Скандальная история с блокпостом на трассе Ташкент – Алматы закончилась тем, что теперь на месте находятся полицейские.
Юристы и владельцы коммерческих международных рейсов пригласили СМИ съездить на место военизированного блокпоста близ Алматы, на котором собирали "дань" с водителей международных автобусов.
По версии правозащитников, рейдеры таким образом пытались заставить перевозчиков осуществлять деятельность только на территории автовокзала "Уш коныр", который расположился в 30 километрах от южной столицы.
Президент ОО "Союз защиты предпринимателей и собственников" Василий Резван заявил, что своими действиями представители автостанции "Уш коныр" создавали почву для нездоровой конкуренции с алматинским автовокзалом "Сайран". В качестве ответных мер в союзе обратились напрямую к начальнику ДВД Алматинской области, который принял заявление правозащитников и организовал регулярное дежурство полицейских на данном участке трассы. Теперь экипажи дорожной полиции обязаны нести ежедневную вахту с двух ночи до шести утра.
Военизированный пост, который ранее юристы сняли на видео, на момент визита журналистов действительно отсутствовал. Каждые полкилометра в районе автостанции "Уш коныр" стояли полицейские экипажи. Отметим, что автобусные рейсы в период с трёх ночи до шести утра никто из посторонних лиц не задерживал.
Опрос пассажиров международных рейсов также показал, что людям намного удобнее покидать транспортное средство уже в городе, а не на окраине. По их словам, их действительно высаживали в 30 километрах от Алматы, тем самым вынуждая самостоятельно добираться до города, что влекло дополнительные расходы.
"Все должны подчиняться одному закону – Конституции. Перекрытие международных трасс – это покушение на нашу независимость. Поэтому мы пригласили средства массовой информации. Всё происходит в правовом поле. Сегодня мы были в Талдыкоргане у начальника областного ДВД. Мы были, давали показания и пояснения. Как мы видим, сегодня людей в военной форме уже нет. Единственный, кто остановил наш конвой, – это государственный пост, где зарегистрировали нас как положено по закону. В колонне было около 20 автобусов. Мы следили за соблюдением порядка. Мы приносим благодарность сотрудникам полиции за то, что нас услышали. Наше обращение принято. И сегодня здесь уже расположились сотрудники полиции. Нам не надо никаких жертв, мы не просим никого посадить, просто нужно было, чтобы пост был ликвидирован. И сегодня его нет, что будет завтра, я не знаю", – поделился мнением юрист Василий Резван.
Как добавил юрист, после проведённой 16 апреля пресс-конференции с руководством автовокзала "Сайран" директор частной автостанции "Уш коныр" сообщил о решении обратиться в суд.
"Мы открыты и благодарны ему за то, что он сказал слово "суд". Ведь тогда всё будет решаться по закону, а не на дороге, где "кошмарят" водителей. В любом случае, решать должны пассажиры, где они хотят выходить: за 30 километров от Алматы или уже в городе. Сейчас это недобросовестная конкуренция. Мы ждём их в суде. Мы подавали обращение (речь о заявлении в полицию, – Авт.) на неустановленных лиц, никого конкретно не обвиняли. Если директор автовокзала считает, что его задели, мы ответим в суде. Дай бог процветания "Уш коныру" и честной конкуренции. Мы никого не хотим обвинить, мы за добросовестную конкуренцию. В пятницу мы встречаемся с акимом на территории автовокзала "Сайран". Если пассажир хочет выходить в Алматы или в "Уш коныре", это только его право", – добавил он.
Владелец нескольких частных автобусов и председатель инициативной группы предпринимателей и пассажиров юга Казахстана Манана Мырзаходжаева сообщила, что в колонне из более чем 20 автобусов практически все успешно преодолели бывшую территорию блокпоста. Однако один из водителей всё-таки заплатил за проезд. Точную сумму Манана затруднилась назвать, так как водитель её не озвучивал, однако предприниматель отметила, что все денежные операции между водителем и рэкетирами осуществлялись из рук в руки, а не в кассу.
"Вся ситуация с автовокзалом "Уш коныр" длится с 8 января 2018 года и продолжается по настоящий момент. Сколько бы мы ни обращались, пока никаких сдвигов не было. Пришлось обратиться к СМИ, чтобы с вашей помощью хоть чего-то добиться. От водителей, ничего не объясняя, требовали, чтобы они заезжали на территорию автовокзала. Все автобусы сегодня, кроме одного, спокойно преодолели блокпост. Водитель сдался и пошёл брать "разрешение", – возмутилась Манана Мырзаходжаева.
Полицейские отчитались, что держат ситуацию под контролем и не допустят принудительной остановки автобусов посторонними лицами. Сегодня по факту обращения Союза правозащитников уже начата служебная проверка.
"Возьмём ситуацию под свой контроль, проверка проводится, окажем своё содействие. Принудительного завоза автомобилей мы не допустим. Как маршрут предусмотрен, так и будет ездить", – сказал заместитель начальника ДВД Алматинской области Нурлан Алмасбеков.
Informburo.kz также удалось поговорить и с представителем вокзала "Уш коныр". Он оперативно прибыл на место событий, когда возле автостанции начали массово останавливаться автобусы, приехали полиция, юристы и журналисты. Мужчина представился заместителем директора автовокзала "Уш коныр".
Факты принудительной остановки автобусов, а также неправомерных действий по отношению к водителям он отрицает. По его словам, со всеми коммерческими рейсами, останавливающимися на территории вокзала, был заключён официальный договор, предусматривающий посадку и высадку пассажиров.
"Таких фактов не было, никого здесь не останавливали. Здесь автобусы, которые стояли, со всеми у нас есть договор. Мы можем их предоставить по требованию. Никого принудительно здесь не задерживали. У меня вопрос к директору автовокзала "Сайран": "Могут ли на его территорию заезжать коммерческие рейсы?". "Сайран" может работать только с регулярными рейсами, а не с коммерческими. Наш договор предусматривает посадку и высадку пассажиров. Все рейсы, которые располагаются на территории автовокзала, – коммерческие. То, что их кто-то заставляет, ещё что-то делает, всё это клевета и ложь. Со своей стороны мы всё будем делать на законных основаниях", – прокомментировал ситуацию заместитель директора автовокзала "Уш коныр" Данияр Жунисов.
Читайте также:
Рейс Ташкент – Алматы трижды сорвали вооружённые люди в форме
16 апреля правозащитная организация заявила о незаконности действий лиц, взявших под контроль блокпост на трассе Алматы – Ташкент. Люди в военной форме и с неизвестным оружием в кобуре в 30 километрах от Алматы требовали с водителей плату за проезд, а в случае отказа крушили автобусы. Пассажиры при этом вынуждены были добираться до города самостоятельно.
Если водитель отказывается платить "дань" за проезд или игнорирует требование остановиться, то, как рассказали сами перевозчики, их догоняют и вынуждают съезжать в кювет. При этом сотрудники блокпоста не представляются, не предъявляют документов, держат в руках свистки и полицейские жезлы.
Для разрешения конфликта перевозчики отправили заявление в МВД РК, однако ответили заявителям не в министерстве, а в МПС города, заявив, что собирать доказательства перевозчики должны самостоятельно.
Депутаты Сената тоже заинтересовались ситуацией на блокпосту и обратились с запросом к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву. Сенатор Владимир Волков попросил дать правовую оценку этим фактам и при необходимости принять соответствующие меры и о результатах рассмотрения депутатского запроса дать письменный ответ.