Казахстанская компания, действующая под названием Nissan Motors Co, некогда зарегистрировав исключительное право на товарные знаки Nissan, подала иск к Carlux Company. Nissan Motor Co потребовала в суде признать действия казахстанской компании Carlux по хранению, предложению к продаже и продаже в Казахстане машин Nissan нарушающими её исключительные права. И запретить последней использование «чужих» товарных знаков, закрыть её салоны и сервисные центры в Казахстане. Эксперты оценивают иск как прецедентный. Профильный комитет МИиР не счёл нужным комментировать ситуацию.

СМЭС Алматы под председательством судьи Есембаевой решил удовлетворить требования истца полностью. В Carlux сочли решение суда незаконным и оспорили в Алматинском горсуде. Рассмотрение жалобы планировалось восьмого, но перенесено на послезавтра, 15-е октября. Союз независимого автобизнеса Казахстана и международная консалтинговая группа Aston Alliance поддержали Carlux. «Мегаполис» попросил экспертов прокомментировать ситуацию по главному вопросу.

– Как повлияет созданный прецедент на развитие авторынка Казахстана?

– Если CarluxCompany запретят продавать авто, то возможны разные сценарии.

Собственник бизнеса может открыть новую компанию и заключить аналогичные договоры поставки с российским дилером, благо у последних есть большой к тому интерес. И тут уж кто кого: Nissan или устанет судиться с каждым из очередных ТОО, растягивающим процесс на годы, или найдёт способ решить проблему радикально. Сейчас это вопрос больше принципиальный: пойдёт ли суд на поводу у крупных корпораций и станет ли с закрытыми глазами выносить подобные решения, противоречащие законодательству? Но если этот тренд укрепится, то как далеко зайдут представители производителя в борьбе с параллельными импортёрами – трудно прогнозировать. Скорее всего, это будет начало конца. Лет 5–10 понадобится, чтобы уничтожить всех «серых» дилеров, – считает глава компании Samal Motors Максат Мирманов.

– Основная претензия к «серым» дилерам – они получают прибыль, не вкладываясь в продвижение марки в Казахстане. Так ли это?

– Расходы CarluxCompany на рекламу в 2013-м составили 510 млн тенге, – парирует генеральный директор компании Сергей Скориков.

«Ситуация была бы хуже, если бы Nissanпошёл по пути Toyota и запретил своим дилерам в России продавать авто казахстанским компаниям. Эту проблему пока никто не озвучивает, но Toyota у параллельных импортёров уже в ближайшее время не будет», – предупреждает г-н Мирманов.

Попытки монополизировать рынок автомобилей Nissan начался ещё с 2007 года в России, когда дилеры Toyota и BMW обратились в таможенные органы и органы правопорядка с требованием запретить ввоз автомобилей всем субъектам рынка (включая физических лиц) для личного пользования. Однако российские власти такое требование не поддержали. Борьба продолжается до сих пор. Toyota недавно одномоментно снизила цены на российские Camry, поскольку разница с точно такими же «серыми» Camry достигала $5000.

Кстати, разница в ценах Carlux и ценах официального дистрибьютора – Автомир Мотор Каз, по данным г-на Скорикова, может быть от 10% до 35%. А на запасные части – от 50% до 100%.

– Сергей, CarluxCompany упрекают, что она продаёт машины дешевле рекомендованной розничной цены. Кем эта цена рекомендуется? Почему? Какова она сейчас?

– Рекомендованную цену для дилеров формирует дистрибьютор, находящийся в Казахстане. Это ТОО «Автомир Мотор Каз».

Продолжая тему сценариев развития казахстанского авторынка, г-н Мирмановпредсказывает: «CarluxCompany – «первая «ласточка». Если апелляция и кассация останутся без изменений, дальше по отработанному сценарию будут действовать остальные бренды (Toyota, Hyundai, Volkswagen), чьи авто массово представлены у параллельных импортёров. Но на это тоже потребуются годы. Если всё же государство поддержит автопроизводителей, то мелкие трейдеры (торговцы, действующие по своей инициативе и извлекающие прибыль непосредственно из процесса торговли) довольно быстро отомрут. Более крупные будут скатываться к незащищённым брендам или только к сервису. Впрочем, производители могут предлагать им статус официального дилера при соблюдении ряда условий, дабы заполнить освободившуюся нишу».

– Однако есть ещё вопросы существования в ЕАЭС и в не таком уж далёком ВТО. Как они отнесутся к попыткам монополизации авторынка?

– Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) активно изучает и продвигает инициативу по либерализации свободной торговли и введению параллельного импорта и международных принципов исчерпания права собственности.  Эти вопросы оживлённо обсуждаются Казахстаном, Россией и Белоруссией. Ситуация может поменяться в ближайшие 3–5 лет, – полагает г-н Мирманов.

Комитет индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию (МИиР), сославшись на то, что ситуация сложилась вокруг машин не казахстанского, а российского производства, не увидел необходимости в официальном комментарии.

– Если компанию признают виновной, как это повлияет на авторынок?

– Потребитель однозначно от нынешней ситуации пострадает: альтернативных цен не будет, стоить автомобили будут дорого, популярные авто станут дефицитными. Большое количество граждан, задействованных сегодня в параллельном импорте, будет вынуждено искать новые сферы бизнеса. Кроме того, эти тенденции распространятся на другие секторы торговли: одежды, бытовой химии, продуктов и другие, – рисует безрадостную картину г-н Мирманов.

– Это повлияет на цены для покупателей, на выбор автомобилей, на стоимость услуг по сервису для потребителя. Люди будут вынуждены переплачивать за товары и услуги, которые предоставляют монополисты в лице официальных дилеров, – солидарен с экспертом г-н Скориков.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter