Генеральный прокурор Жакип Асанов отметил один из недостатков правоохранительной системы в Казахстане.

Органы следствия, имея полномочия по прослушке или слежке за человеком, ведут негласные действия, чтобы найти какую-то зацепку. Но если подозрения не подтверждаются, то закрывают дело, а человек даже и не знает, что за ним следили или прослушивали.

"Мы меняем этот порядок. И после решение суда по делу следствие должно направить письмо о том, что за ним проводились какие-то негласные действия. Если человек посчитает, что это было незаконно или ему причинён ущерб, то он вправе обратиться в суд. Конечно, мы не всегда будем запрашивать санкцию и суд сто раз подумает, прежде чем выдать санкцию, поскольку будет нести за это ответственность", – сказал Жакип Асанов, представляя в Мажилисе законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности".

Указал он и на другой недостаток проведения следствия в Казахстане, устранить который также призван новый законопроект.

"Начали уголовное дело, кого-то признали подозреваемым. Арестовали не только его имущество, его самого арестовали. А потом выясняется, что он ни при чём. Теперь дело надо закрыть. Так по идее? Но здесь больших два минуса для следствия, прокуратуры: плохой показатель – фиксируется нарушение прав человека, второе – раз плохой показатель, то надо наказать кого-то. А как это? Он же незаконно привлёк к уголовной ответственности. Поэтому что делают? Начинают искать другие зацепки. (...) На открытии сессии глава государства подверг жёсткой критике нас, сказал, что дело заводим по одному факту, но, ничего не найдя, начинаем копать везде. Оно так и есть. Законопроект исключает такую практику, чтобы опять было понятно. Если кому-то предъявили подозрение по хулиганству, то не имеют права проверять финансовую деятельность его компании. При чём тут компания? К сожалению, это недостаток общий – всей правоохранительной системы, в том числе и прокуратуры", – отметил генпрокурор.

Асанов рассказал депутатам о системе противовеса в уголовном процессе, популярно объяснив его принцип депутатам.

"Мы куда стремимся? В число 30 развитых государств! В них следствие, прокуратура и суд имеют чёткое деление зоны ответственности. Никто никого не дублирует, каждый занимается своим делом. У каждого работает система сдержек и противовеса. Вот у нас кто готовит законопроекты? Правительство! Вносит куда? К вам! Но закон, опять-таки, не вступает в силу, не вводится в действие, пока глава государства не подпишет. Так работает система сдержек и противовеса во всех цивилизованных странах, в том числе и в Казахстане. Такой же принцип должен быть в уголовном процессе", – сказал Жакип Асанов.

В уголовном процессе развитых стран следствие собирает фактические данные. Являются они доказательствами или нет – решает суд, отметил генпрокурор. Прокуратура же даёт правовую оценку этим доказательствам, признаёт кого-то подозреваемым, квалифицирует деяния, если человек согласен с тем материалом, который собрало следствие. Прокуратура составляет обвинительный акт, передаёт в суд. И в суде обеспечивает государственное обвинение.

"Неправильно, когда прокуратура во время следствия ограничивала права человека. Во всех цивилизованных странах ОЭСР это делает суд. В рамках этого проекта мы всё отдаём в суд. Прокуратура – это сторона обвинения. А она не должна иметь преимуществ перед стороной защиты. Это основополагающие принципы, куда мы стремимся", – добавил Жакип Асанов.

Ранее Жакип Асанов указал на неразумность действий со стороны правоохранительных органов в уголовных делах. Он привёл в пример простую кражу телефона и уточнил, сколько дней потребуется на наказание преступника. Он отметил, что требуется 48 дней до вынесения приговора, ещё 15 дней, пока приговор вступит в силу в том случае, если он не будет обжалован

В проекте определены пять ключевых направлений – усилить уровень защиты прав человека, повысить состязательность сторон, упростить процедуры расследования и обеспечить экономию процесса, расширить судебный контроль и исключить дублирование и чётко распределить полномочия между органами следствия, прокуратурой и судами.

Проект закона также предусматривает расширение полномочий адвокатов. Они смогут через судью заставлять следователей проводить нужные им осмотры, обыски, эксгумацию и другие следственные действия. Сейчас они могут проводить только экспертизу и выемку документов.

Разработчики законопроекта уверяют, что весь уголовный процесс станет прозрачным после перевода в электронный формат, а подделать доказательства будет невозможно.

В августе сообщалось, что в Казахстане ведётся масштабная работа по реформированию уголовного процесса.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter