Собрав рекордный урожай зерна в 2022 году, Казахстан столкнулся со сложностями его экспорта из-за логистики и захода российского зерна на традиционный для Казахстана рынок Центральной Азии. В результате на складах остаются большие остатки урожая, а экспортный потенциал не реализуется в полной мере. Положение могла бы спасти более активная торговля с Ираном и Китаем, пишет Eldala.kz.
О перспективах экспорта казахстанского зерна порталу рассказал глава комитета торговли Зернового союза Казахстана Александр Малов.
Традиционные рынки сбыта зерна для Казахстана – Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и Иран. Но поставки в Иран нестабильны.
"С одной стороны, Иран сложный партнер, но с другой – если находишь там платёжеспособного покупателя и логистическое решение по доставке груза, то этот рынок – премиальный. Иран готов платить больше, потому что страна ограничена большим числом санкций, а потребление большое в силу численности населения – 80 млн человек. Они готовы покупать и наш фураж, и нашу пшеницу", – отметил Александр Малов.
Поставки в Китай, которые начали расти лет пять назад, в период пандемии остановились и сейчас только начали набирать обороты. Основным препятствием остаётся невозможность отгружать зерновозами, а контейнерные перевозки значительно выше по стоимости.
"Китай вроде как уже готов обсуждать с нами возможности отправки и перевалки разных видов культур – фуража, пшеницы, бобовых. Но сейчас сам Казахстан в уникально сложной ситуации в смысле грузопотоков: они возросли, не только зерновые, но и различные другие – уголь, руда. Что нам делать? Развивать пропускную способность. Мы смотрим с точки зрения своей отрасли, КТЖ – с точки зрения всех перевозок. Приоритеты им отдавать тоже сложно – кому больше, кому меньше. Для нас важно, чтобы мы имели доступ на те рынки, которые сейчас закрыты, но, возможно, вскоре откроются – это и Китай, и Иран", – считает Александр Малов.
По его оценке, в прежние годы экспорт в Китай достигал 700 тысяч тонн сельхозгрузов. Сейчас отгрузки минимальные, хотя Казахстан мог бы отправлять туда более 1 млн тонн за сезон.
Также обсуждается возможность выхода на другие рынки через грузинский порт Поти, где планируется строительство нового зернового терминала мощностью от 1 до 1,5 млн тонн в год.
"Мы встречались с группой инвесторов, которая планирует в Грузии строить инфраструктуру. Сейчас в порту Поти какая проблема: не железнодорожная, а именно портовая инфраструктура, особенно для зерновых грузов. Сформировался пул инвесторов, планирующих развитие портовой инфраструктуры в Грузии. Это бизнесмены не из Казахстана, но для нас важно то, что зерновой терминал предполагается к работе именно с казахстанским зерном. Если в течение двух лет план реализуют, то у нас появится стабильный выход на экспорт зерна Чёрным морем. Эта инфраструктура будет ждать только казахстанское зерно", – сказал представитель Зернового союза.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5729
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2540
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2652
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2351
- 2
- 28
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2231
- 2
- 10
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2223
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2292
- 0
- 12
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2344
- 3
- 15
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2272
- 2
- 48
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2262
- 0
- 6