Казахстанскую пшеницу на рынке Средней Азии может заместить российское зерно

Это произойдёт, если Россия отменит экспортные пошлины или транзитный железнодорожный тариф.

Казахстанские зернотрейдеры предупреждают о том, что казахстанскую пшеницу на рынке Средней Азии может заместить российское зерно. А риск проникновения туда российской муки еще более высок. Об этом порталу Eldala.kz рассказал глава Союза переработчиков Казахстана Алихан Талгатбек.

В пример эксперт привёл рынок Кыргызстана, который сейчас плотно заняли российские мука и пшеница. Это произошло после 2015 года, когда страна вошла в ЕАЭС.

"На экспорт муки в России пошлины нет. Так что сейчас приток российской муки в страны Средней Азии сдерживает только транзитный железнодорожный тариф. Однако пока в России почти нет излишков мукомольных мощностей. Поэтому пока им выгоднее экспортировать зерно в Казахстан, чем муку – в Среднюю Азию. Конечно, ситуация может быстро поменяться. Я разговаривал со многими своими коллегами в России, сейчас кое-кто запускает мельницы, которые простаивали десятилетиями. Но это процесс непростой", – отметил Алихан Талгатбек.

По его словам, нужно учесть и тот факт, что несмотря на рекордный урожай зерна в России, интерес к экспорту в Казахстан или Среднюю Азию имеют далеко не все регионы. В основном это Оренбург, Омск и сибирские области. А центральным и южным намного проще отгружаться через Черное море или Каспий. 

Конечно, Сибирь также способна "завалить" наш рынок своими объёмами, отмечает портал. Ведь даже контрабандный переток эксперты оценивают цифрой до 2 млн тонн в год. Легальные поставки также в нынешнем году велики, и одними из основных покупателей российской пшеницы стали как раз мукомолы, а также птицеводы – они в основном берут пшеницу классом ниже.

Причиной интереса к российскому зерну большую часть года была более низкая цена. Однако в последнее время оно чуть подорожало из-за выросших цен на логистику. С учетом доставки тонна продовольственного зерна сейчас стоит 14-14,5 тысяч рублей, или 105-110 тысяч тенге. С НДС выходит 120 тысяч тенге за тонну, тогда как казахстанская пшеница с НДС стоит 116 тысяч. Но цены колеблются, и привлекательность российского зерна может вернуться.

"Что касается поставок российской пшеницы в Среднюю Азию, то пока в этом нет экономического смысла. Мы считали; при доставке в Узбекистан она будет на 50-60 долларов дороже казахстанской. Но тут тоже есть нюанс – контрабанда, которой многие предприниматели балуются. Тогда они не платят ни экспортную пошлину, ни транзитный тариф, и в этом случае российское зерно "проходит" на Узбекистан", – отметил Алихан Талгатбек.

Что касается Афганистана, то на фоне большого урожая в России широко муссировалась информация о ввозе 2 млн тонн. Однако глава Союза переработчиков сомневается, что в реальности этот объём поставят. Причина – в логистических проблемах, которые в России аналогичны казахстанским: нехватка вагонов, простои поездов в пути.

"Россияне сейчас не могут полноценно обслужить даже казахстанский спрос на зерно, Не хватает вагонов, чтобы на 500 км в Казахстан завезти. А что говорить о том, чтобы завезти миллионы тонн за 3000 км, через три границы? На станции Сарыагаш сейчас пропускать казахстанские вагоны не успевают. Куда там ещё российские? Так что пока о вытеснении нас из Афганистана я бы не спешил говорить. Сейчас туда идут и наша пшеница, и наша мука. Всего там хватает. Если россияне смогут поставить туда продукцию дешевле, чем мы – другой вопрос. Но это маловероятно", – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что мукомолы Казахстан сезоном довольны: если в 2021 году экспортировать удалось 1 млн 450 тысяч тонн, то в 2022 году этот объём отгрузили уже за 10 месяцев. За оставшиеся два месяца общий объем экспорта планируется довести до 1,9 млн тонн. И это не предел, план на следующий год – 2,2-2,4 млн тонн.

"Рынок Средней Азии, включая Афганистан, позволяет реализовать наш экспортный потенциал по муке – это 3 млн тонн. Нам нужно выйти на этот объём в течение ближайших лет, чтобы загрузить все зерноперерабатывающие мощности Казахстана", – отметил Алихан Талгатбек. 

Многое будет зависеть от уровня поддержки государства, пишет портал. В нынешнем году внезапно отменили субсидию транспортных расходов, теперь её обещают вернуть. Переработчики хотели бы увидеть и другие инструменты поддержки – фискальные и тарифные.


Читайте также:


Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

 Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров