Как заявил глава крестьянского хозяйства "Пернебай и К" Кабланбек Жумабек повышение цен на дизельное топливо в Казахстане в первую очередь отразится на себестоимости сельскохозяйственной продукции.

"Эта цепочка, взаимосвязанная между собой. Всё производство держится на дизтопливе, мы АИ-92 не заливаем в трактора, а заливаем солярочное топливо. Это означает, что повышение цен на дизтопливо на всё сельскохозяйственное производство отразится, на выращивание сельхозкультур, выращивание скота, корма", - посетовал он.

Позитивным моментом аграрий считает объёмы дизтоплива, выделяемые государством по льготной цене.


Глава крестьянского хозяйства "Пернебай и К" Кабланбек Жумабек

Фото из социальных сетей
Глава крестьянского хозяйства "Пернебай и К" Кабланбек Жумабек

"Хорошо, что у нас государство субсидирует солярку. Этот момент есть позитивный. Оставили льготную солярку для крестьянских хозяйств по 85 тенге. Она на весенне-полевые и осенне-полевые работы выделяется. Этот объём сглаживает 70-80% потребности. Я так думаю, если судить лично по своему крестьянскому хозяйству. Но всё равно будут посредники, которые поставкой занимаются. Мы производим и отдаём свою продукцию. Нужно учитывать ещё тех, кто перерабатывает её. Они же не имеют доступа к льготной солярке", - высказал своё мнение Кабланбек Жумабек.

"Без льготного топлива нам совсем тяжело будет. Если вот так не будут нас поддерживать с обеспечением ГСМ, то мы придём к финишу. Главное, чтобы этот объем не урезали на следующий год. Хотелось бы чуть в больших объёмах получать его. Если отправили коммерческую солярку в свободное плавание, то думаю следует хотя бы на 20% повысить выделяемые объёмы льготного топлива. Если нам давали 5-6 тонн, то теперь нужно будет, думаю, как минимум 6-7 тонн на гектар.

Директор ТОО Агрофирма "Родина" Иван Сауэр в свою очередь отметил, что в настоящее население пребывает в шоке из-за повышение цен на продовольствие.

"У всех шок и справедливый шок. Я тоже там не увидел больших оснований, чтобы так резко надо было поднимать цены, хотя цены подняли не аграрии, а посредники. Естественно мы хотели бы соответствующих партнёрских отношений и от других участников рынка. В честь чего это вдруг они начали поднимать цены (на дизельное топливо – Авт.) при падении мировых (цен на нефть –Авт.)?" – возмутился он.

Аграрий подчеркнул, что цены на производимое продовольствие не поднимали "ни на тиын за последние два года". Он добавил, что все поставщики подняли цены на запчасти, на упаковочные материалы и так далее.

"Мы этого не делали, потому что сейчас не лучшие времена для страны, чтобы вот так вот баловаться. Почему нефтяники должны это делать? Я думаю, что все должны работать по правилам", - высказал своё мнение Иван Сауэр.

Он напомнил про то, что в августе 2015 года в Казахстане национальную валюту также отпустили в свободное плавание. По его мнению, у многих была "истерика" из-за того, что рубль подешевел. По его словам сами производители просили отказаться от регулирования курса нацвалюты. Теперь, по мнению агрария, не совсем правильно требовать государственной поддержки.


Директор ТОО Агрофирма "Родина" Иван Сауэр

Фото Informburo.kz
Директор ТОО Агрофирма "Родина" Иван Сауэр

"Когда возникают какие-то определённые трудности, проблемы, многие на этом начинают злоупотреблять. Отпустили цены, это не значит же, что завтра должны все цены подниматься", - пояснил свою позицию он.

По словам Ивана Сауэра, после скачка курса доллара в Казахстане аграриям тяжело приходиться вести свои дела.

"И топливо тоже с каждым годом, с каждым периодом дорожает. Удешевлённое топлива, которое государство регулирует, нам не хватает. Мы покупаем со свободного рынка. Данным давно дорогое топливо уже. Мы покупаем подорожавший газ, очень сильно подорожавшие запасные части, упаковочные материалы, различные кормовые добавки. У нас высочайшая степень импортозависимости и всё это мы покупаем уже целый год по очень дорогим ценам. Я понимаю импортозависимость, но когда отечественные товары ни с того ни с сего резко дорожают, вот это трудно понять", - поделился своим мнением фермер.

Выходом из ситуации Иван Сауэр видит обеспечение агропрома Казахстана топливом по фиксированной цене.

"В канун уборочных работ не самое подходящее время играться с ценами на топливо. Дизельное топливо у нас очень серьёзное составляющее. Выделенного топлива на проведение всех работ нам не хватает. Особенно не хватает, не учитываются вообще проблемы по кормозаготовке, не учитываются наши проблемы по животноводству, переработке продукции. Там чисто полевые работы. А это всё мы покупаем на свободном рынке и это всё в конечном итоге повлияет и на стоимость молока, на стоимость кормов и так далее", - считает он.

Как подчеркнул генеральный директор ТОО Агропромышленная компания "Аман-кел" Мурат Аубакиров в настоящее время 90% техники, используемой в сельском хозяйстве, работает именно на дизельном топливо. Он также считает, что повышение цен на дизельное топливо в первую очередь негативно отразятся на аграриях страны.


Генеральный директор ТОО Агропромышленная компания "Аман-кел" Мурат Аубакиров

Фото с сайта maslihat.akmol.kz
Генеральный директор ТОО Агропромышленная компания "Аман-кел" Мурат Аубакиров

"Плодоовощной сектор, растениеводство, животноводство везде вся техника работает на дизтопливе. В основном идёт техника на дизельном топливе 90%, остальные служебные машины только заправляем бензином", - рассказал он.

Помимо всего фермер пожаловался на низкое качество выделяемого льготного топливо, которое ведёт собой дополнительные траты для аграриев.

"Подорожание это одно, по качеству уступают льготное топливо которое раздают аграриям. Операторы натуральным образом некачественную солярку отпускают. Сейчас мы переходим на новые технологии, на новые трактора. Вот у этой техники забиваются фильтры, форсунки быстро выходя из строя. По ценовой политике Правительство выделяет объёмы ГСМ по льготной цене для удешевление как раз таки цен для аграриев, но тем не менее цены отпустили на свободное плавание", - сказал он.

Мурат Аубакиров добавил, что при удобрении земель сельскохозяйственного назначения вся работа проводится с помощью техники на дизельном топливе.

"Ручной работы в сельхозке практически нет в настоящее время. Капельное орошение подключили фермеры. К примеру, я посадил сад на 1100 га с новыми технологиями. Там только на обработке 30 тракторов задействовано. Везде мы используем дизельное топливо. Подорожание дизтоплива в итоге отразится не только на аграриях, но и на потребителях сельскохозяйственной продукции. Я как аграрник даже требую не поднимать цены на дизтопливо", - высказал свою позицию он.

Глава крестьянского хозяйства "Жаксылык" Жаксылык Ушкемпиров также считает, что удорожание дизтоплива негативно отразится на аграриях. По его словам, он ежедневно тратит тонну солярки.


Глава крестьянского хозяйства "Жаксылык" Жаксылык Ушкемпиров

Фото с сайта sports.kz
Глава крестьянского хозяйства "Жаксылык" Жаксылык Ушкемпиров

"Это негативно отражается на аграриях. Почему каждый год именно в августе поднимаются цены на дизтопливо. Так ведь нельзя. Мы же как раз в этот период работаем, собираем пшеницу. Это плохо отразится на аграриях, так как они каждую копейку считают. Думаю, государству следует оказывать помощь аграриям. Ладно, я могу себя обеспечить соляркой, но ведь есть мелкие крестьянские хозяйства, которые только начали своё дело. Им особенно тяжело приходиться. Вот они как раз считают каждую копейку. Поэтому, думаю, нельзя было допускать повышение цен на дизтопливо", - сообщил он.

Жаксылык Ушкемпиров согласился с тем, что в конечном итоге повышение цен на дизтоплива отразится на конечной цене производимой сельскохозяйственной продукции.

"Льготного топлива, выделяемого государством, ведь не всем хватает. Нужно учесть, что не все аграрии получают этот инструмент государственной поддержки. В основном льготное дизтопливо получают крупные хозяйства, а мелкие не все получают. Им поэтому приходится тяжело. Я, к примеру, мясным направлениям занимаюсь. Тонну мясо экспортировал в Кыргызстан, хотел также в Китай вывозить продукцию. В Россию экспортирую консервы, а также ежемесячно в Алматы отправляю 25 тонн мясо. Поэтому, я в состоянии обеспечить себя горючим, а как быть мелким хозяйствам? Им тяжело сейчас из-за повышения цен на дизтопливо", - считает аграрий.

По его мнению, Правительству страны следовало дать немного времени, чтобы мелкие крестьянские хозяйства смогли подготовить запасы дизтопливо для проведения своих работ.

Восьмого августа в регионах Казахстана подорожали цены на дизтопливо. В настоящее время цена варьируется от 99 до 125 тенге, хотя ранее предполагалось максимальное повышение до 115 тенге за литр.

Отпустить солярку в свободное плавание решили в июле текущего года. Меры приняли после того, как в регионах Казахстана стал наблюдаться дефицит с топливом. Согласно приказу исполняющего обязанности министра энергетики от 4 августа, государство больше не будет регулировать стоимость солярки. Цены на дизельное топливо теперь будет назначать рынок. 

Отметим, что предприятия горно-металлургического комплекса уже забили тревогу в связи с повышением цен на дизельное топливо. В Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий заявили, что отмена госрегулирования цен на дизельного топливо неизбежно повлечёт за собой рост финансовой нагрузки для предприятий ГМК.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter