь как в основных пакетах, так и в виде отдельной услуги. Связь предоставляет оператор Altel/Tele2, инфраструктура которого по большей части строилась на основе Казахтелекома. В этом случае национальный оператор может предоставлять мобильные услуги в качестве виртуального мобильного оператора или представителя оператора, а такую форму участия на рынке казахстанское законодательство не описывает.



Участие АО "Казахтелеком" в предприятии Altel/Tele2 антимонопольный комитет не берет в расчёт. По словам ведомства, компания не входит в одну группу лиц с ТОО "Мобайл Телком-Сервис", так как контрольный пакет (50,52%) в этом товариществе принадлежит шведской компании Tele2 AB.

Группой лиц можно назвать товарищество, если одно из лиц на основании заключенного договора вправе давать другому лицу обязательные для исполнения указания. Учитывая тесное сотрудничество между Казахтелеком и Теле2/Altel можно предположить, что первые вправе давать обязательные для исполнения указания и влиять на определенные решения, но подробности их отношений может знать только антимонопольный комитет.

Сделка по слиянию Altel/Tele2 интересна сама по себе. На сегодняшний день схема владения выглядит так:

  • Altel и Tele2 принадлежат ТОО «Мобайл телеком-сервис»;
  • 100% «Мобайл телеком-сервис» принадлежат Khan Tengri Holding B.V.;
  • Khan Tengri Holding B.V. поделена между Tele2 AB и Казахтелеком, которые владеют 50,52% и 49,48% голосующих акций и 49% и 51% обыкновенных акций соответственно.

В первом квартале 2019 года АО "Казахтелеком" сможет по опциону выкупить 50,52% доли в совместном предприятии "Теле2/Altel". Антимонопольный комитет знает про это соглашение, но не учитывал его при одобрении сделки с Kcell. "Комитет рассмотрит ходатайство АО "Казахтелеком" о приобретений контрольного пакета доли участия в ТОО "Мобайл Телком-Сервис" у Tele2 АВ как отдельную сделку", – говорится в ответе МНЭ на запрос Informburo.kz.

Возможно, что схожая форма правления должна появится и в Kcell с разницей лишь в том, что теперь не 51%, а 75% владения компанией. Одним из обязательных пунктов разрешения сделки – ведение компанией обособленного управления с независимым менеджментом. Также АО "Казахтелеком" дважды в год до 2022 года будет предоставлять отчётность об исполнении требований антимонопольного комитета.

"Акционеры – это собственники компании. Они формируют совет директоров, который формирует исполнительный орган – директорат, президиум, одного генерального президента/директора. Неважно единолично или коллегиально, определенная вертикальная подчиненность и зависимость все равно присутствует. Как правило, базовые вещи решает акционер именно в отношении своего собственного акционерного общества. 75% это достаточно большой пакет акций, чтобы решать этот вопрос", – говорит Антон Бадиков.

Кроме того, обособленное управление независимым менеджментом подразумевает отсутствие в руководстве людей, аффилированных с АО "Казахтелеком", чего в Казахстане очень сложно достигнуть в виду размеров компании.

"В перечень лиц, аффилированных с АО "Казахтелеком", входят более 3 тыс. лиц. В частности и руководство АО "Самрук казына" тоже должно входить в этот список. В перечень аффилированных лиц входят все, кто "де юре" связан с "Казахтелеком" и их родственники. Им придётся очень сильно постараться чтобы найти такой независимый менеджмент. Возможно, из будут привлекать иностранных специалистов, но полностью из них не получится сформировать совет директоров", – рассказывает Антон Бадиков.

Где взять деньги

Антимонопольный комитет не считает АО "Казахтелеком" участником рынка мобильной связи, но всё равно холдингу были выставлены довольно жёсткие и затратные требования для свершения сделки. Кроме того, национальный оператор не отвечает, будет ли он вообще покупать Kcell, ссылаясь на коммерческую тайну.

