Прямой эфир Новости спорта

Как отразится на кошельках казахстанцев повышение социальных выплат

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Незначительное поднятие социальных выплат большой роли не играет и даже отстаёт от уровня инфляции.

С апреля в Казахстане планируется повышение минимального размера государственной базовой пенсионной выплаты на 741 тенге (с 19 450 до 20 191 тенге), минимального размера пенсии на 1730 тенге (с 46 302 до 48 032 тенге), месячного расчётного показателя на 117 тенге (с 3063 до 3 180 тенге), прожиточного минимума – на 1371 тенге (с 36 018 до 37 389 тенге).

Соответствующие поправки в законопроект "О республиканском бюджете на 2022–2024 годы" вынесены на публичное обсуждение на портале "Открытые НПА" до 21 апреля 2022 года. В случае принятия проекта новшества введут задним числом.

Мы попросили экспертов объяснить, на какие сферы жизни казахстанцев повлияет изменение этих показателей.

"Незначительное поднятие социальных выплат большой роли не играет и даже отстаёт от уровня инфляции. Оно сильно не отразится и на как таковом благосостоянии, так как итоговые пенсии вырастут лишь на несколько процентов", – отметил экономист Арман Байганов.

При этом эксперт подчеркнул, что не доверяет официальной статистике. В реальности цены выросли не на 10%, а по ряду овощей и фруктов – на 20-30%.

По словам эксперта, на внутренний рынок влияние оказывают внешние факторы. В Казахстане растёт стоимость как импортных, так и отечественных товаров, привязанных к импортному сырью. К примеру, в Европе годовая инфляция достигла 7,5%, это рекордный скачок с начала 90-х годов.

"Сначала нужно развить экономику, и только затем повышать выплаты. Пока в этом направлении у нас не лучшая ситуация, военные действия России очень сильно ударили по экономике. Если экономика не развивается, государство сильно поднять выплаты не может, ведь это дальше спровоцирует рост инфляции. Это порочный круг", – убеждён Арман Байганов.


Читайте также: В Казахстане стало на 20% больше жителей с доходами ниже прожиточного минимума


"Сначала нужно развить экономику, и только затем повышать выплаты. Пока в этом направлении у нас не лучшая ситуация, военные действия России очень сильно ударили по экономике. Если экономика не развивается, государство сильно поднять выплаты не может, ведь это дальше спровоцирует рост инфляции. Это порочный круг", – убеждён Арман Байганов.

Экономист Ануар Ушбаев солидарен с тем, что если суммы повышения социальных выплат небольшие, то и порядок изменения в экономике будет небольшой.

"Но в целом увеличение любых фиксированных доходов так или иначе добавит платёжеспособного спроса в экономике. Пенсионеры и так получают немного, на какое-то большое количество импортных товаров они направить эти средства не могут. Соответственно, рост социальных выплат поддерживает спрос в экономике. В определённых лимитах это положительное изменение как для самих пособий, так и для экономики", – подчеркнул Ануар Ушбаев.

Экономист Галымжан Айтказин считает эти меры правительства индексацией социальных выплат, которые проводят для поддержки населения. Из-за произошедших ослаблений обменного курса и последовавшего за ним роста цен инфляция сильно ударила по населению.

"Суммы повышения небольшие, но речь ведь идёт не об одном человеке. Даже две тысячи тенге в рамках государства, условно в рамках двух миллионов человек, – это уже значительная сумма, которая повлияет на некоторые экономические процессы", – отметил он.


Читайте также: Россия планирует выйти из пенсионного соглашения между странами СНГ


Если увеличивают пособия, пенсии, люди будут их тратить, и это может быть проинфляционным фактором, потому что это будет поддерживать потребительский спрос на продукты и товары первой необходимости.

Аналитик подчеркнул, что в целом он очень скептично относится к тому, что государство направляет на социальные нужды около 50% госрасходов, включая трансферт из Национального фонда.

"Очень много расходов направляют на социалку, которые не приносят добавленной стоимости в экономику. Такие траты лишь временно поддерживают покупательную способность населения и спрос. Эти средства, по сути, направляются на "поддержку штанов". Но как можно поддерживать штаны? Ведь в итоге мы рискуем без них остаться. А потом жалуются, что нет диверсификации, драйверов роста. Инвестиции в точки роста или драйверов долгосрочного экономического роста, – вот что требуется государству", — считает Галымжан Айтказин.

По его мнению, средства из госбюджета надо направлять на такие точки роста, которые будут создавать рабочие места.

"Я не утверждаю, что нужно прекратить социальную поддержку, но стоит всерьёз задуматься о сокращении доли социальных расходов в бюджете, – подчеркнул аналитик. – Безусловно, нужно поддерживать уязвимые слои населения, но необходимо задумываться и о долгосрочном экономическом росте. Когда половина расходов бюджета направляется только на социалку – в текущих условиях это недопустимо, потому что таким образом мы не направляем деньги налогоплательщиков и будущих поколений казахстанцев на создание предприятий или новых рабочих мест, создающих добавленную стоимость в экономике, тем самым улучшая доходы населения. Сейчас проходит суперцикл для сырья, и он, наверное, последний. И когда цены на нефть упадут, что будет делать Казахстан – большой вопрос. Пока не поздно, нужно браться за это", – отметил аналитик.

Он обосновал своё предложение тем, что в текущих условиях привлечь иностранные инвестиции очень непросто, учитывая, что на развивающихся рынках, в частности в странах СНГ, очень высокие риски. Но государство должно стать драйвером и направлять инвестиции, в данном случае – бюджетные средства на развитие технологий, создание рабочих мест и добавленной стоимости.


Читайте также:


Новости партнеров