Статистика Covid-19
в Казахстане:
Заразились:
212 809
Выздоровели:
196 342
Умерли:
2 756 (26.02.2021)
Коронавирусная
пневмония:
Заразились:
49 284
Выздоровели:
42 092
Умерли:
622 (26.02.2021)

Авиадебоширы. Как с ними справляются сотрудники Air Astana

Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко

Informburo.kz совместно с Air Astana рассказывает о буйных пассажирах и о действиях экипажа авиакомпании в таких ситуациях.

С нарушителями порядка законопослушные граждане могут столкнуться в самых разных местах, в том числе на борту самолёта во время перелёта, на высоте 10 км, в нескольких часах лёта от пункта назначения. По данным Air Astana, с 2008 по 2020 год на рейсах авиакомпании было совершено 4182 правонарушения. Ежегодно перевозчик фиксирует около 400 случаев девиантного поведения пассажиров, из них до 25 случаев регистрируются как серьёзные, повлёкшие физический вред. К примеру, в 2019 году количество нарушений составило 431, а на октябрь 2020 года таких дебоширов оказалось 258 человек.

Самыми распространёнными нарушениями за текущий год являются курение на борту самолёта (33%), нарушения, связанные с алкогольным опьянением (30%), отказ следовать инструкциям экипажа (29%).

"Самыми "курящими" за этот год оказались рейсы в Актау, Уральск и Шымкент. А вот скандалистами и дебоширами славится авиасообщения из Алматы в Уральск, Актау и Атырау", – сообщила менеджер по отчётам о безопасности Анара Нурпеисова.

Также в последнее время частым нарушением становится нарушение требований санитарных врачей, а именно отсутствие либо неправильное ношение защитной маски на лице. К сведению, в Air Astana за этот год зарегистрировано 72 случая отказа от ношения маски. Маска защищает вас, ваших близких и экипаж от заражения коронавирусом. Это также и долг авиакомпании – обеспечить защиту пассажиров и соблюдение санитарных норм. Необходимо соблюдать как масочный режим в течение всего полета, так и социальную дистанцию в 1 метр во время посадки и высадки из самолета. Нарушители масочного режима/санитарных требований передаются в правоохранительные органы. Кроме того, это карается штрафом в 30 МРП (83 340 тенге).

Каждый из задержанных пассажиров передаётся в руки правоохранительных органов, и в его отношении применяется соответствующая мера наказания. В случае серьёзного нарушения правил безопасности, включая применения физической силы, пассажира включают в так называемый серый список, то есть список недисциплинированных пассажиров, подлежащих контролю и мониторингу в дальнейших полётах. Это означает, что в следующий раз, когда этот пассажир будет покупать билет, он получит письменное предупреждение, что в течение всего полёта он будет под особым пристальным вниманием и контролем со стороны бортпроводников. Его предупреждают, что в случае повтора правонарушения авиакомпания оставляет за собой право отказать ему в дальнейших перевозках. Такова международная практика.

На данный момент в "сером" списке находится 98 пассажиров. Согласно внутренней политике авиакомпании, пассажир может быть исключён из этого списка по истечении трёх лет либо через 12 полётов без деструктивного поведения, в зависимости от того, что наступает раньше.

"На тысячу полётов приходится десять деструктивных пассажиров – это довольно высокий показатель. Общемировой средний показатель – на одну тысячу полётов в год приходится два деструктивных пассажира", – отметила менеджер по отчётам о безопасности Анара Нурпеисова.

Рассказываем, каковы самые распространённые причины, толкающие пассажиров на дебош, и как в таком случае поступают сотрудники авиакомпании.


Самые распространённые причины девиантного поведения

Согласно классификации ИКАО (Международной организации гражданской авиации), авиакомпания делит всех недисциплинированных пассажиров на четыре уровня, и меры применяются также согласно данной классификации:

  • первый – нарушение правил безопасности, а также мелкое хулиганство (пьянство, курение, брань);
  • второй – применение физической силы (в лёгкой форме) в отношении пассажиров и экипажа, причинение вреда имуществу авиакомпании;
  • третий – непосредственная угроза жизни пассажиров и экипажа, том числе с применением оружия;
  • четвёртый – проникновение в кабину пилотов, нанесение тяжких телесных повреждений пассажирам или членам экипажа, захват и угон воздушного судна.
 

Четыре истории деструктивного поведения за 2020 год

  • Май 2020 года, рейс Уральск – Алматы. На борт самолёта взошёл пассажир, чьё неадекватное поведение в течение всего полёта причиняло много дискомфорта другим пассажирам. Всё началось с нарушения покоя соседа, затем дебошир стал донимать впереди сидящего пассажира, в конце концов вылил на него напиток. Вступал в конфликт с другими пассажирами. На замечания экипажа дебошир реагировал адекватно, однако как только он оставался без наблюдения, снова создавал неудобства пассажирам. Летевшие беспокоились за своё здоровье и переживали за детей. Неадекватное поведение нарушителя перерастало в агрессию. Пассажиры требовали его связать. Пассажир был пересажен и находился под контролем бортпроводников, поскольку он представлял угрозу безопасности пассажиров. Сидя, пассажир попытался дотянуться до ручки аварийного выхода, указывая жестом, что откроет дверь. Но его действия были пресечены. По прилёте в Алматы пассажир был передан сотрудникам ЛОВД.
  • 24 сентября 2020 года во время рейса FlyArystan КС 7175 по направлению Алматы – Актау гражданин А. нарушал покой пассажиров, не подчинялся правилам, попытался открыть наружную дверь и даже душить бортпроводника. Находившиеся рядом спортсмены помогли экипажу обездвижить буйного пассажира и следили за ним в течение всего полета. По прибытии в Актау буйного пассажира передали полиции.
  • Ещё один случай дебоша произошёл в октябре 2020 года. После закрытия регистрации на рейс по маршруту Атырау – Кызылорда к указанному выходу подошёл пассажир – девушка, которая опоздала на рейс. Услышав, что ей отказано в перелёте из-за опоздания, она начала громко кричать, нецензурно выражаться, расшвыривать свои вещи. На место были вызваны сотрудники ЛОВД, которые также пытались успокоить несостоявшуюся пассажирку. Однако сотрудника полиции девушка тоже не хотела слушать и продолжала кричать, требовать, чтобы её приняли на рейс. А позже перешла за стойку регистрации (куда пассажирам доступ запрещён). Авиакомпания подала заявление в линейный отдел полиции Атырау и ещё ждет ответа.
  • Октябрь 2020 выдался насыщенным на правонарушения на борту самолёта. Во время полёта на борту самолёта Air Astana загорелась кнопка вызова из туалетной комнаты. Когда бортпроводник подошёл, почувствовал запах сигарет. После проверки уборной персонал обнаружил окурок и пустую пачку. Однако нарушитель не признал своей вины и отказался предъявлять документы. Тогда, по прибытии в пункт назначения, к выходному шлюзу были приглашены представители правоохранительных органов. Они также попросили пассажира предоставить документы, но он вновь отказался и применил физическую силу по отношению к сотруднику полиции. В результате дебошир был арестован и понёс соответствующее наказание.

Согласно законодательству РК, размер штрафа зависит от статьи, по которой будет проходить недисциплинированный пассажир. Например, отказ надевать маску – 30 МРП, хулиганство на борту воздушного транспорта наказывается штрафом в размере до 5 000 МРП, либо исправительными работами в эквивалентном размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 1200 часов, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Ну и, конечно, самую крупную сумму придётся выплатить тому дебоширу, из-за которого самолёт придётся экстренно сажать до прибытия в окончательное место назначения, штраф за такое – от 10 до 200 тысяч долларов, кроме того, с пассажира взимается штраф в размере 30 МРП.