Лицензионное предприятие Kazakhstan Paramount Engineering, которое является совместным проектом компании "Казахстан Инжиниринг" и южноафриканской военной корпорации Paramount Group, разработало новые образцы бронированной колёсной техники. Бронетранспортер "Барыс" с колёсной формулой 8х8 уже прошел зимние испытания и, как предполагается, должен заменить в войсках устаревшую бронетехнику советского производства. Четырёхколёсный бронированный автомобиль "Алан" в этом году закупает служба Государственной охраны. Об особенностях новых машин – в эксклюзивном репортаже Informburo.kz.
В одном из наших репортажей мы подробно рассказывали о том, как строят тяжелый бронированный автомобиль класса MRAP (англ. mine resistant ambush protected - защищённый от подрыва и атак из засад, миностойкий, засадозащищённый), который получил название "Арлан". Машина отечественной сборки уже второй год активно эксплуатируется в казахстанских силовых структурах и в целом показывает весьма неплохие результаты. По крайней мере специалисты Министерства обороны отзываются о ней позитивно.
Руководство Kazakhstan Paramount Engineering не стало останавливаться на достигнутом и довело до ума cвой новый продукт – бронетранспортёр "Барыс" с колёсной формулой 8х8. Впервые прототип этой машины был представлен на выставке вооружений и военно-технического имущества KADEX в 2016 году.
К настоящему времени бронетранспортёр полностью переукомплектован: он получил новый модуль с системами вооружения и новейшими приборами ситуативной осведомленности. Модуль полностью спроектирован совместным казахстанско-турецким предприятием "Казахстан Аселсан Инжиниринг". Об этом мы подробно писали здесь. Автоматическая пушка калибра 57 мм производства российской оборонной корпорации "Уралвагонзавод", которая пока находится на этапе испытаний, была заменена на 30-мм орудие 2A42. В целом были учтены все пожелания казахстанский военных. Минувшей зимой бронетранспортёр прошёл ходовые испытания на полигоне. Был также "обстрелян" модуль.
– "Барыс" 8х8 мы испытываем уже в течение года. Мы его впервые представили в позапрошлом году на KADEX, – рассказывает руководитель KPE Ербол Салимов. – На предстоящей в мае выставке он будет с новым модулем, разработанным нашим партнёром KAE, который прошёл совместно с нами испытания по "Арлану" , где стоит пулемет калибра 12,7. В этом году у нас планируется поставка "Арланов" со спаренным модулем, то есть там будет тяжелый пулемет 12,7 и танковый пулемет ПКТ.
– Каковы параметры нового модуля для "Барыса"?
– На сегодняшний день модуль, разработанный KAE – это самые последние требования к вооружению данного типа. Естественно, мы используем российское вооружение, пушку 2A42 – у нас должна быть унификация боеприпасов, так как мы входим в ОДКБ. Что дает новый модуль? Это высокая ситуационная осведомленность. То есть благодаря тому, что на данном модуле установлен тепловизор, лазерный дальномер, оптические устройства, вы имеете возможность обнаружить противника раньше, чем он вас. В том числе если он находится в определенном укрытии. Соответственно, лазерный дальномер вам даёт возможность оценить расстояние. Помимо этого модуль обладает высокой скорострельностью, подвижность самой башни – точка реакции от 0 до 150 градусов менее 0,2 секунды. Вы поворачиваете джойстиком пушку, сразу берёте цель и обстреливаете. На сегодняшний день те образцы бронетехники, которая стоит у нас на вооружении, не отвечают этим требованиям.
– Cтрелок работает на мониторе, видит цель, может захватывать до 10 целей одновременно и вести обстрел 6 из них. В данной системе – это важнейший показатель. Конечно, есть определённые трудности с внедрением дистанционно управляемых модулей. Всегда возникают вопросы: "А что делать, если питание отключится?", "А что, если выйдет из строя первый блок, второй блок…?" Но система резервирования даёт большую живучесть данным модулям за счёт использования двух-трех контуров подведения питания. Но самый важный момент в этих башнях – то, что в случае попадания в неё снаряда и подрыва боекомплекта экипаж остаётся живым, потому что он отгорожен от боекомплекта и башни листом брони.
– Модуль оснащён баллистическим вычислителем, метеостанцией, которая замеряет скорость ветра, температуру. Все эти данные, в том числе с тепловизора, лазерного дальномера поступают в компьютер, который рассчитывает баллистику. То есть вам нужно просто два крестика свести и нажать на гашетку, остальным занимается компьютер. Это особенно важный момент, когда цель находится на удалении двух километров и далее.
– Недавно "Барыс" прошел испытания на полигоне в Спасске. Каковы результаты?
– Испытаниями мы в целом довольны. Система способна также вести огонь в ночное время, в отличие от оптических систем, которые установлены на предыдущих образцах. На учениях вам засчитывают цель по принципу "поразил-не поразил", то есть из 10 выстрелов достаточно попасть одним снарядом, чтобы вам засчитали это упражнение. У нас на сегодняшний день по цели, к примеру, по низколетящему вертолету в ночное время на дистанции 1300 метров, 6 из 10 снарядов легло прямо в цель. Это результат очень высокий.
– "Арлан" у нас испытывался в течение трёх лет в различных климатических условиях, обстреливался, подрывался. Такие же испытания мы проводим сейчас для новых образцов вооружения, в том числе для "Барыс" 8х8 – на сегодня он прошёл зимние испытания при температуре до минус 40-50 градусов. Мы его оставляли в парке на открытом воздухе. Металл охлаждается ещё процентов на 25, то есть если температура воздуха -40, то когда металл замеряешь – там -60. Машина заводится, несмотря на то, что работает на дизеле.
– Будет ли в дальнейшем бронетранспортёр оснащаться 57-мм пушкой от "Уралвагонзавода"?
– Мы по-прежнему ждём испытаний этой пушки, ждём её принятия на вооружение в Российской Федерации. У нас есть договоренности с "Уралвагонзаводом", с НПО "Буревестник" о том, что как только башня будет готова, она будет представлена нам на испытания. Башня очень хорошая – орудие калибра 57 мм, скорострельность 120 выстрелов в минуту, дальность до восьми километров, то есть это даёт большое огневое преимущество перед любым противником того же класса.
– Каковы потребности нашей армии в таких машинах?
– В бронетранспортёре "Барыс" 8х8 очень заинтересовано Министерство обороны. Сегодня по штату парк бронетехники этого класса в наших сухопутных силах имеет изношенность порядка 70%. Кроме того, техника эта уже морально устарела. Она может иметь еще моточасы, но не отвечать сегодняшним требованиям по тактико-техническим параметрам – по вооружению, скорости, маневренности и т.п. Наш "Барыс" может ходить со скоростью 110 км/ч по дорогам общего пользования, благодаря дисковым тормозам. У него очень мощный двигатель. Мы эту бронемашину в ходе испытаний поднимали на ледник Туюкcу в Заилийском Алатау. Там высота 3600 метров. Кислородного голодания машина не испытывает. Испытывали его в зимних условиях – эта зима была очень суровой. Выявили, конечно, определённые недостатки. Но исходя из того, что предприятие находится на территории Казахстана, мы можем эти недостатки устранить.
– Когда "Барыс" поступит на вооружение?
– Здесь всё зависит от того, как мы завершим летний этап испытаний. Зимний мы завершили достаточно успешно. Есть, конечно, замечания со стороны армии – мы должны соответствовать полностью их требованиям. Сейчас мы перерабатываем определённые узлы. К летним испытаниям будем приходить полностью изменёнными в соответствии с техническим заданием Министерства обороны. Первая опытная партия может быть поставлена в 2019 году.
– На вооружении наших силовых структур стоит не только старая советская бронетехника, но и современные образцы, к примеру, БТР-82. Смогут ли наши военные добиться оперативной совместимости, эксплуатируя столь разные системы?
– БТР-82 был разработан для решения совершенно других задач. Наши бронемашины разработаны совместно с нашим главным партнером Paramount Group и отвечают современным требованиям в области защищённости, мобильности, огневой мощи, технического обслуживания. Вопрос технического обслуживания стоит очень остро. Бронетехника советского и российского производства обслуживается на предприятии "Семей Инжиниринг". Но, к сожалению, доступ к запасным частям, к технической документации очень осложнён определёнными обстоятельствами. Предприятие испытывает большой дефицит из-за того, что контракты у нас заключаются на один год, а производство тех, или иных компонентов требует не менее двух лет. Очень важный аспект – чтобы наше государство давало таким предприятиям не менее трёх лет контракта. Тогда мы можем планировать и финансовые средства, и будет цена намного ниже, потому что мы будем рассчитывать комплектующие в определённом объёме.
– Каков ваш сегмент гособоронзаказа на 2018 год?
– В этом году у нас заказчиками являются Министерство обороны, служба государственной охраны и погранвойска. Они покупают бронеавтомобили "Арлан" и "Алан".
Гособоронзаказ у нас формируется практически всеми силовыми ведомствами. К сожалению, контракты заключаются очень поздно, ввиду того, что необходимо согласование как правительства, так и заинтересованных органов. Формироваться он начинает в сентябре, но подписывается где-то в феврале-марте. У нас есть оператор "Казахстан инжиниринг". Пока мы подписываем договоры, мы уже выходим на май. До этого момента у нас нет достаточных средств, чтобы финансировать работы заранее: мы – предприятие молодое. И получается, что к производству мы приступаем очень поздно. Мы сейчас выходим с предложением, чтобы контракты были рассчитаны на 3-5 лет. На этот год гособоронзаказ уже утверждён, но мы ещё не вышли на договорные отношения.
– А что представляет из себя бронеавтомобиль "Алан"?
– "Алан" разработан совместно с израильской компанией Plasan. Эта фирма поставляет панели для американских M-ATV Oshkosh и Сougar. Это машины, которые сейчас воюют в Афганистане, Ираке, на Ближнем Востоке, и которые доказали свою живучесть.
– "Алан" должен удовлетворить потребность наших вооруженных сил в транспортных бронемашинах массой 6-8 тонн. На сегодняшний день потребность покрывается за счёт поставок из Российской Федерации и стран дальнего зарубежья. Мы хотим стать основным поставщиком для вооружённых сил и сил специального назначения, поэтому с целью развития предприятия искали так же, как и по "Арлану", различных партнёров, встречались, смотрели различную технику, но наиболее перспективной для нас техникой на сегодняшний день является продукция компании Plasan. Кроме американской армии, эта компания поставляет панели для российского КамАЗа – новые автомобили "Тайфун". Там использована композитная броня – кевлар, арамиды, что повышает живучесть машины.
– Такие машины испытаны израильским спецназом в боевых условиях, и они подтвердили свою надёжность. Хотел бы отметить, что и эту машину мы тоже полностью собираем "c листа" по технологической, конструкторской документации компании Plasan. И мы возлагаем очень большие надежды на эту технику, потому что есть большая потребность во всех силовых ведомствах в такой бронемашине. К настоящему моменту партия этих машин поставлена в Службу государственной охраны.
– Планируете ли вы выходить с вашей продукцией на внешние рынки?
– Cейчас мы ведём работу в Средней Азии. У нас установлены неплохие контакты с Узбекистаном, пытаемся установить связи с Туркменистаном. Узбекистан крайне заинтересован в наших "Аланах". Мы готовим машину на испытания в Узбекистан. "Арлан" там уже прошел испытания, показал высокие результаты. В Туркменистан мы планируем в ближайшее время направить несколько единиц техники для проведения демонстрационных испытаний. Это будут "Арланы".
– А дальнее зарубежье?
– Ближний Восток. Это крайне перспективный рынок. Однако необходимо учитывать, что там жёсткая конкуренция. Чтобы заключить сделку, необходимо работать с клиентом 2-3 года – испытания, модификации, комплектация и так далее. Нашему предприятию не хватает истории. Когда мы говорим о поставках той или иной техники на Ближний Восток – запрашивает и Саудовская Аравия и Кувейт, и Оман, и Катар, Иордания, – они основной вопрос так ставят: "А сколько вы машин сделали для своей армии?" Рынок Юго-Восточной Азии весьма перспективный. Наше головное предприятие сейчас ведёт поставки в Сингапур. Нам необходимо выполнить все условия, которые необходимы, чтобы нас приняли, как равного партнера.
Мы планируем отправить "Барыс" 6х6 в 2019 году на испытания на Ближний Восток, то есть у него будет такой трип по разным странам Ближнего Востока. Это будут реальные испытания в климатических условиях той страны, куда мы будем завозить эти машины.
– А почему в этом регионе интересуются машинами 6х6?
– На первом месте здесь стоит экономическая целесообразность. Такие машины значительно дешевле. Потом у них стоят совершенно другие задачи по обеспечению транспортировки военнослужащих. У нас же осталось от советской доктрины, что бронетранспортер 8х8 должен двигаться за танком, преодолевать двухметровые окопы – это основное требование. И, естественно - пересечённая местность, которая на постсоветском пространстве разнообразна настолько, что необходимо, чтобы удельный вес на грунт был меньше. А в арабских странах таких требований нет – дорог мало, и фактически они воюют в городах.
Тактико-технические характеристики новых бронемашин KPE
"Барыс" 8х8
- Экипаж – 2+1+8;
- Собственный вес – 19 000 кг;
- Клиренс – 450 мм;
- Колесная база – 2 300 мм (перед), 2 550 мм (зад);
- Боевой вес – 28 000 кг;
- Максимальная скорость – 100 км\ч;
- Диаметр разворота – 22-24 м;
- Запас хода – 800 км.
Вооружение:
1. 57-мм дистанционно-управляемый боевой модуль АУ-220М;
2. Дистанционно-управляемый боевой модуль компании КAE c 30-мм пушкой 2A42;
- Двигатель – турбодизельный, 550 л.с;
- Трансмиссия – АКПП
- Тормоза – пневматические, дисковые с АBS;
- Шины – 16.00 R20;
- Кондиционер – 12 кВт в стандартной комплектации с системой климат-контроля;
- Электрическая система – 24 В;
- Баллистическая защита STANAG 4569 уровень 3 5.56 x 45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7.62 x 39 бронебойный (ББ), 7.62 x 51 (ББЗ), 7.62 x 54 (ББЗ), 12.7 x 9 9 патрон НАТО;
- Противоминная защита STANAG 4569 уровень 4 b Защита от взрыва 10 кг в ТЭ под корпусом, 10 кг в ТЭ под каждым колесом и 50 кг в ТЭ сбоку, в 5 м.
Опции:
- Лебёдка;
- Системы защиты от ядерного, биологического и химического оружия;
- Блок вспомогательного питания.
"Барыс" 6х6
- Экипаж – 2+1+8;
- Собственный вес – 17 300 кг;
- Клиренс – 430 мм;
- Колесная база – 2 300 мм(перед), 2 240 мм (зад);
- Боевой вес – 22 500 кг;
- Конструкция – несущий корпус (не на основе шасси);
- Максимальная скорость – 110км\ч;
- Диаметр разворота – 24.5 м;
- Запас хода – 1000 км;
- Двигатель – турбодизельный (336 кВт, 450 л.с., 1627 Н/м);
- Трансмиссия – АКПП;
- Тормоза – пневматические дисковые с ABS;
- Шины – 16.00 R20;
- Кондиционер – 12 кВт с системой климат контроля;
- Электрическая система – 24В;
- Баллистическая защита отсека экипажа – (стандарт) B7 Stanag уровень 3;
- Баллистическая защита отсека двигателя (стандарт) 5.56 x 45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7.62 x 39 бронебойный (ББ), 7.62 x 51 бронебойный (ББ), (кроме решётки радиатора), 7.62 x 54 бронебойно- зажигательный (ББЗ) (кроме решётки радиатора), 12.7 x 99 патрон НАТО (кроме решётки радиатора);
- Противоминная защита – защита от взрыва 10кг в ТЭ под корпусом, 10 кг в ТЭ под каждым колесом.
Опции:
- Система подкачки шин;
- Бронированные корды для продолжения движения при спущенных шинах;
- Рации, интерком;
- Дополнительная броня – активная и пассивная;
- Система управления боем;
- Грузовая лебедка;
- Буксировочная штанга стандарта НАТО;
- Система громкой связи;
- Система противопожарного оборудования (двигательный и экипажный отсеки, колесные дуги и др.);
- Потолочный люк и разнообразные башенные орудийные системы;
- Системы защиты от биологического и химического оружия;
- Система слежения за местоположением транспортного средства;
- Дополнительный комплект брони (боковые зеркала, дверные петли, окна);
- Система камер, установленных сзади и спереди, соединённых с дисплеем на водительской панели и демонстрирующих соответствующий вид сзади и спереди;
- Обновлённая баллистическая защита решетки двигателя;
- Внутреннее освещение – централизованная система светодиодов направленного света с возможностью выбора белого, зелено/голубого и красного цвета Зимний пакет для работы при температурных режимах от - 50°С до + 50°С.
"Алан"
Многоцелевая бронированная колёсная машина (БКМ). Разработана для оказания поддержки при охране правопорядка, операций спецназа и групп особого реагирования, внутренней безопасности, патрулирования границ.
В составе брони используются лёгкие композиционные материалы, что обеспечивает дополнительную защиту, которая не влияет на вес автомобиля и характеристики производительности.
БКМ может поставляться в нескольких конфигурациях:
- разведывательная машина;
- командно-штабная машинa;
- машина сил специального реагирования с различными видами вооружения;
Основные характеристики БКМ "Алан":
- Экипаж – 6+2+1;
- Собственный вес – 6700 кг;
- Вес боевой машины – 8845 кг;
- Колёсная база - 3429 мм;
- Конструкция – рамное шасси;
- Максимальная скорость -160 км/ч (электронно-ограничиваемая – 120 км/ч);
- Радиус разворота - 6,9 метров;
- Запас хода – 500 (плюс-минус 50 при устойчивом движении 80 км/ч);
- Двигатель – турбодизельный (220 кBт, 300 л.с., 900 Нм при 1600 об/мин);
- Трансмиссия – АКПП;
- Раздаточная коробка – двухскоростная, электроуправляемая;
- Рулевой привод – с гидроусилителем;
- Тормоза – с вентилируемыми дисками на 4 колёсах, с системой блокировки ABS;
- Шины – 285/70 R19,5;
- Полезная нагрузка – 2 000 килограммов;
- Баллистическая защита – уровень 3 (STANAG) 7,62 мм х 54RAPIB32 V-854 (плюс-минус 20 м/c);
- Противоминная защита – уровень 1 (STANAG) 2 ручные гранаты DM51.
Опции
- Система вентиляции пороховых газов;
- Фронтальная термальная камера;
- Комплекс приборов внутреннего освещения;
- Камера заднего вида;
- Cигнальное-громкоговорящее устройство;
- Cветосигнальное устройство (светодиодные лампы, встроенные спереди, сзади машины, синего и красного цвета);
- Лебёдка с тяговым усилием не менее 5 тонн;
- Металлические решётки для защиты лобового бронестекла и радиатора силовой установки, в боковых и на задних бронестёклах, на передних и задних осветительных приборах;
- Предпусковой подогрев двигателя;
- Бойницы;
- Металлическая защита жизненно важных систем машины;
- Самонесущие ободы для обеспечения возможности продолжать движение после прокола шин;
- Защита радиатора;
- Насадка на систему выпуска выхлопных газов для защиты от несанкционированного доступа;
- Защитный чехол на автомашину.