Прямой эфир Новости спорта

Тюнинг: что можно сделать с автомобилем, если хочется большего

Фото Аскара Мараталиева
Фото Аскара Мараталиева
Сегодня человек покупает автомобиль, не руководствуясь идеей просто купить нечто, способное доставить его из точки А в точку Б.

Машину подбирают, исходя не только из комплекса задач, для решения которых её предполагается использовать, но и из личных эстетических предпочтений. При этом придирчиво подбирается марка авто, класс, форма кузова, мощность двигателя, цвет машины и комплектация салона.

Но уже появилась целая армия автомобилистов, которых не устраивает безликая обыденность серийного автомобиля. Они вносят изменения в любую машину в соответствии со своим представлением об индивидуальном транспортном средстве. Весна уже не за горами, и эти люди вновь примутся за своё – в Алматы и других городах Казахстана.

В ранее опубликованных статьях, посвящённых тюнингу, я уже рассмотрел лишь одну из сторон данного явления – собственно обвес, от "фирменных" образцов до самодельного производства.

Однако понятие автотюнинг, без сомнения, гораздо шире, нежели только вмешательство в стайлинг. А потому для тех, кто решил присоединиться к "продвинутой" группе людей, имеющих авто "не как у всех", предлагаю небольшую классификацию тюнинга, чтобы начинающему "передельщику" было легче определиться: до какого уровня конструктивных изменений он готов дойти.

И давайте определимся сразу. Тюнинг – это слово, которое всё больше входит в жизнь не только любителей "газа до отказа", но и среднестатистических автовладельцев. И, в принципе, любое усовершенствование, в какой-либо мере улучшающее (изменяющее) как внешний вид автомобиля (даже тюнинг колёс автомобиля), так и его технические характеристики, подпадает под понятие авто тюнинг. "Мухоотбойник" на капоте или рычащую насадку на трубе глушителя уже можно считать начальным уровнем тюнинга, есть и продвинутые варианты, которые относятся к категории 3д тюнинг. Хотя, конечно, всё намного сложнее. Давайте разберёмся, какие бывают стили тюнинга авто.

Внешний тюнинг

Этот уровень тюнинга считается самым безобидным и безопасным для автомобиля, поскольку не предполагает никаких изменений, существенно влияющих на тактико-технические характеристики. Зато ваше авто будет выделяться в городском потоке, и вы не спутаете его на стоянке ни с каким другим. Долой безликий кузов! Да здравствует оригинальность и красота!



В моде сейчас альтернативная оптика – иные фары, вычурные фонари. И это все накладывается на достижения в технологии новых светодиодных и галогеновых ламп (о ксеноне не говорю принципиально, исходя из действующих законодательных нормативов). К тому же дополнительные повторители поворотников, габаритные указатели, неоновые подсветки разного типа продаются у нас в большом ассортименте, от наборов комплектующих деталей (для тех, кому хочется изготовить что-то индивидуальное, эксклюзивное) до готовых решений.

Только не забывайте при этом о пределах разумного – не превращайте автомобиль в новогоднюю ёлку.

Внешность машины зачастую кардинально меняется даже только из-за одного переднего пластикового обвеса-фартука, когда вместо штатного бампера устанавливается стильная "губа", царапающая асфальт. Главное, при этом не забывать о качестве дорожного покрытия и "вырастающих из-под земли" люках. Весьма популярны накладки на пороги, задние бамперы, антикрылья и всевозможные спойлеры.

Тонировку тоже не следует сбрасывать со счёта – сегодня в специализированных отделах можно найти довольно экзотические расцветки тонировочной плёнки и к тому же по различной цене. Однако помните, что дешёвая плёнка живёт очень мало, и соблюдайте установленные нормы ПДД.

Что касается широких кузовных плоскостей, то достаточно наклеить какой-нибудь рисунок, вырезанный из оракала, на двери и крылья – и автомобиль станет выглядеть гораздо интереснее.

Более эстетичный, но, конечно, и дорогой способ индивидуализации машины – аэрография. Поклонники такого дизайна считают, что она действительно стоит потраченных денег, поскольку красивая и "глубокая" разрисовка с множеством полутонов не идёт ни в какое сравнение с любой, даже с самой качественной "залипухой".



Замечу, рисунки на поверхностях будут действительно выглядеть классно только при условии, что у вас есть не только развитое чувство прекрасного, но и художественное мастерство вкупе с умелыми руками. Любая небрежность в этом деле способна не просто смазать желаемый эффект, а даже испортить весь облик машины.

Так что если такое вам самим не по силам, лучше воспользоваться услугами тюнинг-ателье, где дизайнеры подберут "стильный прикид", а мастера произведут все необходимые работы. Впрочем, это касается любых работ по кузовному апгрейду вашей "ласточки". Причём есть мастерские и ателье, где в работе используют готовые покупные детали, а есть и такие, где самостоятельно изготавливают по своим матрицам обвесы и детали экстерьера.

А вообще, тюнинг – вещь затягивающая. Не исключено, что внеся изменения во что-то одно, вы захотите улучшить и нечто другое. Потом третье, четвёртое, пятое… А там, глядишь, и на глубокий тюнинг потянет. Специалисты говорят: тюнинг не имеет конца и финансовых ограничений.

Интерьер-тюнинг

Усовершенствование салона – это уже следующий этап тюнинга (хотя, бывает, первый и второй этап меняются местами). Здесь всё ну очень индивидуально. Просто однажды наступает момент, когда человеку перестаёт нравиться штатная компоновка, и он принимается видоизменять панель приборов, добавлять новые кнопки, датчики…

Бывают случаи, когда владелец захотел просто поменять штатный руль на спортивный, а закончил всё полной перетяжкой и шумоизоляцией салона.

Кто-то ограничивается новыми чехлами на сиденья, а кто-то целиком заменяет их спортивными "ковшами" или вальяжным кожаным диваном. Для одного тюнинг салона – это замена пола, потолка, дверных ручек, рычагов, подсветки. А для другого – это максимальная укомплектованность всевозможными электроприводами и электронными девайсами. Есть даже такие, кто художественно расписывает салон или превращает его в живой цветник.



Музыкальные компоненты, кстати, тоже можно отнести к особому виду доводки машины. Однако грамотно заинсталлировать музыку Hi-End класса – дело не простое. Работа эта тонкая и недешёвая. Но если вы настоящий аудиофил, то не стоит экономить на собственном удовольствии и выполнить качественный аудиотюнинг.

Углубляясь

При превращении машины в streetracing’овый автомобиль изменения касаются в большей степени двигателя и ходовой части. Так что при малейшем просчёте полученное, в том числе тюнинг двигателя, может оказаться не совсем адекватным вложенным средствам. На этом уровне уже требуются инженерные расчёты, ибо любая погрешность может привести к необратимым последствиям. Слишком жёсткие амортизаторы убъют подвеску, а неверно подобранные передаточные числа главной передачи КПП полностью сведут на нет все усилия по улучшению динамических качеств.



Однако в этом деле, как правило, всё происходит так: достаточно озаботится заменой в двигателе обычных распредвалов на "широкофазные", как тут же попадёте на доработку клапанного механизма, масляных и охлаждающих каналов, впускного и выпускного коллекторов и пр. К тому же при возросшей мощности необходимо будет внести изменения и в механизм сцепления, и в тормозную систему… А начиналось вроде как совсем безобидно.

В общем, это уже тот уровень тюнинга, на котором помимо немалых денег и специального оборудования требуются профессиональные знания и точный расчёт.

"Ракета" по определению

В самую вершину айсберга тюнинга можно поставить постройку настоящих дрэгстеров. Именно постройку, поскольку такую работу переделкой уже не назовёшь. На изготовление и доводку монстров, способных преодолеть классические 402 метра дистанции менее чем за 10 секунд, нередко уходят годы и, безусловно, не один десяток тысяч долларов.

Зачастую в дрэгстерах от серийного автомобиля-донора остаётся одно лишь название. Даже кузов переделывается в угоду аэродинамике. А уж узлы и агрегаты меняются и модифицируются однозначно. В дело идут все последние достижения научной мысли из авиационных и космических отраслей. Вдобавок такое авто комплектуется высокотехнологичной электроникой, ежесекундно изменяющей состав входящей топливной смеси, фазы газораспределения и ставшей уже обязательной системой с закисью азота для кратковременного повышения мощности. И всё это – на фоне чёткого баланса между облегчением веса и увеличением запаса прочности.

Кстати, вопреки голливудским байкам в реальной жизни эти автомобили никогда не выезжают на дороги общего пользования. Даже на соревнования их привозят автовозом. Да и в каком отделении дорожной полиции возьмутся оформить такую машину? К тому же ни в какие экологические нормы, понятное дело, дрэгстер ни за что не укладывается.



Впрочем, это, скорее всего, уже вовсе не хобби, а уровень профессионального автоспорта. Тем более что для управления такой "ракетой" нужна особая подготовка. Хотя не исключено, что кое-кто, начав однажды с прикручивания спойлера на багажник, дойдёт до этого уровня.

Фото автора

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров