Прямой эфир Новости спорта

Крупнейший в Средней Азии логистический центр передан в управление неизвестной компании

Логистический центр в Алматы, переданный государству в счёт долга экс-владельцев, работает по-прежнему. Весь штат из 400 сотрудников принят на работу с сохранением зарплаты, – заявляли в январе менеджеры Инвестиционного фонда Казахстана (ИФК) и некой Aktobe Logistics Group. Но по данным с рынка, 100 человек на работу не приняли, а принятым – выдали только ползарплаты. Клиенты контейнерного терминала «уходят», а склады временного хранения могут закрыть таможенники. Aktobe Logistics Group срочно меняет название. И.о. председателя правления ИФК Ринат Сисембаев теряет пост.

Логистический центр в Алматы, переданный государству в счёт долга экс-владельцев, работает по-прежнему. Весь штат из 400 сотрудников принят на работу с сохранением зарплаты, – заявляли в январе менеджеры Инвестиционного фонда Казахстана (ИФК) и некой Aktobe Logistics Group. Но по данным с рынка, 100 человек на работу не приняли, а принятым – выдали только ползарплаты. Клиенты контейнерного терминала «уходят», а склады временного хранения могут закрыть таможенники. Aktobe Logistics Group срочно меняет название. И.о. председателя правления ИФК Ринат Сисембаев теряет пост.

Успокоительный тон сообщения ИФК свидетельствует: недавно режим работы был нервным. Почему сейчас в ИФК говорят обо всём штате из 400 сотрудников, а раньше – что в логистическом центре работают более 500 человек? Почему зарплату сохранили рабочим, а менеджерам не сохранили? Попробуем прояснить обстановку? Что происходит или действительно происходило в логистическом центре?

ТЫ ЧЬИХ БУДЕШЬ? ЧЬЯ КОМПАНИЯ, СПРАШИВАЮ?

Итак, ИФК выбрал для доверительного управления транспортно-логистическим центром в Алматы, крупнейшем в Средней Азии, именно Aktobe Logistics Group. Обычно выбор подрядчика или исполнителя не столь интересная тема, но вокруг логистического центра происходит что-то, обещающее вылиться в историю не отраслевого, а странового уровня. Уголовное дело вокруг этого бизнеса уже есть. И появление нового – не удивит.

Другие компании, успевшие подать заявки, считают выбор ИФК странным. У Aktobe Logistics Group нет опыта, авторитета, а на рынке Алматы она вообще не представлена.

Транспортно-логистический центр в Алматы, принадлежавший Казахстан Кагазы, – крупнейший в Средней Азии

ИФК уверял, что ТОО «Aktobe Logistics Group» «осуществляет свою деятельность с 2010 года и имеет большой опыт управления в транспортно-логистической сфере». Чья компания – не сообщалось.

А вот по справке Министерства юстиции, ТОО «Aktobe Logistics Group» было создано в июне 2013 года. А с 22 января компания поменяла название на ТОО «ALG Company». И первый руководитель – уже не Игорь Бекренёв, а Мурат Балгазин.

ТОО «Almaty International Logistic Park» написала г-ну Сисембаеву письмо (копия есть в редакции), в котором выражает возмущение «неэффективностью и нелогичностью действий, идущих вразрез с принципами создания АО «ИФК» и провозглашённым НУХ «Байтерек» принципам транспарентности, эффективности, экономии и синергии, поддержки бизнеса». Такие действия, как привлечение доверительного управляющего на актив, расположенный в Алматы, компании, находящейся в Актобе и не имеющей базы в Алматы, предоставление права преимущественной покупки грубо игнорируют интересы государства и открывают поле для коррупции, – говорится в письме. Almaty International Logistic Park предлагает г-ну Сисембаеву отменить итоги проведённого конкурса и подать в отставку.

Г-н Сисембаев, конечно, этого не сделал. Но в должности председателя правления ИФК утвердили не его, а Актана Ахметова – недавнего главу государственного кредитного бюро, – говорят на рынке.

«По моим данным, существует ТОО «Актобе-Центр», которое на деньги БРК построило в 2010 году мелкий транспортно-логистический центр класса «А» в Актобе и в 2011 году рефинансировало кредит в АО «Цесна-Банк». Но Актобе-Центр – просто склад из трёх блоков, без контейнерного терминала», – говорит источник «Мегаполиса», не пожелавший быть названным.

Косвенным доказательством того, что до 2013 года Aktobe Logistics Group не существовало, является и почти полное отсутствие информации о компании в Интернете. Какая тут доля рынка? У компании девственно чистое прошлое: нет лого, нет опубликованных новостей или объявлений, нет блога.

ПОЧЕМУ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПЕРЕДАН НЕ ПО ЗАКОНУ?

 Банк развития Казахстана (БРК) передал логистический центр в Алматы ИФК, который сдал его в управление почему-то не по Закону «О государственных закупках», а по ведомственным правилам, придуманным сотрудниками ИФК и принятым советом директоров в октябре прошлого года. И после этого можно утверждать, что схема не была выстроена под одного кандидата? – Это, конечно, пугает.

На подготовку и сдачу компаниями-кандидатами коммерческого предложения по доверительному управлению логистическим центром ИФК отвёл полдня.

Вторая часть претензий по выбору Aktobe Logistics Group относится к срокам. Объявление о выборе новой управляющей компании разместили около 12.00 дня в субботу 28-го декабря. Это был рабочий предновогодний день, после чего шло воскресенье, 29-го января. Приём заявок заканчивался до 09.00 утра 30-го декабря, в понедельник. То есть на подготовку и сдачу коммерческого предложения в ИФК отводилось полдня. Спешка хороша только в одном случае. У ИФК был именно он?

Бывшие менеджеры логистического центра получали по два миллиона зарплаты. То, что от них избавились, – правильно, – говорят на рынке.

ЧЬИ БУДУТ УБЫТКИ?

Транспортно-логистический центр, именующийся на рынке как «Астана-Контракт» – фактически имущественный комплекс, состоящий из двух основных частей – контейнерного терминала «Астана-Контракт» и складов временного хранения «Paragon Development». После дефолта Kazakhstan Kagazy на Лондонской фондовой бирже её логистический бизнес подвергся ребрендингу и компания-оператор стала называться ТОО «PEAK Logistics». Группе Kazakhstan Kagazy (Баглан Жунусов и Максат Арипов) его продали акционеры-основатели и их партнёры через рефинансирование первоначального кредита в БРК.

«Астана-Контракт» задолжал БРК около $100 млн. На основе договора о переуступке прав требования логистический центр уценили и передали из БРК в ИФК по оценочной стоимости в 5,9 млрд тенге ($40 млн). БРК, вероятно, списал убытки за счёт провизий, сформированных в предыдущие годы, и получил даже небольшую прибыль.

Если ИФК продаст логистический центр дороже 5,9 млрд тенге, то по его правилам «навар» будет доходом и может быть распределён в виде бонусов, – говорят на рынке.

Аналогичный транспортно-логистический центр в Астане, за долги которого также поплатилась Kazakhstan Kagazy алматинским логистическим центром, – всего лишь неогороженный участок земли, без коммуникаций, с кое-какими металлоконструкциями. Долг по нему около $15 млн, рыночная оценка – $3-5 млн. По вопросу нецелевого использования кредита возбуждалось уголовное дело. Но результатов нет.

* * *

В Казахстане теперь и госзакупки компаний НУХ «Байтерек» будут регулироваться не законом, а самим холдингом? Ещё один пласт экономики уйдёт в тень? Отсутствие критериев оценки деятельности и связанные с этим туманные перспективы карьеры ставят госменеджеров в положение временщиков, не заинтересованных в развитии возглавляемых компаний, и стимулируют создание кланов и клиентел, нацеленных на извлечение личной выгоды.

ИФК и БРК на запрос «Мегаполиса» не ответили…

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров