Под запрет подпадёт ввоз автомобильным транспортом.
Что случилось. Минсельхоз представил на публичное обсуждение проект приказа о введении запрета на ввоз пшеницы на территорию Республики Казахстан автомобильным транспортом. Запрет предлагается ввести на шесть месяцев. Семенная пшеница под него не подпадает.
Контекст. Как подчёркивается в официальном сообщении ведомства, отечественный рынок зерна и муки несколько лет страдает от контрабанды пшеницы. Годовые объёмы "серого" импорта достигают 1,5-2 млн тонн, ущерб государству – 500 млн долларов в год.
При этом в 2022 году в Казахстане собрали один из самых высоких урожаев за 10 лет. На обмолот пустили 22 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, что на 35% больше, чем в 2021 году. Сбор пшеницы вырос на 38,9% до 16,4 млн тонн.
В сентябре Казахстан для поддержания рынка снял ограничения на экспорт зерна. В результате за 2022 год из Казахстана экспортировали поездами в 1,5 раза больше зерна и муки, чем за 2021 год, – более 13,2 млн тонн, из них 10 млн тонн зерна.
"Это рекордные показатели за всю историю независимого Казахстана. Вместе с тем, на 1 марта на отечественном рынке сложился положительный баланс зерна в объёме 10,4 млн тонн", – отметили в Минсельхозе.
Почему ограничивают импорт именно автотранспортом. Участники рынка неоднократно отмечали значительные объёмы контрабандного зерна, которые ввозятся автомобильным транспортом.
"Завезённая пшеница без уплаты НДС оформляется на крестьянские хозяйства и в виде скрытого реэкспорта, без уплаты транзитного тарифа, направляется в Афганистан и страны Центральной Азии", – пояснили в министерстве.
Также следует иметь в виду, что возможности казахстанских железных дорог по транспортировке зерна ограничены, особенно на фоне столь стремительного роста производства. Не хватает как вагонов, так и пропускной способности железных дорог, что сказывается на ценах на перевозку. Всё это неизбежно бьёт по сельским производителям.
Зачем нужно ограничение. На казахстанском рынке цена на пшеницу резко упала. С июля она снизилась со 170-185 до 80-85 тысяч тенге за тонну.
Производители отрасли признаются – их доходы в среднем упали практически вдвое. Урожай портится в местах хранения, а цены на топливо и запчасти неуклонно растут. Несложно предположить, что если долю импортной пшеницы не снизить, сельские товаропроизводители Казахстана могут и вовсе потерять интерес к выращиванию культуры.
Почему это важно знать. В условиях мирового продовольственного кризиса, острота которого варьирует, но не снижается до нуля, людям особенно важно иметь представление о тактических и стратегических государственных решениях на соответствующем рынке. Благополучие местных фермеров и их стабильная деятельность являются залогом обеспечения населения доступными и качественными продуктами, в частности, хлебом.
Вам может быть интересно:
Популярное в нашем Telegram-канале
-
1🎫Какие культурные мероприятия могут бесплатно посещать казахстанцы с инвалидностью
-
5413
-
0
-
11
-
-
2🇧🇾🇷🇺🇰🇿Лукашенко приглашает Казахстан в союз Россия – Беларусь
-
3906
-
80
-
206
-
-
3🤖Создатели ChatGPT выделят гранты на разработку правил для искусственного интеллекта
-
3866
-
0
-
26
-
-
4⚡️⚡️⚡️Пособия по утрате трудоспособности и потере кормильца повысят на 14,5% с 1 июля - постановление правительства
-
3948
-
2
-
32
-
-
5🇮🇷🇦🇫Вооружённый конфликт произошёл на ирано-афганской границе из-за спора о распределении воды
-
3722
-
8
-
42
-
-
6🍏Apple отключит сервис "Мой фотопоток". Как не потерять изображения
-
3762
-
0
-
19
-
-
7▶️YouTube отключит Stories c 26 июня
-
3685
-
2
-
26
-
-
8📣 Цены на аренду и брат Масимова. Главное за неделю
-
3796
-
0
-
15
-
-
9🔥Пожар вспыхнул в банном комплексе Астаны
-
3723
-
0
-
27
-
-
10🇹🇷🇰🇿На выборах президента в Турции проголосовала этническая казашка-долгожительница
-
3674
-
3
-
72
-