Во-первых, остановить вторую волну "оптимизации" в социальной сфере.
Первая разрушительная волна так называемой оптимизации прокатилась в девяностых годах. Государство, чтобы выжить в кризис, сбросило с себя все социальные обязательства, какие только могло – трудовые гарантии, солидарные пенсии, содержание сотен больниц, школ, детсадов.
Многое оказалось утеряно безвозвратно. Особенно пострадала социальная инфраструктура в сёлах и малых городах. Объекты, раньше работавшие для народа, приватизировали и просто разобрали на стройматериалы.
В 1991 году в стране было 1821 больничная организация, сейчас, несмотря на интенсивное создание новых, – 750. Школ было 8575, сейчас – 7398.
Но главная потеря – растраченный кадровый потенциал. Массовый исход специалистов из науки и образования не имел прецедентов. Итоги теперь сказываются на целых поколениях и на всех отраслях.
Затем пошло восстановление в экономике, и расходы на социалку стали увеличиваться. Социальная политика стала возвращаться в число приоритетов. Однако сейчас мы вновь наблюдаем перелом – набирает силу "оптимизация 2.0".
Формально расходы на социалку всё ещё беспрерывно растут. Строятся всё новые и новые школы и больницы. Но если разобраться, идут совсем иные процессы.
Во-первых, в трудовой сфере государство вновь оставляет работников один на один с меняющимся рынком труда. Процветает аутсорсинг, аутстаффинг, самозанятость, перевод штатных сотрудников на режим ИП – словом, полулегальное выведение из трудовых отношений, защищаемых гарантиями. Формально есть сильный Трудовой кодекс, но реально из-под его действия выводится большая часть рабочей силы.
Во-вторых, государство снимает с себя обязательства по медицинским расходам. Несмотря на все очевидные системные изъяны системы обязательного медицинского страхования, чиновники проталкивают её внедрение.
В-третьих, тотально коммерциализируется система дошкольного образования. По сути это уже никакое не образование, а обычная сфера коммерческих услуг.
В-четвертых, по этому же пути идёт среднее образование. Растёт разрыв между школами для всех и платными школами для избранных.
В-пятых, пенсионная система доказала свою несостоятельность, и очевидно, что подавляющее большинство из тех. кто делает взносы, не накопит на достойную старость. Но государство закрывает на это глаза и продолжает политику обесценивания тенге и накопленных средств.
В-шестых, рост расходов на соцпроекты создает иллюзию борьбы за благополучие. За строительством, ремонтом, закупкой оборудования стоит коммерческий интерес. И до конкретных граждан в виде социальных благ доходит очень малая часть.
Второй пункт – начать реализацию Новой социальной политики.
Строительство социальной системы, которая обеспечивает единство общества, а не его расслоение.
В трудовой сфере – реализация права на труд и ликвидация "работающей бедности". Политику содействия занятости нужно пересмотреть. Вместо финансирования программ, которые создают только временную занятость и кормят посредников, средства необходимо вкладывать в создание постоянных качественных рабочих мест. В сельском хозяйстве это следует решать через всемерное поощрение личных подворий и кооперативов, повышение их производительности и прибыльности. В промышленности – через создание народных предприятий, капитал которых принадлежит самим трудовым коллективам.
В образовании сместить приоритет от концентрации на избранных учебных заведениях к обеспечению доступного качественного образования для всех, независимо от региона проживания и достатка.
Необходимо бесплатное среднее специальное и высшее образование с переходом от ЕНТ к объективным методам оценки знаний и умений.
Введение профессиональной ориентации как обязательной функции системы образования и ответственных за неё госорганов – совместно министерств образования и труда.
Требуется развитие науки и возвращение престижа научно-исследовательской деятельности.
В сфере пенсионного обеспечения необходимо восстановление солидарной пенсионной системы, наряду с возможностью добровольных отчислений в негосударственные фонды.
В здравоохранении нужно свернуть эксперименты с медицинским страхованием. Принципы социальной справедливости в здравоохранении должны обеспечивать всем равные условия, чтобы не только получать качественное лечение, но и иметь возможность вести здоровый образ жизни. Это качественное питание для детей, система санаторно-курортного восстановления для работающих.
Здоровье нации не улучшится только от дополнительных миллиардов на новые больницы. Нужна система охраны здоровья, начиная с раннего детства. Необходимо кардинальное решение проблемы продовольственной безопасности, связанной с недоступностью качественного сбалансированного питания.
В бюджетной политике следует чётко закрепить, что к социальным расходам относятся только те, которые обеспечивают непосредственные социальные блага гражданам.
Социальная политика должна работать на народ, а не обслуживать подрядчиков и специалистов по освоению бюджетных средств.
Народ, земля, справедливость!
Оплачено из избирательного фонда Общественного объединения "Народная партия Казахстана". Использование материала как в исходном формате, так и в виде фрагментов запрещается.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5678
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2530
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2618
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2341
- 2
- 27
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2224
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2211
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2280
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2331
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2259
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2248
- 0
- 6