Прямой эфир Новости спорта

История чёрного золота: 5 важнейших событий нефтегазовой отрасли Казахстана

Вместе с Rompetrol мы рассказываем, какой путь прошла казахстанская нефть и какие важнейшие события произошли в её истории за последнее столетие.

Нефтегазовая отрасль в Казахстане – одна из ключевых для экономики. Она обеспечивает приток инвестиций в страну и пополняет бюджет. Только за 2018 год нефтегазовые компании пополнили Национальный фонд на 3,2 трлн тенге.

2019 год стал для этой отрасли юбилейным сразу по нескольким поводам: 120 лет назад на территории Казахстана впервые начали добывать нефть. А ещё, в 2019-м исполняется 40 лет месторождению Каламкас в Мангистауской области и нефтеперерабатывающему заводу Petromidia– казахстанскому активу в Румынии, которым владеет KMG International.

Читайте также: Petromidia: Как устроен казахстанский НПЗ на берегу Чёрного моря

№1. 1899 год – Первая казахстанская нефть

Первую нефть в Казахстане добыли в ноябре 1899 года на месторождении Карашунгул на территории нынешней Атырауской области. Однако о наличии богатых запасов "чёрного золота" говорили задолго до этого.

Посещавшие западный Казахстан иностранные военные, путешественники и учёные отмечали, что на территории страны могут быть большие месторождения углеводородов. Уже во второй половине XIX века экспедиции начали проводить геологические исследования местности.

Читайте также: Индустрия 4.0: Молодые казахстанцы, которые развивают цифровые технологии на производстве

Как ни странно, разработкой первых месторождений тогда занялись не крупные компании, а мелкие предприниматели. Например, на нефть в урочище Карашунгул первым внимание обратил адвокат Юрий Лебедев. В 1892 году он оставил заявку на разведку нефти в этой местности.

Однако у него быстро закончились деньги, и он продал право на разведку отставному офицеру Леману, который и открыл первую нефтяную компанию под названием "Леман и Ко". При ней в 1899 году и была добыта первая казахстанская нефть.

Для привлечения капитала в бизнес офицер Леман вёл переговоры с английскими бизнесменами. Последние заинтересовались предложением и направили геологов в Казахстан. Получив данные о богатых запасах, они пришли в нефтяную отрасль западного Казахстана.

В 1911 году из скважины в урочище Доссор ударил мощный фонтан нефти, качество которой оказалось настолько высоким, что это вызвало в мире большой ажиотаж. Из-за интереса к региону на бирже в Лондоне выпустили акции на 5 млн фунтов стерлингов, предназначенных для разработки нефти в Российской империи.

Тем временем на территории современного Казахстана появляются первые компании с иностранным участием, преимущественно английским. В их числе:

  • "Западно-Уральское нефтяное общество с ограниченной ответственностью";
  • "Центрально-Урало-Каспийское общество";
  • "Каспийская нефтяная компания";
  • нефтепромышленное и торговое акционерное общество "Эмба".

Так в Казахстане началась история промышленной добычи нефти.



В дальнейшем она продолжилась уже при Советском Союзе. Например, в 1930 годах началось бурное развитие Атырауской области, которая тогда называлась Гурьевской. В то время в регионе появились первые лаборатории, открылся нефтяной техникум, а также начала работу проектная контора "Эмбанефтепроект". В июне 1932 года началось строительство нефтепровода "Гурьев – Эмба – Орск", были открыты месторождения Байчунас, Косчагыл, Шубаркудук и Кульсары.

№2. 1945 год – в Казахстане открыт первый НПЗ

После добычи нефти требуется переработка, чтобы нефтепродуктами мог пользоваться конечный потребитель. Самые популярные нефтепродукты – это бензин, дизельное топливо и керосин. Всё это производится в Казахстане.

Первый нефтеперерабатывающий завод ввели в эксплуатацию в Гурьеве (Атырау) в 1945 году. Вторым стал павлодарский завод, который ввели в 1978-м, и шымкентский НПЗ – в 1985-м. Эти предприятия обеспечивают почти все поставки топлива на казахстанском рынке.

Кроме них, по данным на 2017 год, в Казахстане работали 32 малых НПЗ общей мощностью переработки 6,5 млн тонн. Однако их доля на рынке незначительна.

Читайте также: АЗС, полипропилен и 100 IT-проектов: Что на самом деле приносит прибыль в нефтяном секторе?

№3. 2000 год: новый проект мирового уровня – Кашаган

В 2018 году в Казахстане добыли почти 77,5 млн тонн нефти, что на 6,3% больше, чем годом ранее. Сейчас добыча продолжает расти, и подтягивают её вверх три крупнейших нефтегазовых проекта: Кашаган, Карачаганак и Тенгиз. Только с начала 2019 года в Казахстане уже добыли более 52 млн тонн нефти.

Кашаган, открытый уже в годы независимости страны, называют крупнейшим нефтяным месторождением, обнаруженным за последние 40 лет, и одним из крупнейших морских месторождений. По оценкам компании IHS Markit, его запасы колоссальны: 11 млрд баррелей нефти и более 1,5 трлн м3 газа.

Читайте также: АЗС на солнечных батареях и посадка леса – что делают нефтяные компании для экологии

Впервые его обнаружили в ходе поисковых сейсмических работ ещё в 1988-1991 годах, что затем подтвердили западные компании во второй половине 1990-х. Официальное заявление об открытии сделали в 2000-м, когда была пробурена первая скважина – "Восток-1". Промышленная добыча началась в 2013 году и после небольшого перерыва была продолжена в 2016-м.



Всего с 2016 года по август 2019-го с этого месторождения экспортировали уже более 30 млн тонн нефти. При этом за сутки там извлекают из недр порядка 380 тысяч тонн "чёрного золота".

№4. 2007 год – у Казахстана появились нефтяные активы в Европе

Ещё одной знаковой датой стал 2007 год, когда казахстанская нефтянка вышла на европейский рынок. "КазМунайГаз" стал мажоритарным акционером международной производственной группы Rompetrol. В состав последней входит НПЗ Petromidia в Румынии, которому в 2019-м исполняется 40 лет.

Казахстан работает в Румынии и Восточной Европе через группу KMG International, которая в свою очередь владеет брендом Rompetrol и всеми производственными мощностями. KMG International управляет тремя предприятиями. Помимо Petromidia, это НПЗ Vega, запущенный ещё в 1905 году, и нефтехимический комплекс Rompetrol Petrochemicals. Все три предприятия интегрированы и работают в связке, располагаясь близ стратегического морского хаба Midia Marine Terminal, который также принадлежит KMG International.

Также под брендом Rompetrol работают более 1 100 пунктов продаж топлива (многофункциональные АЗС, станции "экспресс", топливные базы) в Румынии, Грузии, Болгарии и Молдове, а также во Франции и Испании.

Читайте также: Rompetrol: Как работает румынская сеть АЗС, принадлежащая KMG International

Современный завод Petromidia – это платформа, которая объединяет крупнейший в Румынии НПЗ и единственный в стране нефтехимический комплекс. Поэтому предприятие стало связующим звеном компании KMG International между подразделениями поставок и сбыта топлива на сети АЗС.

В 2012 году этот НПЗ модернизировали. Завод увеличил производственные мощности с 3,8 млн до 5 млн тонн и перешёл на производство топлива "Евро-5".

Затем нынешним руководством компании была проведена трансформация бизнес-процессов "Изменения к лучшему" и начат проект цифровизации завода. Эти инициативы позволили румынскому активу КМГ выйти на прибыль в последние годы, а по итогам 2018 года – на исторические максимумы по объёмам производства и переработки на НПЗ Petromidia. Теперь Petromidia не только самый крупный в Румынии нефтеперерабатывающий завод, но и входит в число наиболее технологически продвинутых в Восточной Европе.

Так как вокруг НПЗ расположено много населённых пунктов, одним из которых является популярный курорт Мамайя, работники завода постоянно следят за уровнем выбросов парниковых газов. Также – стабильно улучшаются показатели энергоэффективности производства, строго соблюдаются нормативы по утилизации отходов.

Согласно отчёту Вуд МакКензи (Wood Mackenzie) по нефтепереработке в Румынии, Petromidia оценивается как завод с одним из наиболее высоких уровней сложности по европейским меркам (в первой четверти рейтинга).

По данным исследования Solomon Associates, самого известного в мире бенчмаркинга нефтеперерабатывающих заводов, в 2018 году Petromidia показала индекс сложности композитного НПЗ на 25% выше, чем у его аналогов в других европейских странах. Также, коэффициент использования завода достиг уровня в 90%, что значительно выше среднего показателя по региону. Petromidia показал себя одним из самых экологичных НПЗ в регионе. Уровень его выбросов на 10% ниже, чем в среднем в регионе, при этом эффективность использования электроэнергии на 10% выше.

Румынский актив КМГ входит в десятку лучших в Европе по всем ключевым параметрам. Но что в итоге получает Казахстан от собственного НПЗ на Чёрном море и его рекордов? Владение зарубежным активом в течение последних 10 лет позволило Казахстану построить эффективный канал сбыта казахстанского сырья и нефтепродуктов на европейский и балканский рынки ёмкостью в 300 млн человек.

Также по итогам 2019 года топ-менеджмент компании планирует выплаты дивидендов акционеру – АО НК "КМГ". Так актив начинает приносить Казахстану не только стратегические выгоды, но и прямые финансовые.



В юбилейный для Petromidia год KMG International также объявило о старте программы стажировок для выпускников казахстанских вузов. Каждый год дуальное обучение и практику на этом НПЗ будут проходить 50 казахстанских студентов нефтегазовых специальностей. Очередная группа будущих инженеров прибудет на завод уже в октябре 2019 года. Таким образом будет осуществляться трансфер накопленных KMGI знаний и технологий на казахстанский рынок.

№5. 2018 год – в Казахстане завершена модернизация крупнейших НПЗ

К 2017 году около 15% всего топлива в Казахстан завозили из-за рубежа. Поэтому, чтобы снизить дефицит, ещё в 2010 году на трёх крупнейших НПЗ начали программу модернизации. Её целью было повысить экологический класс топлива и увеличить объёмы выпуска, чтобы покрыть дефицит на рынке.

Обновление НПЗ в Атырау и Павлодаре закончили ещё в 2017 году, а в Шымкенте – к середине 2018-го. В результате проведённой модернизации производство бензина в 2018-м выросло почти на 30% по сравнению с 2017-м – до 3,97 млн тонн, что помогло полностью восполнить дефицит бензина и целиком покрыть спрос рынка.



В Казахстане даже появился избыток топлива, из-за чего цены на бензин снизились. Например, к концу мая 2019-го топливо АИ-92 подешевело за год почти на 7%, до 147,6 тенге за литр, а АИ-95 – почти – на 4%, до 168,6 тенге.

Теперь из-за переизбытка бензин отправляют на экспорт. Чтобы производить поставки за рубеж сняли мораторий на вывоз топлива, который действовал в Казахстане с 2008 года.

Уже в июле 2019 года состоялась первая экспортная поставка в Таджикистан – порядка 20 тысяч тонн. Также идут переговоры об экспорте с Кыргызстаном, а в перспективе – Узбекистаном и Беларусью.

Вместе с тем, с ростом объёмов добычи нефти в Казахстане, будет возрастать и роль Черноморского актива КМГ, который является ключевым энергетическим хабом для поставок казахстанского сырья и нефтепродуктов на европейские рынки.

Поделиться:

Новости партнеров