Прямой эфир Новости спорта

Прибыль не пахнет

Кто сказал, что в Казахстане не едят свинину? Ещё как едят! И соседей угощают. Именно поэтому в ТОО «ЖК Караой» каждый пятачок на счету. Здесь хрюшки обрастают салом, набирают килограммы и размножаются.

Кто сказал, что в Казахстане не едят свинину? Ещё как едят! И соседей угощают. Именно поэтому в ТОО «ЖК Караой» каждый пятачок на счету. Здесь хрюшки обрастают салом, набирают килограммы и размножаются.

К сожалению, интимные подробности рассказать не могу. При нас хряк никак не хотел прыгать на куклу. По отношению к этой «даме» он вёл себя просто по-свински. Конечно, она больше похожа на мангал, а не на женщину. Но что-то же его раньше в ней привлекало?

ХРЯКОВОЕ ДОЕНИЕ

– Обычно они по утрам это делают, – объяснила специалист по осеменению Татьяна Щебеняева.

– Вы приносите им кофе в хлев и включаете лирическую музыку?

– Просто они к этому времени привыкли. Уже ждут. Обычно это происходит так: хряк прыгает на чучело, опирается копытами… В этот момент нужно собрать сперму.

– Вряд ли вам удастся заснять этот момент, – огорчил нас директор ТОО Орал Есмаков. – Хряк, как мужик, если отвлечётся, то у него ничего не получится. Это очень интимный процесс. Специалист его органы руками берёт…

– А эти пакеты, надо понимать, поросячьи презервативы? – спросила я, глядя полиэтиленовые ленты, которые Татьяна вытащила из шкафа.

– К ним ещё специальный стакан прилагается, – со всей серьёзностью заявила специалист. – Хряки должны по 250–500 миллилитров спермы давать. Мы взвешиваем этот продукт, разбавляем – и в холодильник.

Разбавляете?

– Специальным раствором, чтобы лучше хранилась.

– И сколько стоит содержимое такого пакета?

– Сперму не продаём! А в Дании такая доза стоит около тысячи евро.

– У вас золотые руки, Татьяна!

Будущее потомство хрюшек в её руках

Специалист рассмеялась. А потом сказала, что такой метод сборки использует совсем недавно. Раньше для этих целей использовали деревянную «даму», и хряк всё делал самостоятельно. Но этот метод менее производительный…

Пошли в хлев. В тот момент свинтусы уже отдыхали после утренней порции ласки. Более зрелые, тяжело дыша, валялись на полу (их даже мухи не смущали), молодые, радостно повизгивая, бегали по стойлу. Хряки-ветераны тусовались отдельно. По мнению фермеров, их надо менять. Слишком уж много самок они покрыли. Так и до связи между братьями и сёстрами недалеко. Сейчас этим самцам ищут замену в Тюмени и Оренбурге.

– Приходится закупать породистых хряков в России. Уже год председатель Ассоциации свиноводов Виктор Лим добивается создания селекционно-гибридного центра (СГЦ). Есть земля, бизнес-план. Я ездил вместе с ними в Данию, изучал опыт зарубежных свиноводов. При СГЦ даже хотели создать учебный центр, обучать там технологов и осеменаторов. Но пока всё упирается в финансирование.

ПЯТАЧКОМ К СТЕНЕ, К ОСЕМЕНАТОРУ ЗАДОМ

Здешних самок тоже не обойдут стороной новшества свиноводства. Скоро будут их осеменять по-современному. Строительство нужного помещения уже началось.

– Здесь для каждой хрюшки будет отдельный отсек, – объяснил директор, показывая руками будущие свинячьи места. – 200 маток поставим в ряд пяточком к стене, к осеменатору задом…

Кстати, все свиные экскременты здесь выводятся по трубам в специальные отстойники. Это удобрение для полей и огородов свинари предлагают совершенно бесплатно. Но почему-то никто не берёт. Надо сказать, вонища здесь стоит ещё та, повсюду летают мухи. Хотя работницы регулярно чистят боксы и обрабатывают известью. В один из таких боксов мы заглянули. Свиньи, похрюкивая, лежали на боку, а розовые поросята висели на их сосках. И никакой запах им ни по чём.

СИСЬКИ НЕ ТЕ – НА УБОЙ

Орал Есмаков и его любимчик

После всех этих поросячьих нежностей нелегко быть свидетелем жестоких сцен. Убийство электротоком, лужи крови, расчленёнка. Так хрюшки становятся свининой. Раздался поросячий визг, очередную тушу подвесили на крюк. Мясник на подъёмнике лихо разделал её ножом, сбрасывая кишки в специальный бункер.

– Так маток бракуют. Ну, у кого сиськи не те или ещё что-нибудь, – объяснил руководитель. – Если свинья опоросилась 2–3 раза, то её ресурс истощён. Каждый месяц мы по 40 свиней бракуем…

Выхожу из цеха и облегчённо вздыхаю. Хорошо, что у меня с сиськами всё в порядке.

МИНСЕЛЬХОЗ ЧУТЬ НЕ ПОДЛОЖИЛ СВИНЬЮ

Пока мы были на свиноферме, у директора не умолкал телефон. Его просто замучили перекупщики свинины.

– Одно российское предприятие хотело купить 60 тонн мяса. Другая компания из Питера просила вагон шпика. А где я столько возьму? Даже если они по всему Казахстану будут шпик собирать, вагон не наберётся, – заверил нас Орал Есмаков. – Я даже Алматинскую область не могу обеспечить мясом, хотя у меня 14 тысяч свиней. А ведь три года назад Минсельхоз хотел вообще закрыть отдел свиноводства. Сказали, что у нас мусульманская страна, и свинину здесь не едят. Тогда мы стали обсуждать этот вопрос на уровне департамента животноводства. Инициатором был председатель Ассоциации свиноводов Виктор Лим. Мы объяснили, что свинины в Казахстане не хватает. К тому же мы можем работать на экспорт. На этом совещании было решено открыть палату свиноводства.

– Орал Жексенбаевич, сейчас государство вам оказывает помощь?

– Мы получаем субсидии: на 1 кг мяса дают 98 тенге. Это уже снижает себестоимость. Когда были проблемы с кормами, мы получали от «Продкорпорации» фуражное зерно.

Работают на убой

– Почём вы сейчас продаёте мясо?

– Ещё два месяца назад отдавали по 600 тенге за кило, теперь по 800. На рынке свинина 1200–1400 тенге стоит. Наше мясо продают на Зелёном базаре, в «Магнуме». Закупают такие компании, как «Эткон» и «Назик». Сейчас большой спрос на свинину со стороны России. В этом году у них был падёж. А завозить мясо из Европы там запретили. Сейчас планируем сделать свой колбасный цех. У нас остаются головы, щёчки. Если их перерабатывать, себестоимость мяса снизится. Будем делать копчёное сало, рёбрышки. Их тоже можно отправлять на экспорт.

– А вы сами свинину едите?

– Бывает. Но я уже её объелся. Печень болит, если много съем. Мы и в столовой готовим блюда из нашего мяса. Сотрудникам нравится.

P.S. Раньше мы продвигали, теперь – проверяем. Репортаж подготовлен в рамках контроля за реализацией программы создания продовольственного пояса вокруг южной столицы Казахстана.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров