"Наурыз.kz" – признаться, с названием создатели немного дали маху. Сочетание чего-то милого сердцу, народного, традиционного с чем-то суперсовременным редко сулит что-то хорошее. Но нет, это не очередная несмешная комедия, не грустное высмеивание казахских традиций (как это было в фильмах "Келинка тоже человек" или "Пришельцы в ауле"). Это настоящая народная комедия, и можно смело сказать, что создатели выложились на все сто, создав вкусный и добрый продукт.
Продолжительность фильма – два часа, и это чрезвычайно смелая заявка. Редко какой зритель будет сидеть в зале два часа, если фильм скучный. Но на закрытом показе, который организовали специально для алматинских журналистов и блогеров, ни один человек не покинул битком набитый зал. Два часа на одном дыхании, практически непрекращающийся смех, который несколько раз прерывался бурными аплодисментами (когда вы в последний раз аплодировали сценам казахстанского фильма?) и вздохами умиления.
Концепт фильма сильно напоминает "Ёлки" Тимура Бекмамбетова. Именно первые "Ёлки" – добрые, смешные, трогательные. Режиссёр "Наурыза" Аскар Бисембин не отрицает сходства, но со смехом напоминает, что вовсе не Бекмамбетов создал этот жанр. Тем более что этот жанр невероятно трудный и затратный в исполнении. Действия пяти новелл "Наурыза" точно также, как в "Ёлках", разворачиваются в разных частях страны, причём две из них показывают современный аул.
Чтобы связать воедино все истории фильма, сценаристам пришлось не только призвать единый связующий элемент (браслет, исполняющий все желания), но и переплести все сюжетные линии между собой. Причём некоторые моменты огорошат зрителя: таких поворотов трудно ожидать.
Чрезвычайно сложно в современных реалиях снять фильм, в котором не было бы горького стёба менталитета, сожалений о чём-то ценном, что нам не досталось, а также скабрезных шуточек и прочего юмора ниже пояса. По словам сценаристов, в создании историй им помог интернет: сначала они "нагуглили" мешок качественных шуток, потом из них соткали целостное полотно фильма. Вероятно, за юмор, по крайней мере в одной из новелл, также в ответе казахстанский вайнер Жека. Он сыграл самого обыкновенного астанинского студента, благодаря которому столичная новелла приняла совершенно неожиданный оборот.
Шымкент – город неожиданностей
В аннотации к фильму заявлено, что гость из далёкой Америки найдёт родственников в Шымкенте. Это не совсем так, но это не важно. Важно то, о чём в аннотации не сказано ни слова – бедный Мэтт столкнётся с беспощадным южно-казахстанским гостеприимством и совершенно нелогичными поступками жителей Шымкента и ЮКО. Нелогичными, но такими милыми сердцу и понятными каждому казахстанцу. Те, кто побывал в Шымкенте в качестве дорогого гостя, не дадут соврать: в фильме показана вся правда, ну, может, слегка преувеличенная.
Шымкентская новелла переплетается с историей, разворачивающейся в ауле Южно-Казахстанской области. Здесь сценаристы даже название обыграли: аул называется Ынтымақ ("согласие, единение"). Аул готовится к народным гуляниям, несмотря на то, что аким уже год пребывает в коме. Западает в душу герой артиста Кентала – он невероятно трогательный, но в то же время мужественный и добрый. Интересен процесс подготовки и самого празднования – опять же, всё целиком и полностью взято из жизни: и юрты, и казаны с наурыз-коже, и дорогой гость – земляк, который приезжает, чтобы спеть пару песен.
Представитель старшего поколения казахстанской эстрады сыграл в фильме самого себя. Камео получилось великолепное – столичную звезду в прямом смысле ждал полный провал. Позже артист признался журналистам, что через пару дней после съёмок ему звонили обеспокоенные апашки, которые приняли сцену за чистую монету и распереживались за любимого певца. Настолько реалистично сыграть такую небольшую роль под силу далеко не каждому актёру.
Столица – вольная птица
Астана – молодая столица, развивающаяся бешеными темпами. Этим ли руководствовались сценаристы, неизвестно, но именно в Астане разворачиваются бурные отношения между молодыми людьми – студентами одного из вузов. Сюжет этой новеллы избит до невозможности: классический мачо учит классического ботана быть привлекательным для девушек в обмен на помощь в учёбе.
Классическая вечеринка в классическом особняке за городом классически прерывается классическим приездом взрослых... что там будет дальше, вы посмотрите в фильме, но и эта новелла заканчивается хеппи-эндом и внезапно в самом конце пересекается с другой новеллой.
Алматы – город любви
Ну о чём может быть новелла, если её локация в Алматы? Конечно, о любви! Чрезвычайно романтичная история пробирает до мурашек. Огромная заслуга здесь Жанар Дугаловой, эмоции которой настолько искренние, что если вы не пустите слезу – у вас каменное сердце. Правда, в какой-то момент кажется, что режиссёр не устоял перед искушением сделать героиню токалкой – но нет, всё здесь честно и открыто, никаких токалок.
Также именно в этой новелле ясно видно, что съёмки ведутся летом: Алматы пышет зеленью, а Жанар Дугалова норовит одеться полегче. Оно и понятно, некоторые сцены снимались в 30-градусную жару, несладко пришлось актёрам.
Единственный и очевидный недостаток в фильме (кроме рекламы, которая пестрит в каждом кадре) – игра Берика Айтжанова. Его герой настолько несчастен, что его не жалко, но он – жалкий. Хотя сцены с ним обыграны великолепно, шутки настолько искромётные, что устаёшь смеяться. Остаётся надеяться, что во второй части фильма (которая уже кстати готова и скоро поступит в прокат) Тимур будет повеселее, ведь Айдана всё-таки сказала ему "да" и всё у него складывается просто великолепно.
Дорогие наши старики
Все пять новелл фильма добрые и милые, но эта новелла, наверное, самая трогательная. Она пересекается сразу с двумя другими историями и повествует о любовном треугольнике между двумя аташками и апашкой. Именно так – аташки и апашка, язык не повернётся назвать их иначе. Действие происходит в ауле недалеко о Алматы.
Многие режиссёры любят смаковать конфликт поколений, но казахи исторически на первое место в семейных отношениях ставили возраст. И это великолепно обыграно в фильме: даже неумолимый склероз одного из героев приводит к множеству нелепых, но очень смешных ситуаций, и всё заканчивается более чем благополучно.
На пресс-конференции, посвящённой предпоказу фильма в Алматы, режиссёр Аскар Бисембин заявил, что изначально планировалась трилогия. Первый фильм выйдет в прокат 16 марта, второй уже готов к выпуску и ждёт своей очереди. Замах очевиден: создатели изначально были уверены в успехе всей трилогии. Остаётся только ждать реакции широкой аудитории. Но посмотреть первую часть нужно однозначно: хотя бы для того, чтобы увидеть, какой властью может обладать обыкновенный шымкентский таксист.
-
1🌡Прогноз погоды на 22 ноября: сильный ветер ожидается во многих регионах Казахстана
- 2812
- 0
- 4
-
2🌋 Вулкан в Исландии вновь извергся: популярный курорт эвакуировали
- 2468
- 0
- 6
-
3🟢 В Казахстане стало меньше молодёжи, которая нигде не учится и не работает
- 2443
- 2
- 16
-
4💰 Курс доллара к тенге немного снизился на бирже 21 ноября
- 2454
- 0
- 8
-
5⚡️Международный уголовный суд выдал ордер на арест Нетаньяху
- 2394
- 0
- 75
-
6✍️Верховный суд будет пересматривать дела в исключительных случаях – Токаев подписал закон
- 2423
- 1
- 18
-
7🌳200 деревьев в подарок городу: Kolesa Group озеленила Алматы
- 2204
- 1
- 30
-
8⚠️В двух областях Казахстана ограничили движение на трассах из-за непогоды
- 2278
- 0
- 9
-
9‼️Движение трёх пригородных маршрутов приостановили в Аcтане
- 2218
- 0
- 4
-
10⚡️Рекорды по ипотечным кредитам: число заявок и одобрений растет
- 2264
- 2
- 8