Как казахстанцы могут защититься от произвола коллекторов

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com

В Казахстане готовятся усилить ответственность коллекторов.

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка готовит меры, которые должны усилить контроль над работниками коллекторских компаний вплоть до уголовной ответственности. Тем временем поправки, защищающие права рядовых граждан, уже были введены в этом году. Так, коллекторы теперь не могут звонить должникам с незарегистрированного телефона, а также обязаны записывать аудио и видео переговоров и встреч. Но работают ли эти меры, или же заёмщики по-прежнему беззащитны? Как можно и нужно противостоять произволу "выбивателей долгов"?

Жалобы на коллекторов не прекращаются

Казахстанский юрист Станистав Лопатин уверен: принятый в мае закон о защите заёмщиков от коллекторов не работает, и поток жалоб на преследования и угрозы в адрес должников не иссякает. Об этом эксперт рассказал в интервью "31 каналу".

"Если бы эти меры хорошо работали, то спустя полгода после их введения никто бы не поднимал вопрос об ужесточении ответственности, – подчеркнул юрист. – Должники по-прежнему сталкиваются со сложностями, их не устраивает текущая ситуация, жалобы продолжаются".

Эксперт рассказал, что чаще всего коллекторы вводят должников в заблуждение: мол, мы тебя обдерём до ниточки, посадим в тюрьму, срочно беги и плати даже больше, чем должен на самом деле.

"Введение в заблуждение – самый корень всех проблем", – отметил Лопатин.

Эксперт уверен, что деятельность коллекторов необходимо регламентировать жёстче. Однако одно это не решит проблему, считает юрист, потому что казахстанцы не знают своих прав. Поэтому параллельно с ужесточением правил необходимо вести разъяснительную работу среди заёмщиков.

"Либо государство должно взять на себя эту функцию, либо переложить на коллекторов, чтобы они каждого должника в обязательном порядке в течение, скажем, двух дней после принятия материала письменно уведомляли полным перечнем, какие у них есть права с перечислением всех возможностей.

Либо полностью нам нужно менять систему этого закона: вводить ограничительный срок для коллекторов, чтобы они в пределах двух месяцев работали с должниками, дальше, если должник заплатил, то коллектор – молодец, а если не заплатил, то всё, коллектор не имеет права работать, дело должно передаваться в суд, должен работать судебный исполнитель.

Либо вообще иной подход. Мнение такое:

всё рвение коллекторов нужно направить в иное русло, более рациональное. Допустим, позволить им собирать информацию о должниках. о том, где имущество у них есть, которое им принадлежит, но оформлено на других лиц,

для того чтобы позднее могли те же судебные исполнители взыскивать. То есть немножко сложнее вопрос, чем просто ужесточение, чтобы это работало действительно", – заключил юрист.

Что запрещено коллекторам

Согласно принятому в мае 2021 года закону, коллектору запрещено звонить должнику с незарегистрированного телефонного номера. Кроме того, при взаимодействии с заёмщиком коллектор обязан вести аудио или видео запись разговора. 

Законом также предусмотрены нормы, направленные на реабилитацию заёмщиков, имеющих проблемные займы, в частности сокращение срока хранения кредитной истории с 10 до пяти лет.

Деятельность коллекторов регулируется не только законом, но и Этическим кодексом. В частности, кодекс предусматривает следующие требования:

  • Руководство коллекторского агентства должно обеспечивать регулярное и своевременное обучение, повышение квалификации своих работников. 
  • Работникам коллекторских агентств запрещено раскрывать персональные данные должника, а также сведения, затрагивающие личную/частную жизнь должников. В обязательном порядке с каждым работником, у которого есть доступ к сведениям о должнике и его задолженности, заключается соглашение о конфиденциальности.
  • Работнику коллекторского агентства запрещено предоставлять ложную информацию о своем статусе, квалификации, опыте или профессиональных полномочиях, в том числе вводить должника, с которым взаимодействует, в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности.
  • Коллекторы не вправе принимать деньги (в наличной или безналичной форме), а также иное имущество в счёт погашения задолженности.
  • Коллекторам запрещено требовать погашения задолженности иным имуществом, кроме денег.

Если коллектор нарушает эти правила, он может потерять работу. 


Читайте также:


 

Новости партнёров