"В числе таких условий: сохранение действующих тарифных планов (пакетов) в течение трёх лет после завершения сделки; появление дополнительных услуг для абонентов; расширение покрытия сети 4G в сельских населенных пунктах (с численностью населения 4 тыс. человек и более) до 2021 года; внедрение стандартов предоставления услуг 5G не позднее 31 декабря 2021 года", – говорится в решении антимонопольного органа Казахстана по сделке.

Бывший руководитель Kcell в интервью Informburo.kz говорил, что без повышения тарифов компания будет терять в качестве; выкуп 50,52% "Теле2/Altel" обойдётся примерно в 190 млрд тенге; также расширение покрытия сети 4G затратное само по себе, а о стоимости развёрстки 5G можно только догадываться, так как ещё не существует такого стандарта связи. Кроме того, у мобильных операторов, в том числе и у Kcell, есть свои обязательства по разверстки сетей 2G в регионах до 2020 года, а Казахтелеком участвует в обеспечении интернетом всех сёл до 2025 года.

В таких условиях создаются риски слишком большой долговой нагрузки на Казахтелеком. С учётом того, что компания уже является монополистом почти во всех областях телекоммуникаций, он будет приватизировать доходы и национализировать потери. В условиях антимонопольного комитета оговорено фиксирование тарифов для мобильного оператора, но ничего не упоминается про остальные сферы влияния национального оператора.



Informburo.kz уже рассказывал о вариантах финансирования сделки. Среди основных версий были займы у государства и кредиты под госгарантии. Обе версии нашли свое подтверждение. "Самрук-Казына" досрочно изъяла депозиты из банков и передала их своим дочерним компаниям АО "НК "Казахстан темир жолы" и АО "Казахтелеком" – по 75 млрд тенге. В отчёте "Фридом финанс" о том, что капитализация "Казахтелекома" вырастет на 18%, аналитики говорят о том, что долговая нагрузка национального оператора – 38 млрд тенге. Заём от материнской компании в нём, видимо, не учитывается.

Также глава Евразийского банка развития рассказал журналисту Informburo.kz о намерении дать кредит АО "Казахтелеком". Подробности будущей сделки не разглашаются. ЕАБР при этом практически всегда кредитует крупные государственные проекты под правительственные гарантии. Ещё один возможный источник финансирования – "Сбербанк", но пока неизвестно, какой офис сможет кредитовать национального оператора – казахстанский или российский.

Разверстка 5G в Казахстане была одним из основных доводов в пользу сделки. МИК ожидает, что международный союз электросвязи зарегистрирует новый стандарт в 2019 году. Также сообщается, что министерство проведет пилотное тестирование технологии в 1 квартале 2019 года, а полноценная сотовая связь стандарта 5G появится в Казахстане к 2021 году. В то же время представители Beeline более скептичны в прогнозах. "Развитие технологии 5G удовольствие не из дешевых. Также поручить развертывание коммерческой сети выборочно Tele2 или Kcell регулятор не вправе. Это будет открытым лоббированием интересов определенного круга компаний. Хотя, как показывает опыт с внедрением 4G, когда Altel получил лицензию на три года раньше других участников рынка, и такое возможно", – из заявления представителей Beeline.

"В любом случае, тот аргумент, что сделка благополучно скажется на внедрении 5G, не более чем популизм. Так как управляющий директор по инновациям АО "Казахтелеком" Нурлан Мейрманов ранее сам заявлял, что технология 5G "скорее всего, будет носить точечный характер, а операторы будут внедрять 5G из имиджевых соображений и на отдельных участках с экстремальными требованиями к пропускной способности, например, на стадионах, в местах высокой плотности населения", – говорят представители Beeline.

Продвигался ещё один довод в пользу сделки о том, что важный стратегический ресурс передается квазигосударственной компании. 52% АО "Казахтелеком принадлежат" фонду Самрук-Казына, то есть государству. Но до 2020 года 20% акций АО "Казахтелеком" должны быть проданы через IPO. В итоге государству будет принадлежать только треть холдинга, под контролем которого окажется практически вся телекоммуникационная сферу Казахстана.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров