Собрав рекордный урожай зерна в 2022 году, Казахстан столкнулся со сложностями его экспорта из-за логистики и захода российского зерна на традиционный для Казахстана рынок Центральной Азии. В результате на складах остаются большие остатки урожая, а экспортный потенциал не реализуется в полной мере. Положение могла бы спасти более активная торговля с Ираном и Китаем, пишет Eldala.kz.
О перспективах экспорта казахстанского зерна порталу рассказал глава комитета торговли Зернового союза Казахстана Александр Малов.
Традиционные рынки сбыта зерна для Казахстана – Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и Иран. Но поставки в Иран нестабильны.
"С одной стороны, Иран сложный партнер, но с другой – если находишь там платёжеспособного покупателя и логистическое решение по доставке груза, то этот рынок – премиальный. Иран готов платить больше, потому что страна ограничена большим числом санкций, а потребление большое в силу численности населения – 80 млн человек. Они готовы покупать и наш фураж, и нашу пшеницу", – отметил Александр Малов.
Поставки в Китай, которые начали расти лет пять назад, в период пандемии остановились и сейчас только начали набирать обороты. Основным препятствием остаётся невозможность отгружать зерновозами, а контейнерные перевозки значительно выше по стоимости.
"Китай вроде как уже готов обсуждать с нами возможности отправки и перевалки разных видов культур – фуража, пшеницы, бобовых. Но сейчас сам Казахстан в уникально сложной ситуации в смысле грузопотоков: они возросли, не только зерновые, но и различные другие – уголь, руда. Что нам делать? Развивать пропускную способность. Мы смотрим с точки зрения своей отрасли, КТЖ – с точки зрения всех перевозок. Приоритеты им отдавать тоже сложно – кому больше, кому меньше. Для нас важно, чтобы мы имели доступ на те рынки, которые сейчас закрыты, но, возможно, вскоре откроются – это и Китай, и Иран", – считает Александр Малов.
По его оценке, в прежние годы экспорт в Китай достигал 700 тысяч тонн сельхозгрузов. Сейчас отгрузки минимальные, хотя Казахстан мог бы отправлять туда более 1 млн тонн за сезон.
Также обсуждается возможность выхода на другие рынки через грузинский порт Поти, где планируется строительство нового зернового терминала мощностью от 1 до 1,5 млн тонн в год.
"Мы встречались с группой инвесторов, которая планирует в Грузии строить инфраструктуру. Сейчас в порту Поти какая проблема: не железнодорожная, а именно портовая инфраструктура, особенно для зерновых грузов. Сформировался пул инвесторов, планирующих развитие портовой инфраструктуры в Грузии. Это бизнесмены не из Казахстана, но для нас важно то, что зерновой терминал предполагается к работе именно с казахстанским зерном. Если в течение двух лет план реализуют, то у нас появится стабильный выход на экспорт зерна Чёрным морем. Эта инфраструктура будет ждать только казахстанское зерно", – сказал представитель Зернового союза.
-
1🤩 Новую программу льготного финансирования для фермеров запустят в Казахстане
- 5715
- 0
- 5
-
2❌ Ликвидация ИП в 2024 году: зачем это надо и как пройти процедуру без ошибок
- 5223
- 0
- 4
-
3⚠️ Главное за день 25 апреля
- 3511
- 0
- 5
-
4🤩 В каких регионах Казахстана снизили ставки СНР розничного налога?
- 3184
- 0
- 5
-
5👨⚖️ Офицера, по вине которого погиб военный при взрыве боеприпаса, судили в Актюбинской области
- 2947
- 10
- 6
-
6🤩 Учёные раскрыли причину рекордных осадков в ОАЭ
- 3071
- 4
- 20
-
7🦭 79 мёртвых тюленей нашли в Мангистауской области за три дня
- 2880
- 2
- 35
-
8🏠 Сколько заявок приняли в первый день старта программы "Наурыз"?
- 3127
- 0
- 2
-
9🔔 Отмена последнего звонка и выпускных из-за паводка: правильное решение или потеря важной традиции?
- 3057
- 10
- 26
-
10‼️ В Астану прибыли министры обороны государств – членов ШОС
- 2798
- 4
- 20