Какие вызовы у телекоммуникационной отрасли Казахстана, успеют ли операторы привязать IMEI к ИИН всех Казахстанцев, а также какие ожидания у рынка от возможной продажи компании Kcell "Казахтелекому", обсудили спикеры на встрече Expert Update. Мероприятие организовали группа компаний "Верный Капитал" и интернет-журнал Vласть. Впервые сделку публично комментировали представители "Казахтелекома" и Beeline. Какие аргументы за и против были у спикеров, рассказывает informburo.kz

Казахстанский рынок переживает не лучшие времена

Несмотря на то, что основной темой встречи подразумевались развитие рынка и поиск новых путей роста, больше всего времени было уделено именно обсуждению возможной покупки Kcell компанией "Казахтелеком", так как сделка может изменить жизни не только бизнеса, но и потребителей.

АО "Казахтелеком уже владеет 51% совместного предприятия Altel/Tele2 с правом выкупа оставшейся части в будущем. В случае совершения сделки доля компании в мобильном сегменте достигнет почти 65% и станет лидером во всех основных сегментах телекоммуникационной отрасли Казахстана. По данным на 31 декабря 2016 года, доля холдинга составляет: в широкополосном доступе в интернет – 72%, в фиксированной телефонии – 93%, в передаче данных – 73%.

По мнению генерального директора Beeline Kazakhstan Александра Комарова, супермонополист в отрасли нарушит существующий баланс. Среди основных трендов в телекоме выделяется резкий рост потребления трафика, попутно ведётся замена старых систем на новые. Все игроки рынка активно развиваются и инвестируют, чтобы не отставать друг от друга.

Потенциальное отсутствие конкуренции замедлит технологическое развитие, которое необходимо с ежегодным ростом потребления трафика пользователями. К тому же, чтобы поддерживать качество связи на уровне, компаниям приходится постепенно повышать тарифы.

"Возможно, это не так видно для абонентов, но сейчас идёт огромное технологичное соревнование между всеми операторами. И Kcell, и Beeline инвестируют огромные средства, чтобы догнать Altel/Tele2 с точки зрения покрытия LTE. Более того, штатное технологическое преимущество вынуждает инвестировать всё больше и больше. Конкурент заставляет развиваться агрессивнее. Мы запускали 1800 МГц только под ёмкостные потребности, когда исчерпывали первый уровень сети в 800-м диапазоне. Сейчас, даже где это по ёмкости не нужно, только ради того, чтобы дать клиентам другие скорости, мы начинаем развивать так называемое объединение диапазонов и уже строим не 40 населённых пунктов по плану, а 96", – рассказал Александр Комаров, генеральный директор Beeline Kazakhstan.

На вопрос, почему Beeline сам не занял лидирующую позицию на рынке, выкупив долю Kcell, Александр Комаров ответил, что такой вариант событий рассматривался только в теории. В компании не верили, что антимонопольное законодательство позволит совершить сделку.

Также Комаров рассказал про опыт Veon по слиянию двух из четырех операторов в Италии. В результате образовался лидер, занимающий 35% рынка, что не понравилось европейской комиссии. Регулятор выставил довольно жёсткие требования для образовавшегося оператора:
1) привести на рынок 4-го оператора, и он уже осенью должен запуститься;
2) отдать часть спектра, который принадлежит объединённой компании, новому игроку;
3) отдать часть пассивной инфраструктуры.

В результате получилось, что новый оператор базируется на основе ранее выкупленного.

Почему "Казахтелеком"?

Почему тогда в списке покупателей оказался только "Казахтелеком", попыталась ответить представитель аналитического агентства в сфере коммуникаций. Светлана Черненко, глава представительства IKS Consulting в Казахстане, не исключает, что, возможно, приход иностранных компаний блокируется, чтобы доходы не покидали территорию страны. А уход основного акционера Kcell сигнализирует о том, что данная деятельность неинтересна инвесторам.

"Почему, кроме "Казахтелекома", нет особых претендентов? Это следствие многолетней политики развития нашего рынка, и это вопрос к регулятору. Он ("Казахтелеком". – Авт.) является нашим всем. Собственно говоря, ему за всё спасибо, всё развитие, которое мы наблюдаем, оно на 90% происходит благодаря тому, что делает "Казахтелеком". Он является как проводником государственной воли, осуществляя социальныйе проекты, так и коммерческим игроком", – считает Светлана Черненко, глава представительства IKS Consulting в Казахстане.


Светлана Черненко - глава представительства IKS Consulting в Казахстане

Светлана Черненко – глава представительства IKS Consulting в Казахстане / Фото Алмаза Толеке

Несмотря на то, что многие детали сделки озвучивать нет возможности, позицию монополиста старался объяснить генеральный директор дивизиона по розничному бизнесу филиала АО "Казахтелеком" Каспарс Кукелис. По его словам, покупка основной доли Kcell – это один из лучших возможных вариантов развития событий. Последние 5 лет рынок телекоммуникаций находится в печальном положении.

"Решение принимается, исходя из лучших альтернатив. Мы все говорим про прекрасный конкурентный рынок, где все бурно инвестируют и развиваются, но попытка TeliaSonera продать Kcell уже несколько лет показывает, что ни Vodafone, ни T-mobile, ни AT&T в очередь за Kcell не выстраиваются. Соответственно, появляется некая возможность, что у некоторых казахстанских игроков может быть операционная синергия, чтобы сделка могла быть мотивирована этим. На мой взгляд, это совершенно рациональный вариант. Если бы была другая ситуация у компании с инвестиционной привлекательностью, то в состязании доминирующих глобальных игроков за этот актив цена была бы такая, что никакой операционной синергией эту сделку бы не оправдывали.

"Казахтелеком" – крайне рациональный игрок, который очень долго на рынке, мало занимается фантазиями и хайпом, строит фундаментальные, качественные сети в "оптике", 4G и транспортирует по ним абсолютно доминирующее количество трафика. Если мы рассматриваем какие-то потенциальные приобретения, то исключительно из крайне рациональных соображений", – сказал Каспарс Кукелис


Читайте также:
На какие деньги "Казахтелеком" будет покупать Kcell и как это изменит рынок связи?

Несмотря на не плачевное положение рынка, аргумент о том, что компания рискует, вкладывая свои активы, а также, возможно, заёмные, Каспарс Кукелис считает несущественным даже при условии, что в будущем нужно будет вкладываться в развитие инфраструктуры. У "Казахтелекома" уже есть положительный опыт покупки и интеграции сетей Altel/Tele2, а консолидированная компания справится с долговой нагрузкой. Также он добавил, что суммы сделки значительно ниже, чем предполагали эксперты.

"Там больше похоже на 200 млрд тенге, чем на 300. У "Казахтелекома" на сегодняшний день 70 млрд свободного кэша. Плюс около десятка – свободный денежный поток ежегодный, также мы получим денежный поток самого Kcell, а, учитывая операционную синергию, суперконсервативно считать, что сделка несёт слишком большие долговые риски", – считает Каспарс Кукелис.


 Каспарс Кукелис генеральный директор дивизиона по розничному бизнесу филиала АО "Казахстелеком"

Каспарс Кукелис – генеральный директор дивизиона по розничному бизнесу филиала АО "Казахтелеком" / Фото Алмаза Толеке

Со стороны Beeline Комаров подтвердил, что с точки зрения экономики "Казахтелеком" Altel/Tele2 показывают хорошую динамику и даже покупка Kcell принесёт выгоду, но в будущем это может отрицательно сказаться на рынке:

"Наверное, "Казахтелеком" выходит на какой-то такой пограничный уровень задолженности, мы оцениваем его примерно 2,5-3 к EBITDA, что, в общем-то, терпимо, но на границе. С учётом того, что мы живём в развивающейся и не до конца стабильной экономике, любые валютные колебания приводят к тому, что экономика бизнеса сильно страдает".

Также Александр Комаров считает, что концентрация рынка повлияет на текущий рост тарифов: "С моей точки зрения, если рынок консолидируется, то вероятность того, что тарифы будут расти чуть более быстрыми темпами, чем органически, существует, и она достаточно высокая. Логика здесь очень примитивна. Если вы заимствовали большие финансовые ресурсы, вам эти ресурсы нужно отдавать и у вас есть две точки роста. У вас есть синергия двух операторов, если вы работаете, и второе – у вас есть рынок, с которого вы можете зарабатывать эти деньги".

Со своей стороны представитель "Казахтелекома" Каспарс Кукелис утверждает, что вопрос роста тарифов преждевременный. Существующая экономическая модель Kcell и та, которую внедрят после совершения сделки, могут иметь разные издержки, на которые влияют многие факторы, в том числе отсутствующая сейчас магистральная инфраструктура. Впрочем, именно факт доступа Kcell к новым мощностям может стать основоположником перекоса рынка.

"Ни один оператор, кроме "Казахтелекома", не закрывает национальные потребности. Факт в том, что даже мы являемся вторым инфраструктурным оператором, но берём в аренду у "Казахтелекома", потому что географически не присутствуем в определённых областях", – говорит Александр Комаров.


Александр Комаров генеральный директор Beeline Kazakhstan

Александр Комаров – генеральный директор Beeline Kazakhstan / Фото Алмаза Толеке

Александр Комаров рассказал про факторы, которые нужно учесть при разрешении сделки: "Частотный спектр – это физическое ограничение или, так сказать, узкое горлышко, через которое мы не сможем пройти. С нашей точки зрения должно произойти перераспределение или разработана модель совместного использования спектра. Также гегемония "Казахтелекома" в мобильной и фиксированной инфраструктуры может быть слишком высокой. Это два вопроса, которые нужно зарегулировать, так как нам их не решить, сколько бы мы ни инвестировали в Казахстан".

Также глава Beeline сказал, что если "Казахтелеком" получит разрешение Антимонопольного комитета, то в зависимости от условий сделки компания может обратиться в суд, чтобы ее оспорить.

Операторы не успеют привязать IMEI телефонов к ИИН пользователей

На встрече представитель Beeline выразил сомнение о том, что все операторы успеют зарегистрировать всех абонентов до начала следующего года. 16 марта министр информации и коммуникаций Даурен Абаев сказал, что незарегистрированные телефоны будут отключать, но на сегодняшний день не приняты какие-либо конкретные правила и практически все нормы находятся на стадии обсуждения.

"По сути, мы уже должны заниматься технологической интеграцией, но у нас пока нет ни правил, ни оснований, по которым нужно выстраивать схемотехнику и технологию клиентских путей. Также я считаю, что эту задачу непросто будет реализовать до января следующего года.

Там возникнет какой-то вопрос, чтобы получить микро- и макросоциальный вызов, потому что миллионы абонентов, возможно, могут быть отключены одномоментно. Или продлить эти сроки. В любом случае мы, как операторы, сделаем максимум для того, чтобы донести до абонентов все опции, все механизмы, все требования максимально заранее и сделаем львиную долю работы за вас", – подытожил Александр Комаров.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter