Прямой эфир Новости спорта

Суд над вайнерами Туребаевым и Шерниязовым в Алматы: что стало известно на предварительном слушании

Некоторые подсудимые сами стали жертвами финансовой пирамиды: они вкладывали в неё десятки миллионов тенге.

В Алмалинском районном суде Алматы началось предварительное слушание по делу о создании и управлении финансовой пирамидой Mudarabah Capital. 

Заседание состоялось в онлайн-режиме. В судебном процессе через приложение Zoom участвовали 100 человек. Из-за ограничений по количеству участников трансляции не все желающие смогли подключиться, поэтому некоторые адвокаты и подсудимые ходатайствовали о проведении суда в режиме офлайн. 

На скамье подсудимых оказались: 

  • руководитель ТОО "Astex.kz" Алмас Курмангалиев;
  • руководитель ТОО "Mudarabah Capital" Руслан Бурканов;
  • одна из создательниц финпирамиды Дания Рахимова;
  • учредитель ТОО "Mudarabah Capital" Андрей Ча;
  • бывший финдиректор ТОО "Mudarabah Capital" Тимур Рустемов;
  • учредитель ТОО "Mudarabah Capital" Самат Касенов;
  • юрист Нурлан Султанбаев;
  • вайнер и учредитель ТОО "Mudarabah Capital" Мейирхан Шерниязов;
  • вайнер и учредитель ТОО "Mudarabah Capital" Мейржан Туребаев;
  • учредитель ТОО "Mudarabah Capital" Биржан Жармухамед;
  • создатели финпирамиды Ерлан и Ержан Мансуровы. 

Ещё два фигуранта дела, Адлет Ораз и Азизжан Саидбаев, по-прежнему находятся в международном розыске.

Судьёй на процессе будет Камшат Саурова.

Алмас Курмангалиев на суде сообщил, что подписал документ об ознакомлении с материалами дела под давлением. При этом некоторые выплаты потерпевшим увеличили и поставили срок до 18 января.

"По данным моего бухгалтера, если брать инвесторов Mudarabah Capital, безналичным расчётом выплатили 97,9 млн, а наличным – 676,7 млн тенге. Хотя в экспертизе сумма меньше – 516 млн. В связи с этим период выплат ограничен до 18 января 2021 года. В этой связи экспертиза выбрана неправильно. Судом нужно провести новую экономическую экспертизу", – сказал подсудимый. 

Алмас Курмангалиев также ходатайствовал, чтобы его перевели под домашний арест, поскольку он страдает онкологическим заболеванием. Он добавил, что очные ставки провели не со всеми вкладчиками-инвесторами, а только с тремя из них.

Адвокаты Курмангалиева и братьев Мансуровых поддержали ходатайство о переводе под домашний арест: у Курмангалиева несовершеннолетние дети и онкологическая болезнь, а у Мансуровых – больная мать. Также адвокаты отметили, что сумма ущерба указывается со слов потерпевших, а не на основе данных экономической экспертизы. По заявлению защиты, в обвинительном акте в сумме выплат не указали и не отняли уже погашенные долги.

Руслан Бурканов в своём выступлении извинился перед вкладчиками.

"Я хотел бы извиниться перед вкладчиками как директор Mudarabah Capital. Я хотел бы сказать, что мы всё вернём. Я вам обещал, я вам слово даю, потерпите чуть-чуть, просто руки связаны", – сказал он. 

Он также задался вопросом, почему не заключены под стражу Дания Рахимова, в компанию которой уходили деньги вкладчиков, и Чингис Курмангалиев. Его позицию поддержали некоторые подсудимые и адвокаты.

Руслан Бурканов попросил провести дополнительное расследование, так как он занимался лишь рекламой компании. 

Адвокат Дамир Жанабеков заявил, что его подзащитные Мейирхан Шерниязов и Андрей Ча на самом деле являются потерпевшими. Он отметил, что им нельзя вменить статью 217 УК РК – "Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой", а также статью 262 УК РК – "Создание и руководство организованной группой, преступной организацией, а равно участие в них".

"По Мейирхану Шерниязову следствие просто криминализировало его рекламную деятельность, применив в отношении него объективное вменение. Оно нормами уголовного закона запрещено", – сказал адвокат.

Дамир Жанабеков отметил, что нет доказательств, подтверждающих факт нарушения его подзащитными статьи 262 УК РК. Он напомнил, что финансовую пирамиду в 2019 году создали Алмас Курмангалиев, Ерлан и Ержан Мансуровы, Дания Рахимова, а в 2020 году к ним присоединился Адлет Ораз. В мае 2020 года Ораз привлёк Мейирхана Шерниязова для рекламной кампании. Шерниязов, по словам адвоката, не занимался сбором и перераспределением денег вкладчиков – согласно уставу компании это могли делать только гендиректор, председатель или финансовый директор, а не учредитель. Более того, Мейрхан Шерниязов сам внёс в финансовую пирамиду 36 млн тенге. 

Андрей Ча также, по версии адвокатов, является жертвой, так как вложил в пирамиду 23 млн тенге. В компании он был маркетологом, распространял рекламу в социальных сетях.

Адвокат отметил, что данных о вкладах его подзащитных в материалах дела нет. Он считает, что его клиенты должны перейти из статуса обвиняемых в статус потерпевших.

Дамир Жанабеков также отметил, что ТОО "Mudarabah Capital" – это агент, который за вознаграждение привлекал клиентов для ТОО "Astex.kz", компания также не участвовала в тендерах и госзакупках и не привлекала доходы из бюджета. 

Адвокат Тимура Рустемова призвал перевести своего клиента под домашний арест. Он указал, что Рустемов сам вложил в финпирамиду 40 тысяч долларов. В материалах дела этот факт не упомянут. При этом Тимур Рустемов с августа по октябрь был финансовым директором ТОО "Mudarabah Capital", но никаких дополнительных бонусов или прибыли не получил, только зарплату. Также стало известно, что Тимур Рустемов сообщил о нарушениях, после чего Руслан Бурканов отстранил его от должности. 

Сам Тимур Рустемов заявил, что на него оказывали давление, а органы следствия и представители исправительной системы якобы вымогали у него деньги.

Мейржан Туребаев в своём ходатайстве попросил признать его жену Дану Есееву общественным защитником. Эту просьбу суд удовлетворил. Также он попросил вернуть дело прокурору. По его мнению, в деле есть существенные нарушения. 

Адвокат вайнера Ролан Мурадов отметил, что следствие опросило не всех фигурантов и изъяло не все документы. Он также попросил изменить Туребаеву меру пресечения на менее строгую, решить вопрос о подсудности и возврате дела прокурору.

Ролан Мурадов и ещё несколько адвокатов настаивали на том, что бухгалтеры Нурпеисова и Нуралиева, а также менеджер Снегирёва должны быть на скамье подсудимых, так как именно через их руки проходили денежные суммы. Сейчас они лишь свидетели. При этом, по словам адвоката, бухгалтерские документы и данные о выплатах вкладчикам изучены не полностью, лишь для соблюдения формальности.

Адвокат Нурлана Султанбаева Сергей Ким сообщил, что его подзащитный занимался юридическими вопросами. Он отметил, что важный массив данных для процесса был утерян, аудит не провели, некоторые документы не предоставили и не проанализировали, хотя в ноябре адвокаты ходатайствовали о проведении проверки. Защитник пожаловался, что получил обвинительный акт от коллег, а не напрямую. Сергей Ким также подчеркнул, что его подзащитный уже восемь месяцев находится в изоляции, хотя мог бы пребывать под домашним арестом. По его словам, один из доводов прокуратуры состоит в том, что Нурлан Султанбаев не возвращает деньги потерпевшим. 

Адвокат Дании Рахимовой отметила, что её подзащитной не провели очную ставку с Курмангалиевым и братьями Мансуровыми, а также не исследовали её подпись с помощью почерковедческой экспертизы. По её словам, следователи скрыли, что компания Astex.kz существовала ещё с 2014 года, тогда как Дания Рахимова пришла туда работать позже. 

Опросить всех присутствующих в течение рабочего времени суду не удалось, поэтому продолжение заседания отложили до 14.30 23 декабря.

По данным прокуратуры, по делу наложили аресты на 41 объект недвижимого имущества, три автомашины, девять банковских счетов и разные доли в уставном капитале 16 компаний.

В апреле 2022 года вайнеров (блогеров, снимающих короткие видеоролики) Мейржана Туребаева и Мейирхана Шерниязова задержали по делу о финансовой пирамиде Mudarabah Capital. Среди подозреваемых ещё один вайнер – Азимжан Саидбаев.

Фигуранты дела снимались в рекламе Mudarabah Capital. Организацию признали финансовой пирамидой, а её руководителя задержали.

В апреле 2022 года одна из вкладчиц Mudarabah Capital совершила самоподжог перед зданием МВД в Нур-Султане. Её семья потеряла около 20 млн тенге, вложив средства в финансовую пирамиду.


Читайте также:


 

Новости партнеров