Прямой эфир Новости спорта

«Золотая» монополия

Алматинские компании и фирмы, ввозящие в страну и реализующие ювелирные изделия, недовольны действиями сотрудников Пробирной палаты – филиала АО «Национальный центр экспертизы и сертификации». По словам бизнесменов, акционерное общество, будучи монополистом, «заламывает» за проведение экспертизы изделий из драгоценных металлов и камней баснословно высокие цены. В результате поставщики вынуждены повышать стоимость товаров, а покупатели – переплачивать.

Алматинские компании и фирмы, ввозящие в страну и реализующие ювелирные изделия, недовольны действиями сотрудников Пробирной палаты – филиала АО «Национальный центр экспертизы и сертификации». По словам бизнесменов, акционерное общество, будучи монополистом, «заламывает» за проведение экспертизы изделий из драгоценных металлов и камней баснословно высокие цены. В результате поставщики вынуждены повышать стоимость товаров, а покупатели – переплачивать.

ЗАГНАННЫЕ В УГОЛ

Фото Олега СПИВАКА

Такое завидное, в прямом смысле слова, положение на рынке экспертизы драгметаллов и камней АО «НаЦЭкС», соответственно, и его алматинский филиал Пробирная палата получили в конце 2012 года. Тогда постановлением правительства и были утверждены Правила ввоза на территорию страны драгоценных камней и ювелирных изделий. А начиналось всё со скандала.

«Это постановление было принято только в ноябре 2012 года, вступило в силу в начале 2013, а ввезённый товар запретили с СВХ забирать за полгода до этого, то есть с августа 2012, – рассказывают предприниматели. – Тогда все возмущались и писали в министерства и ведомства о том, что когда мы заключали контракты, не было постановления правительства, оно ещё не вступило в силу, а нам уже не дают забрать своё золото с СВХ. Представляете, в какую копеечку это влетело тем, кто завёз изделия и был вынужден ждать?!»

И это, по словам бизнесменов, было только начало. Практически сразу Пробирная палата выставила предпринимателям такие цены на проведение опробирования и клеймения ювелирных изделий, что это ощутимо ударило по карману.

«В среднем все процедуры, проводимые палатой, обходятся нам в 2–2,5 доллара за одно изделие, – говорят бизнесмены. – Нетрудно посчитать, сколько нам нужно заплатить за партию ювелирных изделий в количестве, к примеру, 8000 штук. Тут встаёт и ещё один вопрос. Согласно Правилам ввоза на территорию РК ювелирных изделий: «Экспертиза (идентификация) ввозимых товаров проводится в течение трёх рабочих дней». Возможно ли за такой короткий срок реально проверить столько изделий? Даже при 12-часовом рабочем дне, без перерывов, на все манипуляции с изделием должно уходить менее минуты!»

В Пробирной палате же говорят, что успевали и успевают проводить за три дня гораздо большее количество экспертиз.

«Даже 10–15 тысяч единиц товара – это не большая партия, – сообщили в АО. – Мы проводим экспертизы и на большие объёмы в установленные сроки. Штатная численность Пробирной палаты 19 человек, и это, не считая экспертов из филиалов Усть-Каменогорска и Астаны, которых мы тоже можем привлекать к проведению экспертизы».

В СПИСКЕ МОНОПОЛИСТОВ НЕТ

Довольно быстро устав мириться с высокими, по их мнению, тарифами, бизнесмены стали регулярно обращаться в Агентство по защите конкуренции.

– Получается, что организация с частной формой собственности произвольно и бесконтрольно устанавливает монопольные цены на обязательные для предпринимателей услуги пробирования и клеймения, – говорят они.

После первого же обращения был получен ответ: «… АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» в государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, не состоит. В связи с чем рассмотреть действия данной компании на предмет злоупотребления доминирующим положением в части установления, поддержания монопольно высоких (низких) цен не представляется возможным».

«Но простите, – возмущаются предприниматели, – а кто должен инициировать внесение АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» в реестр монополистов, если не Антимонопольное агентство? Тем более что даже на своём официальном сайте в Интернете они открыто заявляют, что «Акционерное общество «НаЦЭкС» – единственное предприятие на казахстанском рынке по оказанию комплекса услуг в области стандартизации, метрологии и сертификации продукции, услуг, систем менеджмента и других…». Они ведь и сами этого не скрывают».

Не скрывают, но не согласны с претензиями бизнесменов.

«АО «НаЦЭкС» с 2000 года уполномоченная государством организация, которая предоставляет услуги опробирования и клеймения ювелирных изделий в РК. Однако с тех самых пор и до сегодняшнего дня сохранило согласованные с АЗК и утверждённые Госстандартом РК тарифы на свои услуги, несмотря на инфляцию и временные сроки», – пояснили в Пробирной палате.

С момента первого обращения в Антимонопольное агентство прошёл почти год, однако ничего так и не изменилось. Ответы бизнесменам по-прежнему сводятся к тому, что происходящее – мера временная и вынужденная, а Министерство индустрии и новых технологий вообще прорабатывает варианты либо вернуть Пробирную палату в госсобственность, либо передать оказание данного вида услуг в конкурентную среду. И добавляют, что «…в настоящее время окончательная позиция по данному вопросу не выработана».

А тем временем Пробирная палата шагает дальше.

«Сейчас на территории филиалов АО «НаЦЭкС» созданы СВХ, и за хранение наших грузов здесь установлены тарифы, превышающие тарифы других складов временного хранения за аналогичные услуги, – говорят бизнесмены. – Учитывая, что ввозимые в Казахстан ювелирные изделия в обязательном порядке должны пройти экспертизу, мы вынуждены пользоваться услугами этих СВХ на безальтернативной основе».

В Пробирной палате этим претензиям удивлены не менее чем и всем остальным, и уверяют, что никого не принуждают пользоваться только их СВХ. А создали его для того, чтобы исключить лишние затраты предпринимателей на сопровождение грузов с вооружённой охраной, что является услугой далеко не дешёвой.

«Что касается тарифов на хранение товара у нас, то это стоит 600 тенге в сутки, как и в большинстве СВХ по городу, – сообщили в Пробирной палате. – Да, в аэропорту, к примеру, это стоит 500 тенге в сутки, но в период нашего открытия цены у них были в 2 раза выше».

НА ВИДНОМ МЕСТЕ

А решение возникшего конфликта, как это часто бывает, всё это время лежит на поверхности. Желающих составить здоровую конкуренцию АО «НаЦЭкС» в проведении экспертиз ювелирных изделий предостаточно, только дайте аккредитацию. Об этом сразу же после принятия постановления правительства в 2012 году на одном из совещаний по вопросам взаимодействия заявил один из самых крупных игроков казахстанского ювелирного рынка «Казахювелир».

«Но им было отказано, – рассказывают бизнесмены. – Предлог был прост: у «НаЦЭкС» уже есть филиалы по всей республике, а значит, им и карты в руки».

Между тем в «Казахювелире» сообщили, что они и сегодня по-прежнему не против выйти на рынок проведения экспертизы ювелирных изделий, но аккредитации так и не получили.

«Сейчас все эти вопросы прорабатываются, и мы надеемся, что уже к середине года они будут решены, а разногласия урегулированы», – сообщили в компании.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров