Развитие медиации в здравоохранении очень важно, поскольку часто пациент, обращаясь к услугам врача или медицинской организации, заранее настроен на то, что в любом случае он – пострадавшая сторона, имеющая безусловное право на возмещение вреда, и только суд способен защитить его интересы. Так считает сертифицированный тренер-медиатор КГУ “Қоғамдық келісім” аппарата акима Западно-Казахстанской области Талшин Италиева.

– Сегодня в медицине не хватает квалифицированных конфликтологов-медиаторов. А между тем участники конфликта в сфере оказания медицинских услуг должны иметь возможность выбора разных способов его урегулирования, требующих законодательного закрепления. Обращение к альтернативным способам урегулирования споров носит добровольный характер. Поэтому пациенты, как сторона конфликта, будут обращаться к ним только в том случае, если эта система докажет свою эффективность, – уверена Т. Италиева.

Медиатор считает, что медиация должна быть доступной для большинства граждан как инструмент для личности, способной на самостоятельные действия, признающей и уважающей права другой стороны конфликта и готовой нести ответственность за свой выбор.



– Международная практика по разбору жалоб со стороны пациентов на качество оказываемых медицинских услуг показывает, что механизмы медиации являются наиболее перспективными, – говорит она.

В пример медиатор приводит урегулирование конфликта без судебных исков между управлением здравоохранения ЗКО и молодым пациентом, который, как считают его родители, по вине врачей стал инвалидом ещё в детстве. Сейчас этот пациент уже совершеннолетний.

– За помощью к медиаторам обратились представители облздрава, объяснив, что конкретно в данном случае вины врачей не было. Но родители на протяжении продолжительного времени искали правды в суде, обвиняя медиков в халатности. Мы побеседовали с обеими сторонами конфликта, и нам удалось прийти к соглашению. Молодой человек за счёт государства получает дорогостоящие лекарства на лечение как инвалид, также ему два раза в год предоставляется путёвка в санаторий, – рассказала медиатор Т. Италиева. – Больше у семьи к облздраву претензий нет.

По словам специалиста, порядок проведения медиации определяется с учётом требований статей Гражданского процессуального кодекса РК, Закона Республики Казахстан “О медиации”. Так, при поступлении заявления судья направляет сторонам извещение, в котором в том числе указываются: право сторон окончить дело соглашением об урегулировании спора в порядке медиации, преимущества разрешения конфликта в порядке медиации, необходимость письменно выразить свою позицию по участию в пилотном проекте и предоставление в суд в течение 5 дней письменного соглашения сторон, заключённого с медиатором.

Если стороны не достигли соглашения при проведении медиации, производство по делу возобновляется, и подготовка дела к судебному разбирательству проводится в общем порядке.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter