Казахстанские перевозчики обратились к правозащитникам и журналистам с просьбой помочь убрать военизированный блокпост на трассе Алматы – Ташкент в 30 км от южной столицы Казахстана. По данным водителей и юристов, на якобы незаконном пропускном пункте круглосуточно стоят люди в военной форме, которые не дают проезжать междугороднему общественному транспорту.

Если водитель отказывается платить "дань" за проезд или игнорирует требование остановиться, то, как рассказали сами перевозчики, их догоняют и вынуждают съезжать в кювет. При этом сотрудники блокпоста не представляются, не предъявляют документов, держат в руках свистки и полицейские жезлы.

Для разрешения конфликта перевозчики отправили заявление в МВД РК, однако ответили заявителям не в министерстве, а в МПС города, заявив, что собирать доказательства перевозчики должны самостоятельно.

"Рейдерство имеет разные формы. В МВД в ответ на обращения отвечают, что такого блокпоста на 30-м километре трассы просто нет. Даже факт нахождения не подтвердили. Нам ответили, что мы должны защищать себя и собирать доказательства самостоятельно. Я вёл переговоры с отделом службы безопасности очень долго. Все действия частных лиц по сбору улик вне закона. Почему сотрудники МВД просят меня этим заниматься? Полицейские нам говорят, что сами их боятся. Мы съездили самостоятельно, отсняли в марте видеоматериал и убедились в беззаконности действий лиц. Подрываются не только права казахстанцев, но и международные отношения, ведь по трассе ездят туристы, рабочие и так далее", – рассказал президент ОО "Союз защиты предпринимателей и собственников" Василий Резван.

Василий Резван предложил журналистам поехать в рейс вместе с ним – проверить его заявление.

"Из-за курток у них какие-то рукоятки. Я хоть офицер запаса, но я не эксперт, не могу с ходу определить, что это за оружие: газовое или огнестрельное, боевое или нарезное, автоматическое. Я не смогу физически драться с этими людьми, но они говорят, что им всё равно, кто им позвонит, настолько безнаказанность у этих людей", – сказал Резван.

По представленным документам тирания в отношении водителей началась в январе 2018 года. В феврале к защите перевозчиков подключилась Национальная палата предпринимателей "Атамекен", которая также адресовала запрос в МВД РК. Ответ на него министерство до сих пор не предоставило.

"Сотрудники блокпоста говорят, что мы можем обращаться куда угодно, никого не боятся. Раз некоторые сотрудники МВД боятся, может, их напугают журналисты? Нашу машину подсекали и сопровождали эти лица и загнали нас на обочину в грязь. Наш микроавтобус пришлось вытаскивать. Приехавшие по нашему вызову сотрудники дорожной полиции говорят: не надо ехать, вам голову свернут сейчас, мы сами боимся. У нас есть номер машины. Всё фотографировали, фиксировали, как нам МВД сказал", – обратился Василий Резван к журналистам.

Обращение общественников направят в ДВД Алматинской области и ДКНБ.

Аналогичная ситуация с блокпостом уже возникала около двух лет назад. Тогда, по словам Василия Резвана, пост закрыли только после того, как стоявшие на посту люди прострели ногу водителю автобуса, который отказался платить.

"Никто не имеет права присваивать себе функции государственной власти Республики Казахстан. Нас кошмарят. Мы имеем полное основание обратиться в СМИ за защитой, что мы и делаем", – сказал Василий Резван.

Председатель инициативной группы предпринимателей и пассажиров юга Казахстана Манана Мырзаходжаева заявила, что всех свидетелей бесчинств сотрудники блокпоста постоянно запугивают. Угрожают порчей имущества, приезжая прямо на территорию автовокзала.

"Междугородние автобусы перевозят туристов, которые из Узбекистана приезжают к нам на лечение. 12 апреля мы открыли рейс Алматы – Ташкент, который был закрыт 20 лет назад. В этот день рейс выехал из Ташкента с 59 пассажирами, утром 13 апреля он был остановлен на посту и сопровождён на неизвестную прилегающую территорию лицами в камуфляже. Всем пришлось добираться дальше своим ходом, на такси или попутках, других автобусах. Перевозчиком являлась казахстанская сторона. Автобус простоял там до вечера, и только когда ему следовало делать обратный рейс, приехал на автовокзал Алматы. Такая же ситуация произошла на следующий день, только на этот раз было 55 пассажиров. Это сложно объяснить пассажирам. Вчера опять был сорван рейс с 45 пассажирами. Сейчас перевозчики уже официально отказываются обслуживать это направление – как с узбекской, так и казахстанской стороны. И это после всего трёх рейсов", – возмутился начальник службы перевозок автовокзала "Сайран" Ерлан Абильдаев.

12 апреля в столице Узбекистана прошло открытие международного автобусного маршрута Ташкент – Алматы. В МИР РК пояснили, что для обслуживания указанного маршрута с узбекской стороны перевозчик ООО "Erkin Emina Express Tour" будет эксплуатировать автобусы марки Yutong (Китай), а перевозчиком с казахской стороны ТОО "Юг Транс Лайн" автобусы марки "Vanhol" (Бельгия).

Протяжённость маршрута составляет 818 км, время в пути – 16 часов 30 минут. В расписаниях заложено по 30 минут для прохождения таможенного и пограничного контроля на официальных постах "Гишт куприк" (Узбекистан) и "Жибек жолы" (Казахстан). Стоимость проезда по маршруту составляет 100 тысяч сумов или 4000 тенге.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter