Оборонный завод был создан с целью модернизации вооружения и спецтехники наших силовых структур, а также снижения зависимости страны от иностранных поставщиков продукции военного назначения. Informburo.kz рассказывает, оправдались ли надежды, возложенные на этот проект.
Идея создания на территории Казахстана совместного предприятия в сфере оборонной промышленности возникла в мае 2010-го на выставке вооружения и военной техники KADEX, проводимой в Астане. Вопрос обсуждали президенты Казахстана и Турции. СП ТОО "Казахстан Аселсан Инжиниринг" появилось через год. Долевое участие в нём было распределено следующим образом: 50% – АО "НК Казахстан Инжиниринг"; 49% – турецкая компания Aselsan; 1% – Комитет оборонной промышленности Турции.
Главной задачей компании стало выполнение государственного оборонного заказа. Современные высокие технологии турецкой разработки с локализацией производства в Казахстане позволили существенно снизить себестоимость продукции военного назначения. KAE производит для казахстанских силовых структур электронные и электронно-оптические изделия. Главным образом это системы связи, тепловизоры, дневные и ночные прицелы для стрелкового оружия, а также системы электронной стабилизации стрельбы.
Сотрудничество с турецкими разработчиками осуществляется по трём основным направлениям: модернизация систем управления огнём бронетехники, модернизация систем авионики вертолётов и производство систем связи. Официально открытие завода с участием официальных лиц оборонных ведомств Казахстана состоялось в декабре 2013 года. Завод построили на территории специальной экономической зоны "Астана-новый город". В январе 2014-го завод выпустил первую партию продукции. Сегодня в KAE трудятся 95 специалистов, запущены все производственные линии.
Номенклатура выпускаемой сегодня продукции, действительно, очень впечатляет. Это 4 разновидности ночных приборов – высокочувствительных устройств, которые позволяют формировать изображение с помощью электронно-оптического преобразователя при почти нулевой видимости. К таким приборам относятся монокуляр А-100, бинокуляр А-230, 4-кратный прицел А 340 и шестикратный прицел А 360.
Тепловизионные приборы конвертируют низкочастотное электромагнитное излучение, находящееся за порогом восприятия человеческим зрением, в изображение. В комплексе ИК-прибор представляет собой пассивную систему наблюдения, которая может использоваться как в ночное, так и в дневное время суток в любых погодных условиях. КАЕ производит два вида инфракрасных прицелов для стрелкового оружия – "Питон" и "мини-прицел", одну разновидность для снайперских винтовок "Боа", а также ИК-прицел для бронемашин АTS-20.
Приборы разведки и наблюдения представляют собой электронно-оптические системы для обнаружения и распознавания различных типов объектов, как собственных, так и объектов противника, в любое время суток и при любых погодных условиях. К таким системам производства KAE относятся малогабаритный лазерный прибор Sharpeye и электронно-оптическая система Falconeye. "Казахстан Аселсан Инжиниринг" выпускает также 2 вида дневных прицелов – четырёхкратный A941 и шестикратный A961.
Самая сложная разработка совместного предприятия – это стабилизированный дистанционно управляемый боевой модуль САРП. Комплекс сочетает в себе тепловизионную камеру, оптическую систему дневного видения и лазерный дальномер. Система позволяет в любых погодных условиях, в ночное и дневное время вести наблюдение, разведку, автоматическое сопровождение цели, а также рассчитывать наиболее точную баллистику и осуществлять прицельную стрельбу.
Программное обеспечение СAРП предоставляет возможность удаленно управлять огнём, предупреждать о последнем боеприпасе и вести счёт отстрелянных боеприпасов. Вместе с этим система позволяет использовать оружие вручную. Модуль можно применять в стационарном режиме на блокпостах, заставах, вышках, а преимущество стабилизации позволяет применять его на любом виде сухопутной техники в движении.
Боевой модуль САРП и передвижной разведывательный комплекс (ПРК-КЗ), интегрированы на платформы бронированной колесной машины "Арлан", также производимой в Казахстане предприятием "Казахстан Парамаунт Инжиниринг". Разведывательный комплекс в свою очередь позволяет обеспечить моментальную обработку и передачу информации в цифровом формате на командный пункт в режиме реального времени и вести разведку наземных и низколетящих целей с помощью РЛС и электронно-оптической системы, сочетающей в себе тепловизионную камеру, камеру дневного видения и лазерный дальномер. Обе системы показали весьма неплохие результаты на учениях "Каратау-2017" в сентябре этого года.
KAE также снабжает казахстанские Вооружённые силы портативной системой лазерного целеуказания VIPER. Его основные функции – подсветка наземных целей, определение дистанции и координат цели, съёмка цифровых фотографий. Профессиональные системы связи стандарта АPCO 25 (основной конкурент Motorola) для Вооружённых сил представлены шестью наименованиями.
Предприятие реализует несколько проектов по модернизации стоящей на вооружении в Казахстане боевой техники. Совместно с компанией "Семей Инжиниринг" переоснащаются танки T-72 А/Б в части интеграции боевого модуля и системы управления огнём. Совместно с АО "Авиаремонтный завод №405" осуществляется программа по переоснащению вертолётов Ми-17V-5 для Сил воздушной обороны.
В частности, расширяются возможности этих вертолётов в боевых, разведывательных и поисково-спасательных операциях. Предусмотрена установка оборудования, обеспечивающего круглосуточное обнаружение, распознавание, захват и автосопровождение целей. Ещё один проект связан с интеграцией ПЗРК на военные платформы, в частности, на бронеавтомобиль "Арлан".
Вполне естественно, что, имея столь серьёзный производственный потенциал, казахстанское оборонное предприятие должно в ближайшем будущем выйти на международные рынки военной продукции. Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности неплохо представило "Казахстан Аселсан Инжиниринг" на российском военно-техническом форуме "Армия-2017", проходившем в августе этого года в подмосковном парке "Патриот". Об этом мы подробно писали.
– Продукция в настоящее время у нас поставляется исключительно в рамках государственного оборонного заказа. Основной заказчик – это наши Вооружённые силы, погранслужба и другие силовые структуры, – рассказывает коммерческий директор KAE Ерасыл Байжуманов. – К настоящему времени уже поставлены достаточно большие объёмы для наших ВС. В течение трёх лет мы поставляем эту продукцию, и всегда своевременно, без каких-либо нареканий. Сам завод уникален, потому что на постсоветском пространстве таких заводов практически нет. К нам приезжают наши коллеги из России, Беларуси – они приятно удивляются. Здесь у нас применяются нанотехнологические процессы. Основной из них – это расточка инфракрасных линз.
– Понятно, что казахстанский рынок как-то должен насытиться, и нам придётся искать другие рынки сбыта нашей продукции, что, собственно говоря, мы уже начали делать. В этом году мы подписали договор с Узбекистаном – поставляем продукцию туда. Помимо этого мы прорабатываем вопросы сотрудничества с другими соседними государствами, в том числе с Кыргызстаном, с Таджикистаном. Ведутся переговоры с Россией. Мы планируем выходить на экспорт.
В начале этого года у нас была первая крупная поставка. Мы отгрузили продукцию в Турцию – тепловизионные приборы. Сейчас подписали договоры с Узбекистаном.
– А какие договорённости было достигнуты на военно-техническом форуме в Москве?
– На военно-техническом форуме в России в этом году обсуждался вопрос модернизации казахстанских вертолётов. Чтобы каким-то образом модернизировать вертолёт, необходимо все вопросы согласовывать с производителем авиационной техники. В данном случае проводились переговоры с руководством холдинга "Вертолёты России". Мы получили "добро", так называемый бюллетень, и уже приступили к работам по модернизации вертолётов.
На вертолётах будет заменяться авионика – бортовое радиоэлектронное оборудование. Всё будет компьютеризировано. От старых системы мы не отказываемся – они будут дублирующими. Мы также устанавливаем на эти машины оптические системы кругового наблюдения – на 360 градусов. В комплект входят тепловизионная камера, оптическая камера, лазерный дальномер, а также подсветка целей для корректируемых боеприпасов.
– То есть пока речь идёт только о странах ближнего зарубежья?
– Для того чтобы поставлять продукт на экспорт, необходимо подтвердить заказчику, что данные системы стоят на вооружении силовых структур страны, где они производятся. В перспективе будем рассматривать вопрос по выходу на рынки третьих стран.
У нас есть проект по модернизации танков Т-72 серий А и Б. Помимо этого мы создаём разведывательно-дозорный комплекс, который монтируется практически на любую технику. Модернизируем артиллерийские системы. Мы создали уже такую систему, которая позволяет выстрелить в цель с вероятностью её поражения 95%. Эту систему уже испытали в Казахстане, заказчик очень доволен. Наш южный сосед Узбекистан тоже заинтересовался этой системой, и мы планируем её туда поставлять.
– В настоящее время вы используете уже готовые турецкие технологии. А будет ли чисто казахстанский продукт?
– У нас на данный момент имеется уже конструкторское бюро, где разрабатываются исключительно казахстанский продукт – это система стабилизации стрелкового оружия "Мерген". Аналогичные разработки в мире сейчас есть только у Израиля и США. Если всё пойдёт по плану, мы заявим о себе как об одной из продвинутых компаний. До производства в металле дело дойдёт приблизительно через год-полтора. У нас несколько проектов, у каждого свой график.
– Мы выпускаем приборы и прицелы ночного видения, тепловизионные прицелы, ЛПР (лазерный прибор разведки), в них сочетаются как тепловизионный канал, так и оптический, дальномерный. Помимо этого мы выпускаем дневные оптические прицелы. В современных боевых действиях есть свои особенности, мы их учитываем. К примеру, у нас есть небольшой коллиматорный прицел. Мы его совместили с ПСО – это прицел снайперской винтовки. То есть военнослужащий, который воюет в городских условиях, в случае выхода на большое открытое пространство может стрелять на дальние дистанции, и у него нет необходимости менять прицел. У него уже есть унифицированное оптическое устройство. Это один из наших новых проектов, который в стадии испытаний с нашими заказчиками.