Интернет-магазины по продаже продуктов в Казахстане слишком дороги? – Интерес покупателей к ним есть. Эксперты считают, что нужно ещё три-четыре онлайн-магазина. Народ в соцсетях – что реализовать затею масштабно будет сложно, однако результат может быть впечатляющим. Почему же казахстанцы не открывают продуктовые интернет-магазины?

Года два назад знакомая (менеджер крупного холдинга) заявила, что после Киева Алматы не комфортен. У неё трое детей и нет времени, она привыкла заказывать продукты онлайн. Теперь в Алматы, Астане такой сервис есть. Стало ли казахстанцам комфортнее?

ЦЕНЫ НЕ СЛАБО ВЫШЕ?

В социальных сетях натыкаюсь на обсуждение.

– Я тут сравнил цены KlassMag с «Рамстором» и недоумеваю: цены в интернет-магазине не слабо выше, хотя нет ни аренды торгового зала, ни кассиров с продавцами. Какие ещё есть продуктовые интернет-магазины? – пишет один.

СРАВНИВАЮ ЦЕНЫ НА ЛЮБИМЫЙ КАЗАХСТАНЦАМИ ПРОДУКТ

Охлаждённое мясо (тенге/кг) KlassMag Arbuz Finefood
Цыплёнок 1413 морож 710 2460/шт
Говяжья вырезка 1900 (на кости) 3290 19932
Каре барашка 2215 2000 морож 11750

Действительно ли издержки онлайнового ритейлера меньше из-за того, что он не платит за аренду помещения? Или всё-таки сложная логистика делает продажу продуктов в Интернете дороже, чем в магазине? Продажа продуктов питания через Интернет даёт потребителям ещё и при хорошем ассортименте сервис, но не дешевизну. Одно дело, когда компания развозит молоко по 100 магазинам, а другое – по 500 адресам. Продукты должны быть свежими, потребитель же хочет экономить.

А народ в соцсетях продолжает обсуждать и спорить:

– KlassMag покупает в магазине, расфасовывает и привозит. А прибыль же нужна. Чтобы быть дешевле, надо заключать договоры с компаниями, закупать определённый объём товара, брать склад в аренду и прочее. Проще зайти на сайт крупных сетей, отследить цены, добавить свои проценты и сделать доставку, включив затраты в стоимость продукта. Риски минимальны: в двухмиллионном городе 100000 человек заказ сделают.

– В KlassMag раньше не было ограничений по сумме, но часто стали заказывать «на пробу» товар минимальной стоимости. Доставка не выгодна, поэтому ввели нижний порог стоимости заказа. Просто накинули затраты доставки на стоимость товаров.

– В Нью-Йорке интернет-магазины занимают нишу «чуть дешевле, чем в премиум-супермаркете за углом». К тому же для большинства поход в супермаркет – развлечение выходного дня, а интернет-покупка – от необходимости.

– Зарабатывать на интернет-торговле непросто. Сложным путём идти не хотят, по-быстрому «денег срубить» – и всё. Бизнес этот – та же дистрибьюторская компания, а им в нашей стране нелегко живётся.

– Просто есть куда вкладываться и без этого в онлайн-секторе. Это, скорее, не дистрибьюторская компания, а ритейл-сеть в Интернете. Идея актуальная, но требует временных затрат. И люди... люди... вот загвоздка... Arbuz уже прогрел рынок. KlassMag пошёл следом. Ждём следующих участников.

ЕСТЬ КУДА ВКЛАДЫВАТЬСЯ И БЕЗ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ОНЛАЙН-СЕКТОРЕ

Рынок продуктового ритейла в Казнете не переполнен. Возможность заказывать продукты питания предоставляют несколько реальных магазинов с доставкой и интернет-магазинов: «Астыкжан Экспресс» и «Жеткизу» в Астане, KlassMag, Arbuz, гастрономический бутик Finefood в Алматы и другие.

«Всего в Казахстане их больше двадцати. Продуктовый онлайн в стране в самом начале пути. Есть два явных лидера. Нужно ещё, как минимум, 3–4 таких же активных игрока, чтобы все почувствовали, что пришло время покупать в Интернете», – считает генеральный менеджер CNP Processing GmbH Константин Горожанкин.

Причём реализованы оба способа выживания онлайнового ритейла: Finefood – небольшая сеть из двух магазинчиков, продающая нишевый товар – продукты из США, Аргентины и прочих стран «дальнего зарубежья». А KlassMag и Arbuz – более крупные проекты, хотя и их масштабными назвать трудно.

Спрашиваю у г-на Горожанкина:

– Согласны ли вы, что цены в продуктовых онлайн-магазинах должны быть ниже, чем в офлайновых?

– Если убрать за скобки доставку, то да. Так сейчас и есть. Поэтому, если хотите и доставку ещё получить бесплатно, то набирайте корзину выше 10 000 тенге. В любом супермаркете есть товары, на которые магазин целенаправленно снижает цены и привлекает этим покупателей, ведь на остальной товар цены обычные. Интернет-магазины сравнивают цены на свои продукты с ценами крупнейших базаров Алматы и Астаны, чтобы убедить покупателя брать именно онлайн. За счёт того, что они берут крупным оптом, цена выходит ниже.

Пока самый популярный товар, который казахстанский потребитель готов покупать онлайн, это упаковки соков и пятилитровые бутылки воды. На них наценка ритейлера невысока, а доставка стоит дорого, потому что у такого товара большой объём. Окупаются ли проекты? Всё зависит от состояния рынка. Главный тренд последнего времени в онлайн-ритейле – растущая стоимость привлечения клиента. Но расходы на маркетинг не столь высоки, иконкуренции на рынке особой нет.

…Начальный этап развития цифровых технологий казахстанской торговли не миновал. Вопрос, когда и как создавать интернет-магазины, обсуждается. Рынок растёт, но доля онлайнового ритейла в розничной торговле мала. А покупатели, живущие или работающие в районах, где нет шопинга, занимающиеся детьми, готовы платить.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter