Прямой эфир Новости спорта

Иная территория Казахстана: как живут и работают бизнесмены в Байконуре

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Поправки в международное соглашение исправили налоговый казус, связанный с особым статусом Байконура. Но облегчит ли это жизнь бизнесменам, пока не ясно.

В последние годы количество казахстанцев, проживающих в Байконуре, достигло 60%. По данным, опубликованным на сайте администрации, в городе проживает 76 453 человека. Число юридических лиц производственной и непроизводственной сферы с различными формами собственности, состоящих на налоговом учёте, – 507. Индивидуальных предпринимателей – 707. Байконур сдан в аренду России до 2050 года. Что будет потом, пока вопрос открытый.

"С одной стороны, Байконур признан территорией Республики Казахстан, – говорит начальник управления по размещению заказов администрации города Байконур Руслан Амиров. – Да, это территориальная единица, но законодательство российское. Но в соглашении о статусе города есть очень интересная фраза: "иная территория Республики Казахстан". Территория РК с юрисдикцией РФ. Никто не претендует на территорию. Земельные отношения здесь казахстанские. Но территория под юрисдикцией России, поэтому она иная. Но это не значит, что её признали Российской Федерацией".

Корреспонденты Informburo.kz провели некоторое время в Байконуре, чтобы лучше понять особенности этого уникального города, в том числе, в сфере бизнеса и налогов.

> Как живут казахстанцы в Байконуре: репортаж из космического городка

Кризис, дорогая аренда и отсутствие господдержки

Жизнь байконурского бизнесмена противоречива и сложна, независимо от того, российский он или казахстанский. Директор ООО "Бутя-Байконур" Карлыга Курманбаева 23 года ведёт здесь предпринимательскую деятельность. В начале двухтысячных она наладила здесь производство мебели. Карлыга Курманбаева жалуется на то, что не чувствует поддержки казахстанской власти.

"Дело идёт неплохо, но последние два года уже всемирный кризис повлиял. Мы, граждане Казахстана, предприниматели Российской Федерации, все налоги оплачиваем по городу Байконур по законодательству Российской Федерации, – говорит Карлыга Курманбаева. – Мы остались за бортом, все большие проекты "Даму", "Атамекена" на нас не распространяются, так как мы предприниматели Российской Федерации".


Карлыга Курманбаева

Карлыга Курманбаева / Фото предоставлено отделом по работе со СМИ администрации города Байконур


На состояние бизнеса повлияли, по словам Карлыги Курманбаевой, и сокращения на предприятиях. А чтобы получить какие-либо субсидии, нужно выносить вопрос на международный уровень.

"Нет рабочих мест. Если человек не получает зарплату, он разве зайдёт ко мне в магазин? В связи с сокращениями у людей денег нет, –- говорит Карлыга Курманбаева. – В связи с оптимизацией везде идёт экономия, в основном закупки делают напрямую из России, Москвы, поэтому немножко есть финансовые затруднения. Кредиты получить нам очень тяжело, так как у нас нет частной собственности, а каждый банк просит залог. Ну нет у нас залога, что сдать? Всё в аренде. Были какие-то разговоры в прессе, что город будет передан Казахстану. Да не будет он передан, это пустые разговоры. А мы, местные предприниматели, Казахстану не нужны, мы остались за бортом. Вот это обидно".


Сергей Федько

Сергей Федько / Фото Informburo.kz


"Звёздное небо" – практически самое фешенебельное заведение в Байконуре. В кафе на местном Арбате самый современный по местным меркам дизайн и есть работающий wi-fi. Директор "Звёздного неба" Сергей Федько гордится своим передовым заведением.

Но особого наплыва посетителей в своём кафе предприниматель тоже не наблюдает. Байконур – закрытый город, туристы тут редкость. Приходится ориентироваться только на местное население. А в связи с сокращениями и кризисом, по словам бизнесмена, платёжеспособность населения несколько снизилась. Поэтому в кафе два года не меняют цены, чтобы сохранить клиентов.


Одна из улиц Байконура

Одна из улиц Байконура / Фото Informburo.kz


"К тому же у нас всюду запреты, арендовать землю сложно, тут как бы два государства, поэтому разрешение выбить – это очень долго, – говорит Сергей Федько. – Полгода ждать просто, когда они сойдутся во мнениях, пока все инстанции пройдёшь. А желающих-то много на кусочек земли. А по договору Казахстана и России, планировку арендуемого помещения менять нельзя. Так что не сильно разгуляешься у нас. Что дали, тем и пользуешься. А если и дадут разрешение, пока стороны между собой договорятся, это надо огонь, воду и медные трубы пройти. Элементарно: мы поставили контейнер, нас тут же заставили его убрать. Архитектуру города нарушать нельзя. Мы всем конкуренцию в городе составили, подгоняем всех. А то лет пять в городе ничего не менялось. Теперь начали все ремонт делать, так что мы задаём тут ритм, стимулируем людей", – говорит Сергей.

Главная проблема Сергея Федько и других местных предпринимателей – это аренда помещений. В прошлом году бизнесмены Байконура писали массовые обращения в администрацию города, требуя снижения арендной платы по городу.

"Нас прижимают со всех сторон. Арендная плата повышается, знали бы вы эти суммы. Я, конечно, не могу судить о расценках в других городах, – говорит Сергей. – Но для нас это большие суммы. В этом году чуть-чуть, правда, сбавили, потому что не тянули предприниматели, в убыток себе работали. В прошлом году мы даже собирали совет предпринимателей, когда подняли арендную плату. Потому что, ладно, у нас место проходимое на Арбате. А у бизнесменов в более отдалённых регионах возникли проблемы именно с арендной платой. Сильно повышенная была. Мы обращались к главе города. Наше обращение было рассмотрено. Результаты ощутимы – плата поменьше стала".

Наурызбек Алиев – казахстанский предприниматель. Он внедряет в Байконуре современные развлечения для всей семьи: в его центре Red Line можно поиграть в лэйзер-тэг, квесты, пинбол. Наурызбек на жизнь, в принципе, не жалуется. Но также говорит о дорогой аренде.

"Тут все помещения в субаренде. Получается, Россия берёт в аренду у Казахстана, а потом сдаёт в субаренду нам. Само собой, это даёт наценку. В прошлом году подняли аренду – выяснилось, что это шло в обход Москвы. Предприниматели написали в прокуратуру, там всё подтвердили, и нам снова опустили цену, – говорит Наурызбек Алиев. – Больше бюрократии тут. В прошлом году мы составляли договор, он был аж четырёхсторонний: Казахстан, Россия, мы и балансодержатель. И было четыре печати, лишняя ходьба. Всё это тоже отнимает время. Но российская сторона в целом идёт нам навстречу. Как-то мы хотели арендовать заброшенное помещение у Казахстана, а там ещё дороже даже вышло".

> Город с раздвоением личности. Как устроена жизнь в Байконуре

Граница, которой нет

Появившаяся в СМИ информация о том, что Байконур переходит на российское налоговое законодательство, вызвала негативную реакцию. В администрации космической гавани нам сразу же указали на то, что общественность всё не так поняла. Байконур – город, арендованный Российской Федерацией, фактически маленькая Россия внутри Казахстана. Поэтому и налоги здесь изначально платили по законам РФ.

"В действительности законодательство о налогообложении в Байконуре никогда не менялось, оно было всегда российским. Доказывается это однозначно соглашением о статусе города, – объяснил нам начальник управления по размещению заказов администрации города Байконур Руслан Амиров. – У нас есть чёткий перечень органов государственной власти РК, и там налогового органа нет, есть налоговый орган Российской Федерации".


Руслан Амиров

Руслан Амиров / Фото Informburo.kz


Начальник управления по размещению заказов администрации города Байконур Руслан Амиров говорит, что на самом деле речь шла о важной поправке в соглашение двух стран о статусе города, которая помогла решить многие проблемы местных бизнесменов.

До сих пор из-за парадоксального статуса Байконура было непонятно, что делать с налогом на добавленную стоимость. Ведь в рамках Таможенного союза страны договорились ввозить товар друг другу по нулевой ставке НДС. А как быть с территорией, которая принадлежит Казахстану, но на административных зданиях висят российские флаги? Если вы ввозите туда товар, то вы вроде бы границу не пересекли, но попали под юрисдикцию другой страны. И по какой ставке тогда платить НДС?

Предприниматели страдали из-за этой неоднозначности, доказывая в налоговой, что им должны возместить оплаченную сумму НДС. Налоговики же в ответ требовали с них транспортные накладные, документы о таможенном контроле, то есть доказательства факта пересечения границы, которой, собственно, нет.

"Такого положения и статуса аналогов нет нигде, – говорит Руслан Амиров. – Есть соглашение между Казахстаном и Россией об избежании двойного налогообложения. Но это классическая схема, то есть должна быть видна граница между двумя государствами. Здесь получается, что на территории Республики Казахстан есть такой небольшой анклав, где действует российское законодательство, и оно всегда было тут российское. В связи с таким особенным статусом был ряд вопросов, в частности, касаемо НДС".

> Куда уходит гавань: как статус казахстанского Байконура подгоняют под российскую юрисдикцию

Вопрос решён

Из-за путаницы в налоговой сфере российские предприниматели из Байконура особенно страдали, перевозя товар из, как говорится в международном соглашении, "иной территории Казахстана".

"У нас уже давным-давно в ущербном положении были именно индивидуальные предприниматели РФ, зарегистрированные в Байконуре, – говорит Руслан Амиров. – Потому что когда они приезжают в Казахстан, им товар по нулевой ставке никто не отдаст – доказывай, не доказывай, что ты из Байконура. Им скажут: "Ребята, извините, ничего не знаю. Вот вам товар, он стоит 100 рублей, платите 12 рублей НДС". Когда он сюда возвращается, он в налоговой говорит: "Ребята, я заплатил НДС". А ему говорят, что по российскому законодательству ему не могут возместить НДС, который не у нас уплачен. И ему ничего не возмещали. Местами минфин разрешал эти расходы относить к прибыли, хоть как-то компенсировать".


Заброшенное здание в Байконуре

Заброшенное здание в Байконуре / Фото Informburo.kz


Теперь спорный вопрос решён. Посовещавшись, представители двух стран решили: раз Байконур – это особый случай, то и при выплате НДС это следует учесть. Теперь местный бизнесмен может спокойно ввезти товар из Казахстана и получить возмещение НДС без документа, говорящего о пересечении границы.

"Теперь эти вопросы определены чётко, границы как таковой нет, но переход из одного законодательства в другое есть, – объяснил Руслан Амиров. – И это теперь фактически признали экспортом. Сделали отдельное соглашение по НДС. Хотя я бы не называл это экспортом, просто урегулированы вопросы возмещения НДС. Предприниматель казахстанский, отпуская нам товар, теперь обязан сделать это без НДС, его не надо уговаривать. Это будет допускаться на основании перечня документов. И налоговая никуда не денется, так как соглашение о статусе города – это документ, который выше налогового кодекса".

Изменения, внесённые в международное соглашение, должны упростить жизнь бизнесменам. Но это в идеале. В реальности всё сложнее. К примеру, казахстанским предпринимателям невыгодно отпускать товар с нулевой ставкой НДС, ведь он потеряет в цене. Поэтому они могут начать уклоняться от налоговых обязательств. Российские предприниматели же могут захотеть избежать лишней бюрократии. А для жителей посёлка Тюратам, который расположен рядом с Байконуром, ситуация и вовсе парадоксальна. Вроде до города рукой подать, а чтобы ввезти туда товар, надо чуть ли не международное соглашение составлять.

"Да, на российских предпринимателях немножко бремя есть, это однозначно. Практика показывает, что не все казахстанские предприниматели сейчас пойдут и скажут: "Ой, давайте мы вам по нулевой ставке сейчас товар отпустим", – предполагает Руслан Амиров. – А те 12%, которые он не взял у российского предпринимателя, ему должны возместить из бюджета. А для этого надо пройти отдельную камеральную проверку. Поэтому он может сказать: мол, хочешь бери, хочешь не бери. Мне кажется, будет такой переходный период. Грубо говоря: стоит товар 100 рублей, с НДС – 112. Наш предприниматель попросит дать ему без НДС. А казахстанский предприниматель ему: "Да ради бога, бери за 112 рублей".

Власти Байконура надеются, что теперь неразберихи с налогами не будет, а изменения будут выгодны обеим сторонам: казахстанской и российской. Порядок оплаты НДС по нулевой ставке не распространяется на казахстанские предприятия, у которых есть представительства в космической гавани. Поэтому теперь они могут задуматься об извлечении из этого выгоды при поставке товара в Байконур.

Как бы то ни было, у бизнеса в Байконуре ещё много нерешённых проблем. Наверное поэтому в скором времени акимат Кызылординской области планирует провести международный интернет-форум с говорящим названием "Возможен ли бизнес в Байконуре?".

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров