Статистика Covid-19
в Казахстане:
Заразились:
170 098
Выздоровели:
154 449
Умерли:
2 423 (19.01.2021)
Коронавирусная
пневмония:
Заразились:
46 866
Выздоровели:
34 656
Умерли:
542 (19.01.2021)

Перевозчики объяснили необходимость повышения тарифов на проезд в Астане

Затраты автопарков на ремонт и техобслуживание автобусов с 2014 года выросли на 143,65%.

В Астане планируют ввести дифференцированный тариф, при котором стоимость проезда при оплате транспортной картой останется прежней – 90 тенге, а наличными увеличится до 200 тенге. Директор ТОО "Автобусный парк №3" Бауыржан Тлеубергенов рассказал, в каком финансовом положении находятся автопарки и почему необходимо повысить тариф.

По его словам, автопарки работают в убыток себе и даже если тариф поднимут до 200 тенге, это намного ниже реальной расчётной стоимости проезда.

"В последний раз тариф поднимали в 2014 году. Мы приобрели новые автобусы марки Iveco, которые требуют тщательного обслуживания. Так как автобусы европейского класса, затраты на эти автобусы в обслуживании велики, поэтому масла, фильтры, какие мы будем применять, столько же прослужат эти автобусы. Если мы будем заливать всё, что попало, эти автобусы, согласно договору по лизингу, семь лет не отслужат. В том числе и автошины, нужно обслуживать кондиционеры, которые там внедрены", – сказал он.

Автобусы были взяты в лизинг, поэтому помимо техобслуживани автобусники ежемесячно выплачивают кредит.

"Когда закупались автобусы, уже шла речь о том, что тариф нужно поднимать. Сейчас у нас большие задолженности по гашению лизинга из-за того, что мы закупаем дизтопливо и обслуживаем автобусы. Поэтому помимо повышения тарифа мы ожидаем субсидирование, тогда мы сможем закрывать лизинг, выплачивать достойную зарплату водителям и кондукторам", – пояснил он.


Директор ТОО "Автобусный парк №3" Бауыржан Тлеубергенов

Директор ТОО "Автобусный парк №3" Бауыржан Тлеубергенов / Фото informburo.kz


Как отметил Бауыржан Тлеубергенов, подвижной состав, приобретённый в 2008, 2010 и 2012 годах, уже непригоден, поэтому необходимо обновлять автобусы и на это тоже нужны деньги.

"Акимат помог приобрести почти 500 автобусов накануне ЭКСПО, но это не может продолжаться. Каждое предприятие должно обновляться само ежегодно, тогда автобусный парк стабильно может обслуживать маршруты, которые ему доверили и предоставлять комфортные автобусы", – считает он.

Уровень накопленной инфляции с августа 2014 года до февраля 2018 года составляет более 35%, уточнили в управлении транспорта транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны. Затраты на ремонт и техобслуживание выросли на 143,65%.

По данным чиновников, за четыре года цены на топливо подорожали более чем на 50%, а уровень зарплаты на 20%. Стоимость дизтоплива в 2014 году – 99 тенге, в 2018 году – 155 тенге. Комплект шин в 2014 году стоил 50 тысяч, в 2018 году – 71 тысячу тенге.

Однако, несмотря на сложное финансовое положение, в 2017, 2018 годах ни один автобусный парк не закрылся.

"Для снижения финансовой нагрузки на частные автопарки около 20% нерентабельных маршрутов были переданы в муниципальный автобусный парк №1. Сейчас первый автобусный парк обслуживает 34% всего пассажирапотока города, ещё восемь частных автопарков обслуживают остальных. При этом убытки автопарков все ещё закрываются за счёт государственных субсидий, только в 2018 году было выделено 800 млн тенге субсидий", – говорится в ответе на официальный запрос редакции informburo.kz.

Автобусный парк №3 держится за счёт другого бизнеса, доходы которого помогают автобусникам перекрывать убытки пассажирских перевозок.

"Пассажирские перевозки были всегда убыточными и для того чтобы перекрывать эти убытки, автобусные парки раньше всегда держали у себя грузовые машины, то же самое у нас. Сейчас у нас нет кредиторской задолженности, но я знаю, что очень большие проблемы есть у коллег, у некоторых плачевное состояние: сам подвижной состав и проблемы с выплатой заработных плат", – отметил директор автопарка.

Расчётный тариф для проезда составит 301 тенге, из них планировалось, что 120 будут платить пользователи транспортных карт и 198,8 пассажиры, которые оплачивают проезд наличными, остальная часть будет субсидироваться. Но позже на пресс-конференции в СЦК акима Астаны Асет Исекешев пообещал жителям, что стоимость проезда при оплате картой не изменится, во всяком случае в 2018 году.

"Если он просит 90 (тариф для пользователей транспортных карт. – Авт.), то я думаю, что он нам пообещает субсидии, то есть он не грузит население и берёт на себя эту ответственность. Насколько я знаю Асета Орентаевича, он человек слова, если он говорит, то я уверен, что он это сделает и разницу он субсидирует", – прокомментировал Бауыржан Тлеубергенов.

Несмотря на то, что убыточность автобусных парков из года в год растёт, заработная плата водителей повышается. По словам директора третьего автопарка, чтобы водитель общественного транспорта достойно работал, в месяц он должен получать 250-300 тысяч тенге.

Он отметил, что через месяц или два после внедрения дифтарифа автопарк откажется от кондукторов и за счёт этого зарплата водителей увеличится.

"Естественно, нужен контроль над пассажирами, чтобы они проводили валидацию, сам водитель за этим не уследит, поэтому нужно увеличивать службу транспортного контроля. Сейчас служба транспортного контроля набирает около 200 специалистов. Кондукторы, которые заслужили и в их отношении не было жалоб, мы включим в списки. Мы заранее кондукторов предупреждали, что это не будет в один день и в один час, месяц или два у них для разгона будет", – пояснил он.

По мнению директора автобусного парка №3, для улучшения финансовой ситуации предприятия также необходимо отрегулировать количество бесплатных пересадок. Пересадка должна быть одна, считает он.

"Мы очень много теряем из-за бесплатной пересадки. Пассажир в течение часа может проехать на трёх автобусах, если нас попросит аким, мы на это согласны, но должна быть одна пересадка. Три – это уже кусается. Одну мы ещё можем выдержать при повышении тарифа, но когда три – это чересчур", – сказал он.

Вопрос о повышении тарифов за проезд в общественном транспорте поднимается повсеместно перевозчиками Казахстана и эта тенденция наблюдается с лета 2015 года, когда в стране начала реализовываться новая денежно-кредитная политика и был отменен валютный коридор.

В 2017 году проезд подорожал в Кокшетау, Костанае, Усть-Каменогорске, Кызылорде, Павлодаре, Петропавловске, Таразе, Уральске и Шымкенте. В большинстве городов проезд подорожал на 30%, есть города, где новая цена выше на 80%.

О том, что в Астане планируют поднять предельный тариф на проезд в общественном транспорте почти до 200 тенге, сообщил на внеочередной сессии маслихата заместитель акима города Астаны Аскар Амрин.

Депутат маслихата города Астаны Мирас Шекенов прокомментировал повышение тарифа. Он подчеркнул, что в этом вопросе маслихат будет отстаивать права граждан.