Прямой эфир Новости спорта

Истязание приёмных детей в Шымкенте. Подробности нашумевшей истории

Фото Depositphotos.com
Фото Depositphotos.com
Свидетельства первых очевидцев о том, через что пришлось пройти детям и чего не замечали педагоги.

Казахстан потрясла история, произошедшая на юге страны. В Шымкенте приёмный отец систематически издевался над шестью детьми. По данным детского омбудсмена, мужчина, который называл себя народным целителем, заставлял их пить мочу и есть фекалии.

Шестерых детей в возрасте от трёх до 16 лет мужчина с супругой усыновляли из разных детских домов Шымкента, Алматы, Усть-Каменогорска и Астаны. Всего в семье проживали три девочки и три мальчика. Когда детей забирали из приёмной семьи, малыши говорить не умели, а старшего взрослые держали в страхе и угрожали физической расправой, если он что-нибудь расскажет о происходящем.

Окраина Шымкента, где жила неблагополучная семья / Фото автора

Как рассказала уполномоченная по правам ребёнка Шымкента Жаннета Жазыкбаева, старший из детей 16-летний Илья (имя изменено) одолжил телефон у школьного друга, обратился в местный детский дом и рассказал об отце-садисте. Для убедительности подросток отправил фото- и видеодоказательства.

"Когда мы пришли к ним домой, ворота открыла женщина. Она сказала, что дети спят, и пригласила нас в соседнюю времянку. Мы с ней беседовали, и потом услышали плач. Она вышла к детям, и я попросила сотрудницу – психолога, тоже зайти с ней в дом. Затем приехал приёмный отец вместе со старшим сыном", – рассказала подробности своего визита в проблемную семью Жаннета Жазыкбаева.

По её словам, она начала объяснять хозяевам дома, что поступил сигнал, что с жалобами обратился их сын. Мужчина едва не набросился на подростка со словами: "Да как ты смеешь!".

"В конце концов мы все вместе зашли в дом. Там стоял полумрак, одна лампочка еле освещала помещение. И мы увидели пятерых ребятишек. Они смотрели на нас жалобными испуганными глазами. Дети были ужасно грязные, вещи на них были старые. От них исходил запах нечистот. Мы решили осмотреть детей и увидели синяки на теле. У всех большие животы, ножки тонюсенькие – так бывает, когда дети долго не едят", – вспомнила ту первую встречу с детьми омбудсмен.

По словам собеседницы, дети спали в неотапливаемом помещении, из семьи их изъяли простуженными.

История, прогремевшая на весь Казахстан, случилась ещё в феврале, но стало известно о ней почти четыре месяца спустя. Жаннета Жазыкбаева заверила, что детей забрали из семьи в тот же день. При этом приёмный отец-садист всячески пытался мешать их уходу.

Старший мальчик рассказывал позже социальным работникам и полицейским, что приёмные родители детей часто избивали. Спать в большом доме, где жили взрослые, им не разрешали. Для этих целей они отправляли всех шестерых в сарай. Детям не разрешали мыться, а на ночь, чтобы те не чесались от невыносимого зуда, связывали ноги и руки. Старшего ребёнка, выделяя лишь перерывы на школьные занятия, заставляли с раннего утра и до позднего вечера пасти скот.

"Старший мальчик – русский, и когда забрали в семью, ему сделали обрезание. Во время обрезания отец устроил церемонию, он помочился в 200-граммовый стакан и заставил ребёнка выпить это: "Мол, ты теперь моя кровь и плоть, такие традиции у нас в роду". Мальчик сообщил, что такое этот человек проделывал с ним неоднократно. Так называемый отец его бил цепью по ногам", – добавила уполномоченный по правам ребёнка Шымкента.

Покраснение возле губ мальчик объяснил ей тем, что взрослый надевал на него эту же цепь как уздечку. Он рассказывал позже, что дети питались отдельно от родителей. Только трёхлетней девочке из числа усыновлённых разрешали есть вместе со взрослыми.

"Я в том доме не увидела ни одного памперса. Более того, старший рассказал, что когда дети не успевали в туалет и ходили под себя, то мать или отец по лицу им размазывали мочу или экскременты. Таким образом они их наказывали. Понятно, что дети очень боялись мужчину. Илюша упоминал также про большой перстень на руке, которым мужчина бил провинившихся. У старшего на голове мы обнаружили несколько шрамов от него", – сообщила подробности омбудсмен.

По её информации, семья вела затворнический образ жизни: ни с соседями, ни с родными не общалась.

Часть крыши строения, где жила семья с приёмными детьми / Фото автора

Большой вопрос у омбудсмена вызывает работа местных органов опеки. Жаннете Жазыкбаевой сообщили, что когда представители органов опеки посещали эту семью, им показывали хорошие условия содержания детей, одевали их в чистую одежду, пускали только в те комнаты, где было прибрано.

Не обращали внимание на подростка и в школе. Мальчик, который сообщил о жестоком обращении приёмного отца, ходил с ссадинами и засыпал на уроках.

По мнению омбудсмена, службы опеки и попечительства страны нуждаются в серьёзных реформах. Вся эта история – большое упущение со стороны органов опеки. Например, они должны были поставить в известность поликлинику, что в этой семье появились дети. Но этого не произошло, ни один ребёнок не стоял на учёте в поликлинике. Если бы врачи хотя бы раз обследовали этих детей, то заметили бы синяки на теле и грязь.

Спикер также считает, что сотрудники опеки должны были уведомить и полицию.

"Нужно, чтобы сотрудники приходили в семью без уведомления, никого и ни о чём не предупреждая. Иначе они всё что угодно могут показать. Вопрос нехватки специалистов в органах опеки стоит давно, на наш миллионный город всего пять специалистов, этого недостаточно. Их должно быть из расчёта по меньшей мере один сотрудник на пять тысяч детей", – высказала своё мнение Жазыкбаева.

У омбудсмена по правам ребёнка Шымкента есть вопросы к школе, где учился старший мальчик из этой семьи. Мальчик засыпал на уроках, потому что не высыпался, вставая каждое утро в четыре часа, чтобы пасти скот. Но у педагогов вопросов ни к внешнему виду, ни к самочувствию подростка не появлялось.

Менять систему защиты ребёнка в Казахстане

Член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Республики Казахстан Гульнар Умарова предложила выделить Комитет защиты прав детей из состава Министерства просвещения и обеспечить его дополнительным количеством сотрудников.

"Я знаю, что даже в столице работают всего пять-шесть человек. При этом представители органов опеки не вправе присутствовать на судебных процессах о лишении родительских прав, не могут контролировать интернаты, детей из социально уязвимых слоёв населения. Специалисты не могут реагировать на жалобы по усыновлению и патронажу, если детей увозят в другой регион, а то и в другую страну. Пока у нас не будет отдельной службы, этот вопрос невозможно решить. По моему мнению, необходимо создать агентство при Аппарате президента с разветвлёнными филиалами в каждом регионе с достаточным количеством людей", – считает Гульнар Умарова.

Известно, что в отношении сотрудников шымкентской службы опеки завели уголовные дела. Заместитель по воспитательной работе и классный руководитель школы, которую посещал подросток, получили предупреждение, педагогическому психологу и социальному педагогу школы вынесли выговор.

По некоторым данным, приёмный отец-садист сейчас находится в психиатрической клинике с диагнозом шизофрения. В отношении него возбуждено уголовное дело. Приёмная мать не задержана и находится на свободе.

Двое из приёмных детей находятся в центре адаптации несовершеннолетних, остальные четверо – в Доме малютки.

Новости партнеров