Что случилось. Минсельхоз представил на публичное обсуждение проект приказа о введении запрета на ввоз пшеницы на территорию Республики Казахстан автомобильным транспортом. Запрет предлагается ввести на шесть месяцев. Семенная пшеница под него не подпадает.
Контекст. Как подчёркивается в официальном сообщении ведомства, отечественный рынок зерна и муки несколько лет страдает от контрабанды пшеницы. Годовые объёмы "серого" импорта достигают 1,5-2 млн тонн, ущерб государству – 500 млн долларов в год.
При этом в 2022 году в Казахстане собрали один из самых высоких урожаев за 10 лет. На обмолот пустили 22 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, что на 35% больше, чем в 2021 году. Сбор пшеницы вырос на 38,9% до 16,4 млн тонн.
В сентябре Казахстан для поддержания рынка снял ограничения на экспорт зерна. В результате за 2022 год из Казахстана экспортировали поездами в 1,5 раза больше зерна и муки, чем за 2021 год, – более 13,2 млн тонн, из них 10 млн тонн зерна.
"Это рекордные показатели за всю историю независимого Казахстана. Вместе с тем, на 1 марта на отечественном рынке сложился положительный баланс зерна в объёме 10,4 млн тонн", – отметили в Минсельхозе.
Почему ограничивают импорт именно автотранспортом. Участники рынка неоднократно отмечали значительные объёмы контрабандного зерна, которые ввозятся автомобильным транспортом.
"Завезённая пшеница без уплаты НДС оформляется на крестьянские хозяйства и в виде скрытого реэкспорта, без уплаты транзитного тарифа, направляется в Афганистан и страны Центральной Азии", – пояснили в министерстве.
Также следует иметь в виду, что возможности казахстанских железных дорог по транспортировке зерна ограничены, особенно на фоне столь стремительного роста производства. Не хватает как вагонов, так и пропускной способности железных дорог, что сказывается на ценах на перевозку. Всё это неизбежно бьёт по сельским производителям.
Зачем нужно ограничение. На казахстанском рынке цена на пшеницу резко упала. С июля она снизилась со 170-185 до 80-85 тысяч тенге за тонну.
Производители отрасли признаются – их доходы в среднем упали практически вдвое. Урожай портится в местах хранения, а цены на топливо и запчасти неуклонно растут. Несложно предположить, что если долю импортной пшеницы не снизить, сельские товаропроизводители Казахстана могут и вовсе потерять интерес к выращиванию культуры.
Почему это важно знать. В условиях мирового продовольственного кризиса, острота которого варьирует, но не снижается до нуля, людям особенно важно иметь представление о тактических и стратегических государственных решениях на соответствующем рынке. Благополучие местных фермеров и их стабильная деятельность являются залогом обеспечения населения доступными и качественными продуктами, в частности, хлебом.
Вам может быть интересно:
-
1🫁 Жители и гости Астаны смогут получить бесплатную консультацию онкологов по патологиям лёгких
-
5856
-
0
-
6
-
-
2🎶 Как интересно провести выходные 27 и 28 июля в Астане и Алматы
-
5958
-
0
-
1
-
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 25 июля
-
2696
-
1
-
2
-
-
4🔖 Стартовал приём заявок на присуждение международной премии "Волонтёр года"
-
2488
-
1
-
10
-
-
5➕ Органы погибшего в ДТП юноши помогли выжить четырём пациентам
-
2422
-
5
-
70
-
-
6📢 В Алматы включили сирену
-
2536
-
5
-
1
-
-
7🚨 Полицейский совершил смертельное ДТП в Актюбинской области
-
2285
-
0
-
11
-
-
8🚰 Перебои с водоснабжением в Актау: опреснительный завод увеличил мощность
-
2314
-
1
-
7
-
-
9⚡️ Суд отменил оправдательный приговор по делу экс-главы "Казселезащиты"
-
2295
-
1
-
22
-
-
10💦 Рекордные ливни в Японии: более 200 тысяч человек обязали эвакуироваться
-
2262
-
0
-
20
-