В столичном специализированном межрайонном экономическом суде прошло заседание по иску экологического общества "Зелёное спасение" к Комитету лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР). Истцы просили суд обязать ведомство предоставить полную и достоверную экологическую информацию о строительстве в Иле-Алатауском национальном парке, в частности в ущелье Аюсай.
Представитель Комитета лесного хозяйства и животного мира в суде сообщил, что ответ экологическому обществу уже предоставили.
"Вместе с тем в порядке информации – это только сведения, принимаемые и передаваемые. Комитет соответствующим образом предоставил только сведения. В Экологическом кодексе нет такого пункта – с обязательным предоставлением документов к запрашиваемой информации. Поэтому комитет не мог предоставить документы", – сказал он.
Читайте также: Договор об аренде земель Иле-Алатауского нацпарка засекретили. Экологи подали в суд на министерство
Также представитель комитета добавил, что в ущелье Аюсай не ведутся строительные работы.
"Идут подготовительные работы, то есть строительные работы не ведутся. Поэтому наш пользователь Turanga Group (застройщик. – Авт.) в рамках эскизного проекта начал проводить подготовительные работы, которые состояли из возведения модульной конструкции. Пользователь ещё ПСД не получил. Разрешение на строительство даётся только после межведомственной комплексной экспертизы. Ведутся подготовительные работы, посадили 100 деревьев, выровняли участки, там каменистый участок", – сказал он.
В суде также стало известно, что проектно-сметная документация проекта отсутствует.
"ПСД не разработана, поскольку участок является туристическим комплексом, который включает визит-центр, глэмплинг, смотровые площадки. Вот когда весь комплекс начнут строить, тогда будет изготовлена ПСД, будет проведена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза", – отметил представитель комитета.
Читайте также: Арманжан Байтасов о меморандуме с Turanga Group: При чём здесь Администрация президента?
Также он пояснил, что ОВОС на строительство объектов на участках государственных национальных природных парков, предоставленных в пользование для туристической и рекреационной деятельности Законом "Об особо охраняемых природных территорий (ООПТ)" и правилами не предусмотрена.
Истец – председатель экологического общества "Зелёное спасение" Сергей Куратов ответил им, что ОВОС обязательна при любых работах – неважно, как называют свои проекты чиновники и застройщики.
"ОВОС – один из главных принципов экологического законодательства. Предусмотрена она статьёй 5, пунктом 15 Экологического кодекса. В ней сказано, что основными принципами экологического законодательства являются: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду. В 36 статье ЭК то же самое говорится: что ОВОС проводится для любой хозяйственной деятельности. Подчёркиваю, любой. Экологический кодекс выше по иерархии, чем Закон "Об ООПТ" и Правила проведения туристической деятельности", – пояснил эколог.
Читайте также: 35 га Иле-Алатауского нацпарка под Алматы передали частнику. Активисты против
Ранее экообщество обращалось в министерство с просьбой предоставить информацию о строительстве в урочище Аюсай и копии следующих документов:
- оценку воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (ОВОС);
- заключения государственной экологической экспертизы на проект;
- проектно-сметную документацию.
Кроме того, "Зелёное спасение" призывало:
- остановить строительные работы для проверки наличия у застройщиков всей необходимой в таких случаях документации;
- в случае отсутствия у застройщика законного права на проведение работ привлечь его к административной ответственности, запретить строительство и обязать возместить ущерб в натуральном виде.
На запрос ответил Комитет лесного хозяйства и животного мира МЭГПР. В ответе говорилось о временном характере возводимых строений, а также конфиденциальном договоре между администрацией парка и застройщиком (Turanga Group). В конце письма указано, что у национального парка оснований для приостановления работ на предоставленном участке не имеется.
Отметим, что МЭГПР ранее предоставляло informburo.kz договор с Turanga Group, в котором отсутствовали страницы с 8 по 19. По данным редакции, эти листы отмечены грифом "конфиденциально".