– Переезжаю в Алматы, хочу там свой бизнес открыть.
– Почему не в Павлодаре?
– Город маленький, да и занято уже всё…

(Из общения двух молодых людей на одном из павлодарских форумов)

В областной палате предпринимателей с таким мнением категорически не согласны. Здесь считают, что для успешного стартапа вполне подойдёт и Павлодар с населением 330 тыс. человек.

– В Алматы рынок больше, но сможет ли начинающий предприниматель обратить внимание этого рынка на свой товар или услугу? – рассуждает начальник отдела аналитики палаты предпринимателей Павлодарской области Сакен Ордабаев. – В провинции возможностей больше: начинающий бизнесмен многих знает, ему гораздо проще найти партнёра. Причём не в западном понимании этого слова, а того, кто может оказать реальную поддержку. Если брать наш город, то мы не очень-то искушены какими-то новинками, однако потребность в них есть.

СТРАХ НИШИ

Не согласны в палате и с расхожим мнением, что все ниши на местном рынке давно уже заняты и пробиться туда невозможно.

– Сложно, но вполне возможно, – уверен Ордабаев. – Загруженность этой ниши свидетельствует лишь о наличии спроса на эти товары или услуги. Если на этом сегменте рынка присутствует большое количество компаний, значит, эта ниша растёт. Да, её сложно занять, но делать это можно и нужно.

– Даже в торговле одеждой?

– Что мешает начинающему предпринимателю взглянуть на это под иным углом? Каждый павлодарец в курсе, что торговые центры накручивают сотни процентов. Почему бы не торговать этими же вещами дешевле? Сейчас, в век интернет-технологий, это вполне возможно. Достаточно зайти на сайты, где продаётся брендовая одежда, и сделать заказ. Для закупа товара на первых порах будет достаточно и 200 тыс. тенге. Да, это будут «стоковые» вещи по уценённой стоимости, но это будет одежда от всемирно известных брендов, гарантирующих качество. Конечно, нужно учитывать и стоимость транспортировки, но в любом случае конечная цена будет намного ниже. В городе есть ребята, которые организовали такую торговлю и заняли свою нишу на казалось бы перенасыщенном рынке.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Как отмечают в палате предпринимателей, для открытия собственного бизнеса стартаперам вовсе не обязательно влезать в кредиты. Первоначальный капитал можно заработать и самостоятельно.

– На самом деле отсутствие стартового капитала для большей части молодых предпринимателей – отговорка, – считает Сакен Ордабаев. – Стоит сказать, что у меня нет денег. Молодые люди не верят в собственные силы. Есть масса примеров, как ребята сами зарабатывали первоначальный капитал. К нам за поддержкой обратились стартаперы, которые собираются продвигать рекламные услуги. Казалось бы, вот уж точно, где все ниши заняты, куда никак не пробиться. Ребята это осознают и собираются предлагать потенциальным клиентам такие фишки, которые в Павлодаре ещё не использовались. При этом эффект от них может быть гораздо выше, чем от традиционных видов рекламы. Для реализации этого проекта им потребуется стартовый капитал, где-то около 800 тыс. тенге. Но они эти деньги заработали сами, предоставляя клиентам те же рекламные услуги, но которые не требовали от них каких-либо капиталовложений. Другими словами, заработали, используя лишь свои интеллектуальные способности.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter