Два шага к социальной справедливости

Социальная политика Народной партии Казахстана включает два принципиальных шага.

Во-первых, остановить вторую волну "оптимизации" в социальной сфере.

Первая разрушительная волна так называемой оптимизации прокатилась в девяностых годах. Государство, чтобы выжить в кризис, сбросило с себя все социальные обязательства, какие только могло – трудовые гарантии, солидарные пенсии, содержание сотен больниц, школ, детсадов.

Многое оказалось утеряно безвозвратно. Особенно пострадала социальная инфраструктура в сёлах и малых городах. Объекты, раньше работавшие для народа, приватизировали и просто разобрали на стройматериалы. 

В 1991 году в стране было 1821 больничная организация, сейчас, несмотря на интенсивное создание новых, – 750. Школ было 8575, сейчас  – 7398.

Но главная потеря – растраченный кадровый потенциал. Массовый исход специалистов из науки и образования не имел прецедентов. Итоги теперь сказываются на целых поколениях и на всех отраслях. 

Затем пошло восстановление в экономике, и расходы на социалку стали увеличиваться. Социальная политика стала возвращаться в число приоритетов. Однако сейчас мы вновь наблюдаем перелом – набирает силу "оптимизация 2.0". 

Формально расходы на социалку всё ещё беспрерывно растут. Строятся всё новые и новые школы и больницы. Но если разобраться, идут совсем иные процессы.

Во-первых, в трудовой сфере государство вновь оставляет работников один на один с меняющимся рынком труда. Процветает аутсорсинг, аутстаффинг, самозанятость, перевод штатных сотрудников на режим ИП – словом, полулегальное выведение из трудовых отношений, защищаемых гарантиями. Формально есть сильный Трудовой кодекс, но реально из-под его действия выводится большая часть рабочей силы.

Во-вторых, государство снимает с себя обязательства по медицинским расходам. Несмотря на все очевидные системные изъяны системы обязательного медицинского страхования, чиновники проталкивают её внедрение. 

В-третьих, тотально коммерциализируется система дошкольного образования. По сути это уже никакое не образование, а обычная сфера коммерческих услуг.

В-четвертых, по этому же пути идёт среднее образование. Растёт разрыв между школами для всех и платными школами для избранных. 

В-пятых, пенсионная система доказала свою несостоятельность, и очевидно, что подавляющее большинство из тех. кто делает взносы, не накопит на достойную старость. Но государство закрывает на это глаза и продолжает политику обесценивания тенге и накопленных средств.

В-шестых, рост расходов на соцпроекты создает иллюзию борьбы за благополучие. За строительством, ремонтом, закупкой оборудования стоит коммерческий интерес. И до конкретных граждан в виде социальных благ доходит очень малая часть.

Второй пункт – начать реализацию Новой социальной политики.

Строительство социальной системы, которая обеспечивает единство общества, а не его расслоение. 

В трудовой сфере – реализация права на труд и ликвидация "работающей бедности". Политику содействия занятости нужно пересмотреть. Вместо финансирования программ, которые создают только временную занятость и кормят посредников, средства необходимо вкладывать в создание постоянных качественных рабочих мест. В сельском хозяйстве это следует решать через всемерное поощрение личных подворий и кооперативов, повышение их производительности и прибыльности. В промышленности – через создание народных предприятий, капитал которых принадлежит самим трудовым коллективам. 

В образовании сместить приоритет от концентрации на избранных учебных заведениях к обеспечению доступного качественного образования для всех, независимо от региона проживания и достатка. 

Необходимо бесплатное среднее специальное и высшее образование с переходом от ЕНТ к объективным методам оценки знаний и умений.  

Введение профессиональной ориентации как обязательной функции системы образования и ответственных за неё госорганов – совместно министерств образования и труда.

Требуется развитие науки и возвращение престижа научно-исследовательской деятельности. 

В сфере пенсионного обеспечения необходимо восстановление солидарной пенсионной системы, наряду с возможностью добровольных отчислений в негосударственные фонды.

В здравоохранении нужно свернуть эксперименты с медицинским страхованием. Принципы социальной справедливости в здравоохранении должны обеспечивать всем равные условия, чтобы не только получать качественное лечение, но и иметь возможность вести здоровый образ жизни. Это качественное питание для детей,  система санаторно-курортного восстановления для работающих. 

Здоровье нации не улучшится только от дополнительных миллиардов на новые больницы. Нужна система охраны здоровья, начиная с раннего детства. Необходимо кардинальное решение проблемы продовольственной безопасности, связанной с недоступностью качественного сбалансированного питания.

В бюджетной политике следует чётко закрепить, что к социальным расходам относятся только те, которые обеспечивают непосредственные социальные блага гражданам. 

Социальная политика должна работать на народ, а не обслуживать подрядчиков и специалистов по освоению бюджетных средств. 

Народ, земля, справедливость!

Оплачено из избирательного фонда Общественного объединения "Народная партия Казахстана". Использование материала как в исходном формате, так и в виде фрагментов запрещается.

 

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров