Прямой эфир Новости спорта

Вокруг Кашагана

О судьбе штрафных миллиардов за аварию на Кашагане, систематической гибели птиц и каспийского тюленя, а также необходимости запретить зимнюю навигацию в море говорилось в нефтяной столице на обсуждении экологических планов оператора Кашаганского месторождения на 2015 год.

О судьбе штрафных миллиардов за аварию на Кашагане, систематической гибели птиц и каспийского тюленя, а также необходимости запретить зимнюю навигацию в море говорилось в нефтяной столице на обсуждении экологических планов оператора Кашаганского месторождения на 2015 год.

И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ?

В начале года Жайык-Каспийский департамент экологии потребовал с компаний NCOC и «AgipKCO» возмещение нанесённого окружающей среде ущерба, который специалисты оценили в 134,2 млрд тенге. Причиной многомиллиардной претензии стали аварии 24 сентября и 9 октября 2013 года на трубопроводе Кашаган – завод «Болашак», сопровождавшиеся утечкой сероводорода и сверхнормативным сжиганием на факелах попутно-пластового газа.

Нарушители природоохранного законодательства пытались оспорить выводы экологов в суде, но проиграли, и 29 апреля этого года экономический суд признал требования экологов о возмещении суммы ущерба законными. Проигравшая сторона обжаловала решение экономического суда, однако апелляционная, а затем и кассационная коллегии также подтвердили обоснованность претензий экологов.

Судебные акты вступили в законную силу, и нефтяники уже выплатили часть суммы – административный штраф. Однако другую, причём большую часть суммы, состоящую из возмещения ущерба и штрафа за сверхлимитные выбросы, компании продолжают оспаривать в Верховном суде.

Между тем есть основания полагать, что штрафная сумма так и не попадёт в бюджет государства. В кулуарах общественных слушаний сообщили, что «наверху» рассматривают возможность разрешить ситуацию вокруг выплаты колоссальной суммы путём взаиморасчёта.

Дело в том, что в Соглашении о разделе продукции по Кашаганскому месторождению оговорена нулевая ставка по НДС для компании-оператора и её агентов. Но, несмотря на это, фискальные органы на протяжении 10 лет якобы продолжали взимать НДС с участников проекта.

Теперь, когда встал проблемный вопрос о возврате из государственной казны «ошибочно» взысканных сумм, его можно разрешить путём взаиморасчёта, просто списав многомиллиардный штраф.

Кроме того, как проинформировали общественность представители NCOC, Жайык-Каспийский департамент экологии ходатайствует отложить дальнейшее рассмотрение судебной тяжбы, пока не закончится реорганизация компании. Дело в том, что несколько месяцев назад семь компаний-участников Северо-Каспийского проекта договорились перейти от операционной системы к единой консолидированной совместной компании. Ожидается, что процедура реорганизации завершится к концу текущего года.

ЗА КАСПИЙСКИМ ТЮЛЕНЕМ ПРОСЛЕДЯТ ИЗ КОСМОСА

Что касается непосредственной темы слушаний – природоохранных мероприятий – то на них в 2015 году NCOC намерена выделить 2 млрд тенге.

В частности, в рамках запланированных работ намечены традиционные исследования уникального тюленьего стада Каспийского моря. Докладчик – специалист NCOC Сагиден Ербулеков – сообщил о продолжении изучения миграционных путей тюленей с использованием спутниковых меток, их состояния, а также состояния кормовой базы. Эти научно-исследовательские работы начались ещё в 2005 году, результаты которых опубликуют в отдельной книге, выпуск которой состоится в конце этого года.

ЛЕДОКОЛ ТЮЛЕНЮ НЕ ТОВАРИЩ

К числу вредных факторов, способствующих гибели тюленей, в частности, относится потепление климата. В особо тёплые зимы лёд в северной части Каспийского моря либо вовсе не схватывается, либо рано тает, а, как известно, тюлени производят потомство именно на льду. Рождение каспийских тюленят (бельков) приходится на конец января – начало февраля. В это время льды Северного Каспия превращаются в этакие природные родильные дома – места лежбищ тюленей. Постепенно в период кормления, роста и развития белая шубка белька с линькой меняет окрас, и щенок становится маленькой копией взрослого тюленя-сиваря. Не все тюлени успевают «сбросить шубку» на льду, поэтому линька продолжается на островах и шалыгах.

В этот период тюлени очень уязвимы, поэтому ещё одной угрозой их существования является активное судоходство. Ежедневно воды Каспийского моря бороздят десятки судов: зимой это в основном суда нефтяных компаний, занимающихся разработкой Кашаганского месторождения, причём как караваны, так и отдельные суда передвигаются вслед за ледоколами, прокладывающими путь.

«Зелёные» неоднократно заявляли о гибели тюленей и особенно молодняка в зимнее время. Одинокий белёк, оказавшись без мамы в морской воде, быстро погибает. По мнению экологов, ледоколы десятками давят тюленей, а уцелевших добивают винтами следом плывущие суда. И поскольку каждая самка каспийского тюленя производит на свет одного щенка в год (редко – двух), при такой низкой численности смерть каждой половозрелой самки только ускоряет исчезновение вида.

Нефтяники своё участие в истреблении тюленьего стада, разу­меется, отрицают. Оказывается, каждый капитан специально проинструктирован на случай, если на его пути встретится лежбище ластоногих. Он обязан обойти их почти за километр и сообщить об этом по рации коллегам. Но, насколько точно следуют инструкциям капитаны, остаётся только гадать.

На слушаниях нефтяники также заверили присутствующих о проведении постоянного мониторинга для своевременного изменения навигационных маршрутов при обнаружении таких зимних лежбищ. Однако известный специалист-ихтиолог Бостан Сулейменов поставил под сомнение практическую пользу этих исследований и заявил о необходимости вообще прекратить зимнее судоходство. По его мнению, гибель особей просто неизбежна. Но, как тут же парировали нефтяники, остановка зимней навигации – задача невыполнимая.

ДЕЛО ЯСНОЕ, ЧТО ДЕЛО ТЁМНОЕ

Напомнили нефтяникам и неоднократные факты гибели птиц как на объектах консорциума, так и в непосредственной от них близости. По мнению Бостана Сулейменова, истинные причины гибели пернатых скрываются.

Впрочем, на Каспии гибнут не только птицы. Вот далеко не полный перечень наиболее «громких» каспийских ЧС, весьма напоминающий сводки с мест ведения затяжных боевых действий.

Май 1998-го – на берегу Каспийского моря обнаружено порядка 10 миллионов мёртвых птиц, принадлежащих 27 видам, в основном уток и чаек.

В том же 1998 году на Каспии зафиксировано очень странное и необычное поведение тюленей. Морские звери, жившие в акватории Каспия ещё со времён ледникового периода, стали выходить из воды на сушу и нападать на людей. Предположение, что причина «бешенства» морских зверей и гибель птиц связаны с загрязнением среды их обитания из-за роста добычи и переработки нефти, нефтяные компании и представители власти оперативно похоронили.

Весна 2000-го – массовая гибель тюленей. По данным астраханских учёных, погибли 11 тысяч особей. В Казахстане численность погибших морских млекопитающих тоже исчислялась тысячами. Чтобы сжигать тушки умерших животных, пришлось задействовать солдат погранвойск. Однако вместо серьёзного и досконального расследования власти предложили общественности результаты экспертиз, согласно которым причиной массовой гибели тюленей якобы стала эпидемия чумки.

Середина мая 2001 года – по всей акватории Среднего и Южного Каспия было обнаружено гигантское количество погибшей кильки. Однако, ссылаясь на мнение экспертов, информационные государственные агентства поспешили отметить, что к гибели кильки нефтяные компании отношения не имеют. А причиной мора назвали появление в акватории Каспия медузы-вселенца из Чёрного и Азовского морей, которая перекочевала оттуда, судя по всему, вместе с кораблями.

Далее октябрь 2003 года – массовая гибель перелётных птиц на Северном Каспии в районе буровых работ компании «AgipKCO». После ЧП, не дожидаясь создания комиссии с участием представителей местных контролирующих органов, аджиповцы решили уничтожить следы происшествия и кремировали большинство тушек птиц. Словно в насмешку представители «AgipKCO» заявили тогда, что причиной гибели пернатых стала усталость после долгого перелёта.

Между тем в Каспийском море массовую гибель тюленей и осетровых стали фиксировать практически ежегодно. Так, например, в апреле 2006 года к побережью Мангыстауской области волнами прибило более двух тысяч рыб осетровых пород и 337 тюленей.

И, наконец, в июне 2013 года на ближайших от устья Урала островах, именуемых Зюйдвестовыми шалыгами, обнаружено 1200 тушек черноголового хохотуна и чегравы – разновидностей чаек, занесённых в Красную книгу. Причина массового мора до сих пор покрыта мраком неизвестности.

Населения Прикаспийских регионов в этом «чёрном списке» пока что нет.

«ЗАЧЕМ МЫ ЗДЕСЬ СОБРАЛИСЬ?»

Кроме того, выделенные на природоохранные мероприятия средства пойдут на исследование состояния воздуха, почвы, донных отложений, грунтовых и подземных вод, а также искусственных островов в Каспийском море. На аналогичных слушаниях в Актау представители консорциума сообщили о просадке (на 1–2 мм в год) грунта таких островов, зафиксированной датчиками. Нефтяники связывают это с естественным циклом изменения уровня Каспийского моря, а потому считают, что никаких поводов для беспокойства нет.

Возвращаясь к прошлогодней аварии на нефтепроводе, из-за которой реализация «проекта века» застыла на неопределённый срок, директор по корпоративным услугам NCOC Мурат Мукашев проинформировал, что по строительству нового трубопровода будут проведены другие слушания и разработана оценка воздействия на окружающую среду проекта.

Напомним: ещё в начале этого года NCOC официально признала необходимость замены всего трубопровода – и нефтяного, и газового. Общая протяжённость каждого из них составляет порядка 90 км – по дну Каспийского моря и по суше. Сейчас назвать конкретную дату возобновления коммерческой добычи кашаганской нефти уже никто не рискует.

А один из самых активных представителей общественности – академик НАН РК Муфтах Диаров – сделал замечание докладчикам об отсутствии конкретных ответов о масштабах и последствиях прошлогодних аварий на трубопроводе, после чего проведение NCOC общественных слушаний бессмысленно.

– Какой смысл обсуждать природоохранные мероприятия на будущий год, если непонятно, что произошло в этом году? Зачем тогда мы здесь собрались? – поддержали аксакала некоторые из присутствующих в зале.

Вопрос, конечно, рито­ри­ческий…

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров